Нищенка

Звонок Азата вывел меня из равновесия. В очередной раз он ездил в рабочее время по своим делами, ссылаясь на проколотую шину. Придется тащиться в налоговую пешком. А это - почти час на дорогу. Злая на весь мир из-за  зря потраченного драгоценного времени, я почти бежала по улице.  Под ногами месиво из подтаявшего снега, с крыш капает. В раздражении перепрыгивая через очередную грязь, услышала:

- Вот ведь задиры какие, опять дерутся за горбушку. Посмотри, внученька. Ох, неугомонные.

Она стояла в выцветшем, когда-то коричневом, пальто, украшенном заплатами, и пуховом платочке. Маленькая, аккуратненькая. Приветливо улыбалась. Солнечные лучики пробежали по морщинистому лицу и задорно заискрились в серо-голубых глазах.  От нее веяло чем-то забытым, из далекого-далекого детства.

 Как будто моя любимая бабуленька обняла. И хоть ее давно уже нет, я вдруг ощутила тепло ее рук, ласковое постукивание по спине. Отчетливо представила, как бабуля достает из печки самые пышные и самые вкусные пироги. А потом мы чаевничаем на крошечной кухне, откусывая кусочек сахара и прихлебывая чай из блюдца.

Видение было таким ярким, что, забыв про все срочные дела, я сквозь непрошенные слезы, стала вместе с нищенкой наблюдать за дерущимися воробьями. Вся улица, как по волшебству, ожила, вырывая меня из плена бездушных бумаг. Около кинотеатра, разморенные солнцем, дремали бродячие собаки.  Мимо бежал мальчишка, на ходу откусывая горбушку свежего хлеба. Ох, попадет ему от мамы. На маленьком пятачке оттаявшего асфальта девчонки чертили классики.

- Как тебя зовут, доченька?

- Оля.

- Ты очень торопишься? Сейчас я тебя конфеткой угощу, мне сегодня такие вкусные подали.

И, конечно, достала мою любимую «Белочку».

Мы разговаривали обо всем, что видели. Сначала она пожалела грустно плетущегося парнишку, тащившего сломанный букет, и моментально сочинила красочную историю о его безответной любви. Маленькая почемучка, достававшую маму вопросами, переключила нас на тему воспитания. А потом мы вместе беззаботно хохотали над фразой, спешащих в кафе девчонок:

- Наконец-то мы с тобой человеческого мяса поедим.

Я с наслаждением ощущала, как от этих разговоров и весеннего солнышка оттаивает мое заледеневшее сердце.

Раньше, подавая милостыню, я старалась быстро бросить деньги и убежать подальше. Что-то унизительное для обеих сторон было в этом процессе. Но только не сегодня. Я с удовольствием поделилась с ней содержимым моего кошелька, попросив помолиться за дорогих мне людей, которых я уже никогда не смогу обнять.

Не стоит и говорить, что в дальнейшем я навсегда отказалась от машины при посещении налоговой. Теперь я точно знала, что драгоценное свое время нельзя только на мертвые цифры расходовать. Я бежала к удивительной нищей женщине, чтобы заразиться от нее восторженным восприятием мира.

А она  встречала меня всегда радостная. От подаренного американскими туристами шарфика, от нечаянно подслушанной шутки или просто от чудесной погоды. И угощение для меня почти всегда было в виде наливного яблочка или необычайного печенья.

Только один раз в ее глазах заблестели слезы. Когда я сказала о своей профессии. Оказалось, что ее любимая доченька также работала главным бухгалтером. В тот день и поделилась она своей историей:

- Редко так бывает, но весело и дружно мы жили под одной крышей: дочь Галочка с мужем Алешенькой и сыном Игорьком, да я. Квартира большая, характер у всех легкий.  Зять в дочке души не чаял, пять минут не мог без нее прожить. А пел под гитару – заслушаешься. Игорек азбуку осваивал, в первый класс пошел. Ох, внученька, как любила я их всех.

- А что случилось?

- День рождение дочки в тот год совпало со срочной командировкой, решила она с мужем лететь, благо у того отпуск был. Да, не долетели. Горы помешали.

Она ненадолго замолчала. У обеих по щекам слезы текли.

- Так и осталась я вдвоем с внуком горе горевать. Работала на двух работах, старалась, чтобы ни в чем сиротинка не нуждался. Перестаралась. Школу Игорек окончил хорошо и в институт поступил, да просмотрела. Вообще-то, он у меня добрый, но не с теми ребятами связался.  Пенсию всю ему отдаю. Зато есть, где ночевать. А вот на лекарство и еду приходится просить, работать уже не могу.

- Но мне нравится – радостно закончила она свой рассказ. - Уж больно люди вокруг хорошие.

Несколько лет длилась наша необычная дружба. Но всему приходит конец. Осиротела улица без доброй улыбки.

Да и я уже много лет в другом городе живу. Но стоит мне только разозлиться на грязь под ногами, слышу:

- Вот ведь задиры какие, опять дерутся за горбушку. Посмотри, внученька. Ох, неугомонные.


Рецензии
Замечательно, когда вокруг нас есть светлые люди!
Спасибо за добрую память и за рассказ!
С пожеланием всего доброго в жизни и в творчестве,

Лариса Потапова   04.09.2022 20:46     Заявить о нарушении
Лариса, благодарю за добрые пожелания. Взаимно! Мне встречалось столько необыкновенных светлых людей. О каждом хочется написать. Надеюсь, получится.

Ольга Прохорович   04.09.2022 21:54   Заявить о нарушении