Приметы эпох

ПРИМЕТЫ ЭПОХ

Борис Ихлов

Если бы явление и сущность совпадали, писал Маркс, науке нечего было бы делать. Что за явление и какова сущность?

Музыка

Вы слушали концерт ре минор Вивальди-Баха для органа? Например, здесь:
https://youtu.be/ffVzQnrOCGk
Играет современная девушка возраста чуть ли не школьного. Ее невозможно слушать. Что она может своей игрой рассказать людям - с ее-то современной душой? Даже пятилетний Моцарт не мог, он просто несоразмерно возрасту бегло играл на фортепиано.
Запись игры того же концерта Евгении Лисициной 1972 года резко отличается - она не рвет звук, не торопится, нет взвизгов. Сравните, если сможете:
https://stand.hitplayer.ru/?s=&p=2
( A. Vivaldi - W. F. Bach, Concerto for organ in D minor).

Хотите послушать в интернете «Апассионату» в исполнении еще не старого Рихтера? Не найдете.

Попытался найти в интернете сонату Генделя соль минор для двух скрипок. Есть  с  участием  флейты,  гобоя,  виолончели...  С двумя скрипками - исполняют  какие-то иностранцы - слушать нечего. Еще две, вероятно, школьницы,   одна   толстая,   другая   не   толстая,  но бесформенная.  Просто  водят  тянуще  смычком по струнам и думают, что это и есть музыка.  Еще  парочка:  одна женщина, с виду бухгалтер в магазине, другая помоложе  -  тоже  водят  по  струнам, водят короче, отрывисто - но так же безвкусно, пусто. Они никогда не слышали приличного исполнения? Они не понимают, что такое музыка, они глухие.

А эти анонсы: «Красивая музыка». «Для души». «Бодрит». «Прекрасная классическая музыка». От одной израильтянки услышал: «Пушкин писал красивые стихи».

Режут фильмы, выдирают, что представляется лишним. С Тарковским работал художник Ромадин, оттого в «Зеркале» брейгелевские краски. Тем фильм и ценен. В цифровом формате всё исчезло, всё блёкло. Еще мода – раскрашивать черно-белые фильмы.

Виниловый носитель – гораздо адекватнее лазерных дисков, он сохраняет акустику, он прозрачнее, точнее, нет лишних шумов. К тому же магазины полны под завязку халтурной продукцией. Купил диск с вальсами Шопена – пришлось выбросить, ничего от Шопена не осталось.
На лазерных дисках выросло глухое поколение.
Великий Рихтер играет сонату до минор Гайдна – но молодое поколение не слышит, оно не понимает, о чем говорят Гайдн и Рихтер.

Литература

Та же история с поэзией. Сколько   ошибок, когда  переписывают стихи, «ни» переписывают так,  как  они понимают. В стихотворении Гумилева «Я думал, я верил...» на одном сайте я насчитал 7 ошибок. Не грамматических, но подменяют слова - ибо некоторых слов «они» понять не в силах.
Коверкают  «Этот воздух пусть будет свидетелем...» И восхищаются ничтожной книжкой про Гарри Поттера.

Не о нашем ли времени писали Ибсен, Теннеси Уильямс?
Почему у многих писателей XIX – XX веков так много произведений, где герои смертельно больны или при смерти?
Ибсен, «Привидение», у героя пьесы - сифилис мозга.
Теннеси Уильямс, «Сладкоголосая птица юности», главного героя кастрируют.
Олби, «Всё кончено» - действие строится вокруг смерти главы семейства.
Юджин О'Нил, «Долгий день уходит в ночь». Сын страшно болен, у него туберкулёз, мать -морфинистка...
Теннеси Уильямс, «Кошка на раскаленной крыше»: «Большой Па умирает от рака…» С этого начинается повествование.

Что говорить о сорной литературе.
Рэй Клуун, «Пока мы рядом», героиня Кармен смертельно больна.
Джон Грин, «Виноваты звезды», два подростка, гомосексуалиста,  Хейзел и Огастус, спят друг с другом, но страдают от тяжелой болезни.
Мари-Лора Пика, «Сердце матери», у героини Мари-Лору - рак.
Эрик-Эмманюэль Шмитт, «Оскар и Розовая Дама» - десятилетний мальчик болен лейкемией.
Джоди Пиколт, «Ангел для сестры», тринадцатилетняя героиня Анна перенесла бесчисленное множество операций, переливаний, инъекций, чтобы помочь сестре, больной лейкемией.
Юстейн Гордер, «Зеркало загадок», девочка Сесилия тяжело больна.
Нарочно, что ли? На мысль наводят?

У Онетти – целые батальоны смертников, то у героини грудь отрезали, то еще какая напасть. Словом, сплошная Красная Пашечка в исполнении пародиста Иванова. Специфика латиноамериканской литературы?
Критики пишут - так нынче устроен мир. На партитуре 9-й симфонии Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия. Ура!» Но...
Есть большая разница - у Онетти НЕТ мира. У Борхеса НЕТ мира.
В «Жизнь взаймы» Ремарка – мир ЕСТЬ. В «Мартин Иден» Джека Лондона мир ЕСТЬ.

В пьесах Горького болезни, смерти и самоубийства идеологически оправданы. Всех превзошел, конечно, Шекспир, но он брал пример с садизма античного эпоса.
Салтыков-Щедрин пишет страшные вещи, в «Господах Головлевых» умирает молодой человек, умирает молодая девушка, ее сестра выпивает яд. Но речь не об уединённой смерти, о смерти целого сословия.

Все люди - враги

Я уже во многих статьях писал, что после распада СССР мир вошел в стадию регресса, повторяются темные века. Регресс – обязательный момент исторического движения. История – не только доминирующее развитие как восхождение от низшего к высшему, она включает в себя круговорот, необратимые качественные изменения (трансформизм) и регресс.
В ведущих странах мира свернуты образовательные программы, место культуры заняла даже не субкультура или масс-культура, но анти-культура, когда и театр абсурда уже сменил театр маразма.

Homo утратил дефиницию Sapiens, его сознание полностью подчинено, отштамповано средствами массовой информации, американскими, украинскими, израильскими, британскими, российскими, китайскими.
Формула Маркса в «Тезисах о Фейербахе», что личность человека есть совокупность общественных отношений, оправдывается в самом худшем ее варианте.

Олдингтон в романе «Все люди – враги» пишет о своей судьбе, оказывается – о судьбе потерянного поколения. И это не всё, роман - критика буржуазной Великобритании. Но разве название романа – не о нас?
Оглянитесь вокруг себя – разве это не так? Сын избивает, убивает отца – чтобы получить квартиру, дочь с дружками забивает  отца до смерти, чтобы получить квартиру, брат ворует у брата кусок земли на даче, спортсмен избивает пенсионера, другой спортсмен избивает инвалида – таких случает масса, я писал о них в газете «Пермский обозреватель».

Была эпоха, когда европейские режиссеры снимали фильмы о бунтующем рабочем классе.
Фильм Элиа Петри 1971 года «Рабочий класс идет в рай» об итальянском рабочем-стахановце, которого не любят товарищи по работе, но ценит администрация завода. Рабочий теряет на производстве палец, лишается возможности хорошо зарабатывать и становится революционером.
Итальянцы в фильме – не просто холерики, это взвинченные холерики. Нет намека даже на тень апатии. Души их мятутся. Главный герой – не персонаж фильма, это рыдающий Хозе из оперы «Кармен».
Замечательно показаны леваки, студенты-переростки, жалкие, ничтожные, навязчивые, кричат рабочим примитивные фразы: «Вы рабы! Вы плохо живете!» И, когда доходит до дела, трусливо ретируются в кусты.
Забастовка кончилась победой, уволенного героя зовут обратно на завод, участвовать в борьбе вместе со всеми. Победа? Нет, возврат статус-кво. Стена. Там, за стеной – рай, но рабочий класс не может ее сломать.
Буржуазии страшно? Нет. Фильм получил приз «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 1972 года.
Фильм «Докеры» 1999 года Билла Андерсона по сценарию Джимми Макговерна и писателя Ирвина Уэлша, до деталей точно описывает забастовку докеров Ливерпуля 1994 года, в съемках заняты лишь два профессиональных актера, остальные артисты – сами докеры и их жены, дети, В 1999 году ваш покорный слуга на премьере фильма в Ливерпуле имел счастье общаться с участниками и авторами фильма и получил его копию в подарок.
Была эпоха. Она канула в Лету.

2015 год, рабочие «Мотовилихинских заводов» шлют Киеву комплектующие для «Градов», из которых украинские нацисты убивают детей, женщин, стариков, рабочие Ярославского завода снабжают Украину дизелями для танков, рабочие КАМАЗа – военными грузовиками, рабочие «Лукойла» - горючим для бронетехники.

Гуманитарная интеллигенция? – Еще хуже. Многие получают многотысячные гранты от США в рамках проведения интересов США на территории России. В пермском университете такие гранты получает философ Внутских, доктор наук. Уровень философского дискурса упал до неприличия.
Физики? – Заняты обслуживанием церкви.
В мире в физике – упадок, см. «Кризис в физике»
Кризис охватил биологию и медицину. Медицина стала служанкой фармакологических фирм.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности выдает патенты мошенникам и даже патенты на изобретения вечного двигателя. Редакции ведущих журналов отдают статьи на рецензии безграмотным.

В целом наука, как и культура, превратилась в посмешище.
Учёные из университета Бристоль определили, как лучше макать в напитки печенье. Их достижения были опубликованы в журнале Nature.
Учёные из научно-исследовательского центра Сисэйдо в Иокогаме пришли к выводу, что у людей, которые думают, что их ноги дурно пахнут, ноги действительно начинают плохо пахнуть, а у людей, которые не думают о своих дурнопахнущих ногах, ноги не пахнут.
Исследователи из Департамента здравоохранения штата Орегон и Ливерпульской школы тропической медицины доказали, что свиньи заражаются сальмонеллой по дороге на бойню.
Профессор психиатрии Джон Мак из Гарвардской медицинской школы и профессор истории Дэвид Джейкобс из Темплинского университета пришли к выводу, что люди, уверенные в том, что их похищали космические пришельцы, вероятно, действительно были похищены.
Исследователи из Японского метеорологического агентства долгое время на полном серьёзе пытались доказать, что землетрясения происходят из-за того, что сомы слишком интенсивно вертят хвостами. Это версия так и не была официально подтверждена.
Международный журнал «Неврология» опубликовал доклад под названием «Влияние одностороннего принудительного носового дыхания на познание». Иными словами, учёные пытались доказать, делает ли нас умнее дыхание через одну ноздрю. Исследования продолжаются.
В институте пищевых исследований в Великобритании сделали анализ хлопьев для завтрака. Свою работу учёные назвали «Исследование влияния влажности на уплотнение зерновых хлопьев».
М. К. Баккевис из компании Sintef Unimed в Норвегии и Р. Нильсон из Технологического университета Дании опубликовали исчерпывающее исследование, в котором окончательно доказано, что не рекомендуется носить мокрое нижнее бельё в мороз. Полное название исследования звучит так: «Влияние мокрого нижнего белья на терморегуляторные реакции и тепловой комфорт на морозе».
В университете Бергена в Норвегии учёные опубликовали доклад под названием «Влияние эля, чеснока и сметаны на аппетит пиявок».
Исследователи из университета Уилкса совместно с сотрудниками компании Мьюзак Лимитед в Сиэтле установили, что прослушивание фоновой музыки в лифтах способствует укреплению иммунной системы и предотвращению простудных заболеваний.
В университете Олбани, штат Нью-Йорк, была опубликована научная статья под названием «Унос цыплят как мера скорости ветра при торнадо».
Подобных исследований – сотни тысяч.

Завод, университет, соседи по дому, пассажиры автобуса, прохожие на улице – вот о чем роман Олдингтона. Гражданская война, растворенная в природе, война нищих против нищих, растворенный в природе фашизм.

Буржуазия превратила ВСЕ политические партии, от левых ультра до компартий и ультраправых, в предохранительный буфер между собой и массами. Если не занята какая-либо политическая ниша, например фашистская, власти заполнят ее собой. Буржуазии удалось извратить, поставить себе на службу движение за права женщин, экологическое движение (яркий пример – Партия зеленых ФРГ), профсоюзные организации (яркий пример – АФТ КПП, орудие  руках Госдепартамента США),  анархистские организации (яркий пример – Кон Бендит), троцкистские организации, движение против расизма (яркий пример – BLM), не говоря уже об ЛГБТ.

Разве не является ли современный мир прямым продолжением мира прошлого, когда англичане (вместе с испанцами) истребили свыше 100 млн индейцев и 90 млн индусов, когда они истребляли ирландцев, жителей Австралии, когда стравливали арабов и евреев, когда порабощали негров – лишь при перевозке из Африки погибло 9 млн негров, но в музее рабства в Ливерпуле по сей день в рамочке красуется высказывание президента Джефферсона, что рабство послужило развитию американской экономики.

Нобелевская премия дискредитирована, ее выдают политически ангажированным бездарям. Но посмотрите на так называемых левых философов:  Пол Готфрид, Норберт Боббио, Андрэ Глюксман, Алекс Калиникос, Ален Бадью, Этьен Балибар, Терри Иглтон, Ф. Джеймисон, Ян-Вернер Мюллер, Бернар Анри-Леви, Уолден Белло, Джон Беллами… Все ухоженные, сытые, респектабельные, у всех теплое место в университете. Они не страшны буржуазии, они – часть буржуазной системы. Не отличаются от «левых философов» и «левые писатели». Энди Мерифильд, Нельсон Пири, Сэмюэл Фарбер, Шарон Смит, Джереми Кронин, Том О’Линкольн, имя им легион, они прожили комфортную жизнь, это не Гарсия Лорка, не Пабло Неруда, не Муса Джалиль, не Юлиус Фучик.
Посмотрите на российских «марксистов», из КПРФ, ВКПб, РКРП-РПК, РПР и т.п. Никто из них ни разу  не был арестован, никого не уволили с преподавательской работы, они – часть буржуазной системы.

Разве не является современный мир прямым продолжением мира прошлого, когда турки вырезали армян, когда англичане  Китае вели опиумные войны, когда евреи в 1948 году, еще до решения ООН, для расширения территории Израиля вырезали в местечке Дейр Ясин всех арабов, детей, женщин, стариков (а современные евреи это оправдывают), когда американцы за два месяца оккупации Северной Кореи казнили свыше 1 млн мирных граждан с применением пыток, когда американцы использовали во Вьетнаме химическое оружие и проводили медицинские эксперименты над пленными вьетнамцами? И чем лучше гитлеровцев вели себя во 2-ю мировую поляки, чехи, японцы, итальянцы, особенно венгры?

Говорят, Гиммлер упал в обморок при посещении концлагеря.
Сегодняшний мир не падает в обморок, когда ему сообщают о зверствах необандеровцев на Украине, мир поддерживает украинский гитлеризм. Как говорил Шерлок Холмс (спасибо Делягину за ссылки): «Спасибо, что… просветили, но… я постараюсь как можно скорее всё это забыть».

Бабий Яр забыт, еврейский бизнес на Украине, украинские раввины сплошь поддержали бандеровцев на майдане-2014, МОССАД и ЦАХАЛ помогали бандеровцам, посол Израиля в Киеве приглашал к себе главу украинских фашистов Яроша.
На торжественном заседании Генассамблеи ООН в память о жертвах 2-й мировой постпред Украины Сергей Кислица заявил, что Гитлер «разработал план войны совместно со Сталиным».

Не надо твердить, что нужно отделять бандеровцев от украинского народа, эсэсовцев от немецкого народа. Фашизм не есть удел узких социальных групп, фашизм есть заслуга всей нации. Когда остановился Южмаш, рабочие завода предложили перевести предприятие на изготовление оружия для АТО. Это и есть фашизм.
Фашизм – это не только десятки тысяч негодяев, устраивающих факельные шествия по городам Украины с портретами Бандеры, Мельника, Шухевича, это миллионы тех, кто смотрит со стороны и не восстает против.
Когда Мадлен Олбрайт оправдывает убийство американскими солдатами полумиллиона мирных граждан Ирака, говорит, что это убийство было в интересах США, и рядовые американцы не восстают против – это и есть фашизм.

Дни, когда рабочий класс в начале XX века проливал кровь, 60-е, когда рабочий класс восставал в США, в Италии, во Франции, дни, когда рабочий класс захватывал заводы, когда рабочий класс Латинской Америки шел против гегемонии США, канули в Лету.

Рабочий класс не желает видеть буржуазию своим антиподом, Ноам Хомский прав – рабочий класс сходит с политической сцены. Нужно только добавить – ЭТОТ рабочий класс.
Того рабочего класса, который бы не только сверг буржуазию, но стал правящим классом, пока не видно даже ростков.

Диалектика

Малосведущий Шпенглер, который городил огород о Египте, у которого Достоевский родился в Петербурге, писал «Закат Европы», имея в виду революционный слом старого мира.

Конец истории по Гегелю  – когда уходит дух истории, его место занимает новый дух, наступает  конец творчества, дух истории превращается в библиотеку, где бесконечно обозревают, инвентаризируют и пр. Маркс возражал Гегелю… О конце истории говорил гегельянец Кожев, а Кожева повторил неглубокий Фукуяма, клон Кожева, так представляет дело в интервью КП Кургинян.
На самом деле именно Гегель утвердил тот взгляд на историю, согласно которому человечество развивается от низшего к высшему.
Правда, прусское государство у Гегеля оказалось не подвержено диалектическому отрицанию. Но никакого умирания творческого после конца истории у Гегеля нет, Гегель под концом истории имел в виду тотальную победу капитализма, в виду войн Наполеона предвидел будущее разрушение национального, ломку государственных границ, мешающих развитию капитализма.

На самом деле француз Александр Кожев под концом истории подразумевал тотальную гибель религии (см. «Введение в чтение Гегеля»). Кожев, мягко говоря, ошибся.

На самом деле Фукуяма не имел в виду гегелевское понимание конца истории, он говорил о конце противостояния коммунистической и буржуазной систем - хотя в СССР не было не то, что коммунизма, но даже социализма. Фукуяма под концом истории имел в виду конец политической истории, тотальное воцарение демократии в ее буржуазном понимании. Полемизируя с Марксом, в книге «Конец истории и последний человек» Фукуяма пытается уверить, что, начиная с конца экономической истории не общественное бытие определяет общественное сознание, но экономическое развитие оказывается обусловленным сознанием и культурой.

Разумеется, такое противоположение ложно, не только потому, что общественное сознание есть продукт общественного бытия, его системное качество. Но потому, что Марк никогда не грешил грубым объективизмом, наоборот, он ему возражал, более того, подчеркивал, что уровень развития производства определяется тем, насколько наука (культура) стала производительной силой.

Назвать Фукуяму неглубоким тоже нельзя, это всего лишь малограмотный пропагандист-агитатор, сыплющий заезженными клише, ничего не знающий ни об СССР, ни о России. Однако именно Фукуяма повторил тезис советских марксистов 50-х, что возможной причиной распада СССР может быть такой рост экономики, когда управленческий аппарат оказывается не в силах опосредовать всё многообразие хозяйственных связей.

И Кожев, и Фукуяма следуют Гегелю и Марксу, оба под концом истории не имеют в виду остановку исторического процесса, оба понимают этот процесс как не прекращающееся восхождение от простого к сложному.
Историю как конечный процесс представляет именно религия, к которой, как к Кодексу строителя коммунизма, постоянно апеллирует Кургинян.

Ибсен, Теннеси Уильямс, Ремарк - не прорицатели, не предвестники наступившей эпохи Кин-дза-дза, эпохи регресса. Они писали о том страшном, что их коснулось, о том страшном, что представляет собой капитализм. У Ибсена, у Бернарда Шоу – не дом, а строй, «разбивающий сердца». Они писали о том страшном, которое задолго до них увидел в капитализме Мандевиль в своей «Басне о пчелах».
Это не силы ада, как в интервью КП подменяет суть дела Кургинян, это капитализм.

Маркс утверждал: конец не истории, а предыстории человечества. И, разумеется, не с гибелью СССР, а с гибелью капитализма, с которой история человечества только начинается.

«Социализм или варварство!» - провозглашают троцкисты и прочие левые «радикалы», однако это провокация. Да, мировой кризис капитализма близится к апогею. Но, как объяснял Ленин, диктатура пролетариата – не только и не столько подавление эксплуататорских классов, сколько способность рабочего класса взять всё управление экономикой страны в свои руки. Сегодня в странах мира нет ни революционного класса, ни класса, способного заместить собой буржуазию в экономике.

20.4.2022


Рецензии