Можно ли рисовать картины на платках

Сейчас стало модным использовать в одежде картины известных художников - печатать принты Джоконды на футболках, пейзажи Мане и Моне на шейных платках. И это прекрасно, потому что искусство популяризируется. Но нас интересует юридическая сторона вопроса. Можно ли рисовать картины известных художников на одежде и продавать свои работы? Рассмотрим ситуацию с картинами, которые находятся на территории России, потому что в каждой стране есть свои правила.

Казалось бы, художник давно почил, его произведения перешли в общественное достояние. Бери да радуйся. Все не совсем так. Существует еще владелец картин - музей или частный собственник,- и он вправе устанавливать свои правила игры. Сначала о том, что можно.

Можно фотографировать произведения искусства для себя и личных соцсетей в некоммерческих целях. Если на одной фотографии будут две и более картины сразу, например, вы фотографируете дальним планом галерею, или картину крупнее, но с заходом на соседние картины, а также если вместе с посетителями, то претензий к вашим фотографиям у музея не будет.

Но совсем другое дело, если вы фотографируете крупным планом одну картину,а потом продаете свои фотографии, печатаете с ними принты, размещаете на сайтах в качестве дизайна, словом, зарабатываете на картинах. Музей вам вправе запретить заниматься подобной деятельностью, потому что у него есть приоритет распространения копий картин.

А если я сам нарисую копию картины, напечатаю принт и буду продавать? Это ведь будет МОЯ картина? Нет. Это копия чужой работы, и на ее создание в стенах музея тоже нужно его разрешение. Если вы рисуете дома, по фотографии, то использовать картину вы сможете только в личных целях, а на продажу товаров с принтом тоже нужно разрешение владельца. 

Даже если вы измените что-то в картине, но ее можно будет узнать, то это трактуется как переработка и является нарушением. Исключением будет лишь пародия - явное изменение, вызывающее улыбку. Например, Девочка с персиками, читающая "Двенадцать стульев". Но если возникнет спор, то доказывать, что это пародия, придется создателю.

И музеи отстаивают свое право в судах. Не так давно Эрмитаж судился с модельером, который использовал на своем сайте картину "Дама в голубом" Гейнсборо, музей выиграл дело. Не смотря на то, что картину модельер не продавал, она была как украшение дизайна сайта и офиса, скажем, как визитная карточка, но суд посчитал это использование в коммерческих целях.

Если вы желаете построить свой бизнес на известных произведениях искусства, сначала обратитесь к юристу и возьмите разрешение у музея на свои задумки.


Рецензии