Об одном очень хорошем человеке

Холодной зимней ночью в доме царило лихорадочное возбуждение – жена Павла Егоровича готовилась родить ребенка. Двое детей, Коля и Саша, осторожно вышли из комнаты и выглядывали из-за двери.
Коленька, как его ласково называла мать, был пока самым младшим сыном в семье. Старшего брата Сашу он любил и уважал. Отец был человеком набожным: детей заставлял ходить в церковь. Он не знал, что принудить человека к вере нельзя. Саша уже пел в церковном хоре, а Коля был еще мал, и пойти в хор должен был «через год или два всенепременнейше». Отец всегда молился в отдельной комнате. Но сейчас все были рядом с матерью. Ветер за окном затихал.
Братик Коленьки и Саши родился утром, двадцать девятого января. Лицо его было серьезным, лишь поначалу он улыбался сам и глаза его улыбались, но затем он будто бы понял – веселиться в этой семье принято редко. Павел Егорович держал мальчика на руках, торжественно крича, что родился «человек умнейший, истинный доктор». Сын смотрел на него грустными, строгими глазами, словно пытаясь понять, что этот высокий и бородатый человек ему предсказал. Всех полюбил мальчик, в особенности свою добрую матушку, но отца принял не сразу.
 - Упрямый родился ребенок, - задумчиво проронил купец. – Антоний… Антон. Будешь, стало быть, Антон Павлович.
Евгения Яковлевна нежно улыбнулась, поцеловала сына в лоб.
 - Добрым будешь, сынок, - с любовью прошептала она ему на ушко. – Хорошим человеком вырастешь. Антоша…

Антоша рос. Ему не позволяли быть бездельником: отец неожиданно стал владельцем бакалейной лавки и теперь не позволял детям отдохнуть даже минуту. Антон с братьями просыпались, когда солнце только сонно потягивалось и его длинные загорелые руки едва показывались из-за деревьев. Мальчик умывался, дрожа от того, что холодная вода покалывала щеки, и наспех одевался в одежду, которую совсем не хотел носить. Он ходил куда-то – даже сначала не понимал, куда – и видел таких же, как он, детей. Антон пел, погружаясь в атмосферу строгости и торжественности с головой. Но эта атмосфера ему не нравилась.

После школы Антоша бежал в бакалейную лавку отца, где вместе с братьями помогал продавать спички и крупу. Там, приветливо, но робко улыбаясь людям, он познавал жизнь. Антон не все мог увидеть из-за спин братьев, но все слышал: острый слух мальчика улавливал каждый звук. Он узнавал все моменты жизни народа: понимал, как сладко и праздно живут богачи, как мучаются нищие. Слезы людей, чей голос был добрым и хрипловатым от простуды, больно ударяли маленького Антошу в самое сердце, не давая спокойно сидеть на своем месте и слушать дальше. Мальчик все осознавал и впитывал, впитывал в себя страстно и жадно…
Антоша учился быть портным. Он хотел спросить у отца, зачем же ему это нужно, но Павел Егорович очень разозлился и сказал, что не хочет иметь сына-бездельника, который будет позорить его фамилию. Мальчик тогда очень испугался и даже немного плакал, но никому, кроме матери, не показал своих слез. «Не печалься, дорогой мой, - ласково сказала ему мать. – Слушай отца, он ведь плохого не скажет. Никогда не любили ленивых людей, тех, кто жизнь свою пусто проживает. Учись, сынок!» И Антон учился. Учился жить.

Вскоре Антон подрос. Он поступил в таганрогскую гимназию. Там ему нравилось все, особенно учителя, которые по-доброму подшучивали над каждым учеником. Один веселый учитель даже придумал ему кличку – Чехонте. Антон посмеялся. Не забыл. Мальчик стал выше, сильнее и был среди первых учеников в классе. А потом узнал про театр. В тринадцать лет он попал на оперетту «Прекрасная Елена». Мальчик понял, что театр и литература полностью захватили власть над его сердцем. Первой любовью Антона стало искусство.
Мальчик начал писать. Один за другим в его голове всплывали моменты из детства, разговоры людей в бакалейной лавке отца. Но под своей фамилией юный писатель не творил. Ему помогло прозвище, данное учителем. В газетах появлялись статьи Антоши Чехонте.

Когда Антону было шестнадцать, его отец разорился. Сын видел, как на его лице ходили желваки, как он стучал кулаком по столу и проклинал все и всех. Если бы он был маленьким, то непременно испугался бы. Но Антон был уже взрослым, красивым юношей. Он не боялся, а огорчался. В доме поселилась тоска.
Через некоторое время Павел Егорович с семьей переехал в Москву. Антон не захотел и остался в Таганроге. Он стал подрабатывать репетитором и продолжал учиться. Страхи отца не сбылись: сын не стал лентяем. Он невероятно много читал. Книги стали для него утешением. Они погружали его в другой мир или открывали глаза на свой. В каждой букве, в каждой строчке юноша видел особенный смысл. Но не любил длинных романов – строчек становилось слишком много, а значит,  и смыслов тоже. В смыслах можно запутаться. Антон это понимал. Он и сам писал. Очерки и небольшие статьи публиковались в газетах и журналах. Вскоре он понял, что может сотворить нечто большее, чем зарисовки и миниатюры. Антон сел за стол и лихорадочно вывел на бумаге: «Гостиная  в  доме  Войницевых.  Стеклянная дверь в  сад и  две двери во внутренние покои…» Это стало началом того, что сейчас всеми силами стараются спасти от обесценивания. В те годы Антон Чехов написал свою первую пьесу «Безотцовщина».
По окончании гимназии Антон все же собрал вещи и уехал к семье в Москву. Мелкие публикации приносили небольшой доход, с его помощью юноша обеспечивал семью. Он трудился день и ночь, пытаясь заработать как можно больше. В декабре в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.». Антон был на седьмом небе. Эта публикация стала большим шагом к известности.
Чехов не прекращал литературной деятельности. Он сотрудничал с шестью печатными изданиями, где публиковались его короткие юмористические рассказы. Когда писателю было двадцать четыре года, он опубликовал свой сборник «Сказки Мельпомены». Мельпомена – муза трагедии. Так талантливый прозаик и драматург соединял юмор и трагедию. Это мог сделать только он. «Я поднял в Питере переполох, от которого угорел, как от чада», - писал он своему брату Александру. Это было связано с критикой. Многие писатели не оценили труд Чехова. Их злило, что рассказы написаны «в один присест». Позже они, наверное, поняли, как ошибались.

Антон Чехов любил людей и жалел их. Много раз, работая в лавке отца, он слышал, как родные многих рабочих умирали от болезней. Юноша не хотел смерти. Он любил жизнь. В девятнадцать лет Антон поступил на медицинский факультет Московского университета имени И. М. Сеченова. Медицина увлекала студента, еще во время учебы он принимал больных. Через три года после того, как вся Россия гремела, поражаясь убийству Александра II, Антон стал заведующим звенигородской больницы. Люди любили веселого доброго доктора, который спасал им жизни. А доктор любил их еще больше.
Однажды двадцатисемилетний Антон Павлович создал свою первую повесть. Он готовился к этому: раскладывал в своей голове мысли по полочкам, кое-что записывал, а что-то благополучно забывал. Он понимал, что создаст нечто необыкновенное и новое для него, но, когда повесть была готова, все равно удивился. Он не был высокомерным. В этом же году в театре поставили пьесу Чехова «Иванов». Драматург очень волновался, у него подгибались коленки, и постоянно слетало с носа пенсне. Но пьеса была встречена овациями. Через год Антон Павлович получил свою первую награду: Пушкинскую премию. Чехов был польщен, осмелел, и, нарушив правило, отправился на Сахалин проводить беседы с политзаключенными. Материалы, полученные там, стали основой для книги «Остров Сахалин». Чехов не боялся нарушать правила. Он их создавал.
Чехов продолжал спасать людей. Он купил имение в Мелихове, где лечил больных, открыв медицинский пункт. Антон Павлович пропагандировал образование: он построил там три школы. Когда в Мелихове свирепствовал голод, писатель жертвовал несчастным людям деньги и все другое, что могло бы им помочь. Он отдавал народу всего себя. Чехов не пожалел ничего. Этот человек был от макушки до пят гуманистом.
Он путешествовал по Европе. Мать, Евгения Яковлевна, научила его любить не только людей, но и природу. Антон Павлович изучал ее с любовью и вниманием. Писатель побывал во Франции, Австрии, Италии. Его сердце покорила Венеция. Город на воде захватил Чехова своим великолепием, красотой и величием.
Увы, гении тоже бывают больны. Антон Павлович Чехов страдал от туберкулеза. Писатель заразился, когда лечил больных – тюремных заключенных – на Сахалине, где побывал дважды. Но смерти Чехов не любил. Поэтому Антон Павлович лечился на Юге. Там он познакомился со своей будущей женой. Ее звали Ольга Книппер. Они стали семьей в 1901 году. Вот отрывок из письма Антона Павловича к жене: «Книпшиц милая, в последнем номере «Нивы» изображен ваш театр, между прочим, ты, Мария Фед. и Савицкая. Ты вышла лучше, чем где-либо. Этот номер стоит того, чтобы купить его и спрятать на память. Между прочим, найдешь там и академиков; меня с очень толстым носом. <…> О, дуся моя, дуся, хорошая моя! Рассчитывал засесть без тебя за стол и начать работать, но по-прежнему ничего не делаю и чувствую себя не совсем важно. Имей в виду, скоро приеду, веди себя хорошо. Целую тебя крепко. Твой Antonio». Он видел свой толстый нос, но в Ольге Книппер никогда не находил ни одного изъяна. Это и есть любовь. Тот, кто демонстрировал гуманизм и терпеливость, стал ярким примером самой чистой и прекрасной любви на свете.
Он создал пьесу «Вишневый сад», не зная, что она будет последним его произведением. Затем уехал в Германию. Сердце, так трепетно любящее все вокруг, но ненавидящее ложь, лесть и жадность, устало работать. Его съедала проклятая болезнь. Однажды ночью он проснулся. Сказал: «Давно я не пил шампанского…» А потом умер. Ольга Книппер была подавлена и долго плакала, не жалея слез. Она лишилась не только любимого человека, но и лучшего друга. Впрочем, о чем тут говорить? Лучшего друга лишился весь российский народ.
Антон Павлович Чехов. Его имя знает вся страна. Он прошел через суровое воспитание отца, через бедность и нужду. Он всю жизнь отдавал людям по частичке своей души, но сумел ее не растратить. Это был великий человек. Я думаю, перечислять его заслуги бессмысленно. Каждый знает самую великую его заслугу: он жил, творил и оставил для нас свои произведения, которые заставляют людей смеяться и плакать и по сей день. Память об Антоне Павловиче живет в сердце русского народа и никогда не исчезнет.


Рецензии