ЛС79 Пушкин Я помню чудное мгновенье гимн Музе Эвт
Я помню чудное мгновенье –
гимн Музе Эвтерпе
Мы любим схемы, штампы, алгоритмы, шаблоны и трафареты, мы любим удобное – лишь бы было удобно лениться и не стараться трудиться. Мы любим кайф - не плод труда и творчества, а зеркальный им плод лени… Итог нашей онегинской неги банален – мы часто оказываемся в ситуации дежа вю (deja vu) в Зазеркалья Бытия с перепутанными в нем причинами со следствиями, заводящими нас в тупик с гниющими там броне-поездами, ржавеющими венериными поясами и обрушенными мельницами неуместного дон-кишотства.
Яркий пример этого (его знал даже Павел Корчагин закалявший своим телом сталь) – «непонимание» легендарного и замусоленного контуженными школами стихотворения
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(не позднее 19 июля 1825)
Задавшись целью понять слова стиха, мы хватаем трафарет «Cherchz la femme!» и яростно бросаемся искать эту фам = полпушкинистики ищет и не может найти бабу такую *** лет 30-ти…
1. Не "шибко сумлеваясь", потомки полян встают на скамью (любимый предмет-архетип АСП) и объявляют = (***) это Анна Петровна Керн: (например, Смирнов-Сокольский Н. П. "Я помню чудное мгновенье".- В кн.: Смирнов-Сокольский Н. П. "Рассказы о книгах". – М.: 1960):
Но это не Керн! См. *)
рис. урождённая Полторацкая, по второму мужу Маркова-Виноградская
р. 1800, Орёл ум. 1879 (79 лет), Торжок русская дворянка
*) По мифологии казенного пушкиноведения это портрет Анны Петровны Керн. В современной атрибуции считается портретом Анны Ивановны Бегичевой (1807-1879), с 1844 г жены адмирала П. А. Колзакова. Но миф устойчив и пойди достучись чрез запертые двери до разума мозга и души совести сердца … Дудки!
Википедия дает справку о К***:
1. Анна Петровна Керн (1800—1879) — племянница соседки Пушкина П. А. Осиповой. Гостила летом 1825 г. в Тригорском. О первой встрече с ней в Петербурге в 1819 г. Пушкин вспоминает в первой строфе. В день ее отъезда из Тригорского Пушкин передал ей эти стихи вместе с экземпляром первой главы «Евгения Онегина» (по утверждению Керн, это была вторая глава): «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове — не знаю» («Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников», Л. 1936, с. 326)
2. Датируется около (не позднее) 19 июля 1825 г.
3. Впервые — в альманахе «Северные цветы на 1827 год», СПб., 1827, с.341—342 (Google). Вошло без изменений в «Стихотворения А. Пушкина», 1829, часть вторая, с. 25—27, в отдел стихотворений 1825 г
.
ФЭБ дает более нейтральную справку:
Стихи были вручены Пушкиным Анне Петровне Керн 19 июля 1825 г. в день ее отъезда из Тригорского. А. П. Керн (1800—1879) — племянница П. А. Осиповой; летом 1825 г. гостила в Тригорском и здесь постоянно встречалась с Пушкиным, а после отъезда была с ним в переписке (см. письма Пушкина в т. X). Впервые Пушкин встретился с ней в доме Олениных в 1819 г.
Версия:
Адресат стихов К*** = Муза!
Это она - мимолетное виденье гения чистой красоты - причина пробужденья – упоенья – воскресенья божества (!) - вдохновения – жизни – слез восторга озаренья и … любви Поэта
Доказательство:
Именно в такой последовательности причинно-следственных связей описывает Поэт состояние явления ему его Музы и в этой череде любовь стоит на последнем, а не на первом месте – в конце итогов пробужденья:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
2Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Это означает со всей оче-видностью антитупизма = любовь последнее следствие, а не причина вдохновенья и воза вос-торгов от визита гения чистой красоты!
Привычная картина «поэт влюбился - пришла муза» лжива и перевернута (а замена причины на следствие – это уже область психиатрии). Нет! Это Муза, мимолетным лишь явлением призрака дает пробуждение, вдохновение и воскресшую спавшую в душе готовность любить. Не любовь к самке и ее плоти является причиной прихода Музы – наоборот, Любовь это дар Музы. Муза будит накопившееся либидо – Поэт пробуждается, возбуждается и готов творить. Частью этих творений является «любить» - оргиастический акт поклонения Богу в аполлоно-дионисийских и в орфических тайных мистериях избранных богами!
Отношения АСП с АПК, которую за глаза он звал вавилонской блудницей, характеризуются знаменитой для любителей текстов о притягательно заветном и запретном фразой поэта в письме С. А. СОБОЛЕВСКОМУ Вторая половина февраля 1828 г. Из Петербурга в Москву:
"Безалаберный!
Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощию божией я на днях <уеб>."
Пушкин был пышным демонически язычником у алтаря бога Аполлона – его Музы (муссы) были для него неприкосновенными святыми божествами, а мусса поэзии Эвтерпа – первой их них и этим самым гением чистой красоты. Красота - это божий дар как и гениальность поэта = это печать редких избранных богами увеселять их на Олимпе. Пушкин никогда бы не позволил себе не то чтобы у*бать музу, но и просто сказать об этом даже таким доверенным лицам как Серж Соболевский.
Поэт поет гимн не бабе в постели или на скамье «аллеи Керн», а Музе у алтаря бога Аполлона
Какую жу музу назовем по ее говорящему имени?
Творение полное цитат и автоцитат: «гений чистой красоты» заимствован из Лаллы-Рук Жуковского, грусть безнадежная – у Боратынского… К*** = это Муза Поэзии – гениально чистая красота.
У древних греков из 9 муз треть = три! были связаны с поэзией = Эвтерпа — муза поэзии и лирики, Эрато, муза любовной и свадебной поэзии и Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии
рис. Эвтерпа — муза поэзии и лирики
Поскольку К*** не является творением в честь плотской любви или любви рыцаря к Даме или Деве и не является эпическим, а гимном Поэзии вообще, то очевидно этой музой иконой гения чистой красоты была Эвтерпа – (или Евтерпа др.-греч. ;;;;;;; «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с авлосом или сирингой в руках. Мать Реса от речного бога Стримона .
Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Её имя среди Муз называет и Цец. Муза (мать Реса) выступает как действующее лицо трагедии Псевдо-Еврипида «Рес». В честь Эвтерпы назван астероид Эвтерпа, открытый в 1853 г. Эвтерпа изображена в гербе муниципального образования «Черная речка» (г Санкт-Петербург).
исмточники:
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.656
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3 1.4;
Псевдо-Еврипид. Рес 918—921
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 4
Ре-изюм:
адресат стихотворения К*** - Муза поэзии Евтерпа!
Это гимн в ее честь и ее славе дочери Зевса!
***
Прим. Поскольку удачно опохмелившиеся еще встречаются и понимают, что гения чистой красоты поэтически религиозный раб Бога Аполлона ну никак не мог «у*ть» , то выдвигались разные версии по поводу героини стихотворения Пушкина:
- Михаил Дудин считал ей крепостную девушку Ольгу Калашникову, чему посвятил свое стихотворение «Об Ольге Калашниковой моя песня».
{вывести крепостную бабу Калашникову в ранг божества … это мог сделать только коммунист Дудин}
- Вадим Николаев (В. Николаев, «Кому было посвящено «Чудное мгновенье»?», «Литературная учёба» , 2008, № 3) выдвинул версию, согласно которой стихотворение посвящено Татьяне Лариной, что это «не любовная лирика, а стихи о создании образа»
(нас эта версия следователя шекспировский чтений вряд ли может удовлетворить, ибо прототипом Татьяны Лариной могла быть сестра поэта Ольга, но Наше Всё в грехах инцеста, да и героиня сатирического романа никак на божество не тянет)
- Кира Викторова пытается доказать, что адресат гимна – императрица Елизавета – жена императора Алекса1 = т.н. «северная» или «утаенная любовь» Пушкина….
{Но не помню, чтобы ЕА вдохновила поэта не на любовное стихотворение, а на гимн богине … и была она Девой Розой, но не Евтерпой} – в стихотворении 1817 г «Воображение в мечтах не возгоралось…» поэт поет гимп именно плотской любви:
Воображение в мечтах не возгоралось,
С дарами юности моей отлетал,
И сердце медленно хладело
Но вдруг
Душа проснулась, ожила,
Узнала вновь любви надежду, скорбь и радость,
Всё снова расцвело!
Я жизнью трепетал.
Вновь лиры сладостной раздался голос юный
И с звонким трепетом воскреснувшие струны
Несу к твоим ногам!
И любовь к женщине тут стоит на первом месте как плод воображения поэта, а не следствие явления божественной сущности… Не на ПС-связь, не та…
- Шерланов из Нукуса увидел в *** Анну Оленину …
{ Аннет, конечно была симпатичной и сексопильной, но стих К*** не гимн плоти , а божеству, а Оленина им никак не была…}
- в одном опросе 27% (!) девятиклассников выдвинули в почетные кандидаты адресата К*** …. няню Пушкина … которую Левочка Павлищев помнил как ... Ирину...
Свидетельство о публикации №222042100384