Дело и знание

Однажды, старый еврей, всю жизнь делавший сапоги и туфли для жителей Хайфы, когда день уже близился к вечеру, спросил своего племянника, который был его учеником:

- Варул, ты многому научился от меня, но ни разу так и не спросил о том,  как согласовать те знания, что ты имеешь с теми делами, которые ты будешь делать?

Варул слегка улыбнулся.

- Дядя Аарон, но вы ведь простой сапожник, а не раввин! Лучше я спрошу об этом своего рабби, я думаю, он это знает получше, чем вы!
- Что ж, ты сделаешь правильно, мой мальчик, если задашь этот вопрос почтенному рабби Иосифу на ближайшем собрании в синагоге.

На том разговор был окончен. Варул наведя порядок на своем рабочем месте, попрощавшись с семьей Аарона, по вечерним улица Хайфы отправился домой, по дороге подмигивая симпатичным девушкам.  На следующий день, после того как рабби Иосиф освободился окончив беседу с вдовой Авигдора Имбер добропорядочной пожилой женщиной по имени Файгель, Варул набрался смелости и задал раввину этот вопрос.
Рабби Иосиф внимательно посмотрел на Варула, а потом, хитро сощурив глаза, спросил:

- Уж не старый ли Аарон подослал тебя ко мне с этим вопросом?

Варул честно во всем признался.

- Тебе, юноша, следует самому ответить на него, но сначала, пусть почтенный Аарон задаст тебе этот вопрос в такой форме в какой задал его когда-то мне! – сказал, словно вспоминая что-то очень далекое, рабби Иосиф.
- Дядя Аарон? Простой сапожник, задал вопрос вам, раввину? – недоверчиво посмотрел на рабби Иосифа Варул.
- В этом мире, Варул, не бывает ничего сложнее простого, и ничего проще сложного! – серьезно ответил рабби Иосиф. – Послезавтра расскажешь мне о том, к какому выводу ты придешь, еще раз выслушав своего дядю.

Сказав эти слова, рабби Иосиф встал, попрощался с Варулом и, поскрипывая новыми туфлями, которые, кстати, сделал ему сапожник Аарон совсем недавно, отправился по своим делам.
Варулу не осталось ничего как утром следующего дня передать разговор со своим рабби дяде Аарону. Тот довольно улыбнулся и глубоко вздохнув начал:

- Верно сказал почтенный Иосиф, тебе придется искать ответ самому, а чтобы тебе было легче это сделать, я напомню тебе одну знаменитую пословицу, а уж о ее смысле ты будешь размышлять сам. Вечером, после работы, я жду от тебя ответ. А вот и пословица: «Если твои дела превышают твои знания – тогда знания твои ценны, а если твои знания выше твоих дел, тогда знания твои бесполезны!».

Варул отошел от дяди Аарона и целый день, занимаясь подгонкой стелек к сапогам и туфлям, думал над смыслом старой еврейской поговорки. Вечером, собрав инструменты, убрав их в шкаф и подметя пол в мастерской, он подошел к дяде Аарону.

- У тебя готов ответ, мой мальчик? – спросил Аарон, взглянув поверх очков на племянника.
- Готов, дядя Аарон! Выслушайте, и рассудите, правильно ли я понял древнюю мудрость.

Аарон жестом указал Варулу на стул. Тот сел напротив и начал свою речь:

- Дядя Аарон, я знаю, что обувь, пошитую вами, носят все люди в городе: богатые и бедные, достойные и не очень, продавцы хлеба и раввины. Также,  насколько я понимаю, от ваших туфель не отказался бы любой чиновник из Тель-Авива, или сам премьер-министр!
- Так, - кивнул дядя Аарон.
- Но, насколько я знаю, - продолжил Варул, - вы, как и я, в свое время учились делать простую обувь для простых людей.
- Точно так! – еще раз согласился с Варулом дядя Аарон.
- Но так как вы делали свое дело прилежно и качественно, то ваша продукция, дядя Аарон, стала пользоваться спросом у самых требовательных покупателей. Из этого можно сделать вывод, что ваши дела превзошли ваши знания. А вот если бы вы, дядя Аарон, относились бы к своему делу спустя рукава, так сказать, без прилежания и должного усердия, то выходит так, что ваши знания в деле изготовления обуви стали бы бесполезными. Не для всех, конечно, я думаю,  нашлись бы покупатели и на обувь низкого качества, но тогда вы бы не пользовались таким авторитетом, что даже рабби Иосиф, да продлит Бог Израиля дни его, направил меня к вам, признав тем самым не только ваше мастерство как обувщика, но и вашу мудрость!
- Ты все верно понял, Варул! – довольный ответом племянника сказал Аарон. – Никогда, пока для тебя светит это солнце, не забывай, эту мудрую пословицу! Если будешь хранить ее в разуме своем и в сердце своем, то дни твои будут наполнены смыслом и счастьем!

Вечером, для того чтобы никогда не забыть этих мудрых слов, Варул записал их в своем дневнике, который хранил под подушкой, туда он записывал только самое важное из того, что с ним происходило.

«Если твои дела превышают твои знания – тогда знания твои ценны, но если твои знания выше твоих дел, тогда твои знания – бесполезны!».


Рецензии