Страстная неделя

             

            Более всего в Великий Пост люблю я Страстную седмицу. Эта самая печальная неделя всё-таки полна радости, ведь мы чувствуем как Сам Господь идёт нам навстречу, через великие и страшные  страдания: арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, приводит нас к Пасхе.
            Начинается  Страстная  седмица после Вербного воскресения. Вербное Воскресение или вход Господень в Иерусалим... Закончилась Лазарева суббота. Слух о Господе, воскресившем  Лазаря прошёл по всей Галилее. Какое ликование испытывал народ! Вот  наконец то Чудо, которое  было открыто для всех. И  какая-то невиданная радость поселялась в умах  простых людей, и они ожидают новых чудес, новых открытий. И разве мог простой человек своим маленьким умом распознать, что воскрешение святого Лазаря было только свидетельством того, что Бог не есть Бог мертвых, но что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой! Нет не мог,  не под силу простому человеку Небесные Тайны...
             И вот, ожидая очередного чуда, народ ликует и  встречает Господа словами: «Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне!»  Ликует, радуется, поёт, и подстилает Ему под ноги свои одежды, бросая на дорогу ветви  пальм, уверовав в могущество Учителя. Человек простой признаёт  в Нем Царя, который пришел освободить его от рабства… И всего лишь через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!» будут кричать «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!»
           Такова человеческая трагедия: заботиться о дне нынешнем.
           Один лишь Христос  знал, что вместо земного царства Он несёт  человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства  греха... Он Один видел, что путь, усеянный  пальмовыми ветвями, ведет к  Голгофе.
            Теперь нам легко говорить об этом, ведь мы там не были, и сейчас точно знаем, что ждёт ЕГО. А те, кто жил рядом с Богом? Нет, не знали. А как бы повели себя  на их месте мы? Неизвестно. Быть может  тоже кричали бы: "Распни!"
            Людям,  жившим в те дни было намного труднее, чем нам. Видя живого Бога, они не поверили Ему, и не узнали ЕГО.  А мы? Мы верим ЕМУ до конца, до донышка? Но все, все люди:  и мы, и  они, и те кто жил до них, и до нас, все мы  будем прощены и спасены. Это ли не  самое главное Чудо на Земле?!
           "Не славно ли быть в завете с царём? Сколько же славнее быть в завете с Царём царей?! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен Завету Христа!" (*)
            Итак, осталась неделя до Светлой Пасхи. В Лазареву субботу, освятив на вечерней службе ветви вербы, утром идём с ними на встречу с ГОСПОДОМ. Вербные речушки  медленно  впадают в лоно больших и малых Храмов. Такая картина представится, если  посмотреть на  людей, идущих в церкви, с высоты птичьего полёта. Во время  же службы Храмы  напоминают  вербные рощицы, среди ветвей которых, маленькими костерочками горят  зажженные свечи.
            "Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием, благословен грядый во имя Господне!»
            После  службы  несём по домам освящённые веточки, чтобы с надеждой на спасение встретить Воскресшего Бога, пройдя  с Ним испытания для будущего своего воскрешения.
             И вот наступает Страстная Седмица. В первые три дня мы готовимся к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя, и  читаем  самую  удивительную  молитву покаяния, составленную преподобным  Ефремом Сириным. Эта молитва лучше всего, проще и короче,  выражает смысл и дух того, что христиане вот уже столетиями называют Великим Постом:
            "Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми… Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему… Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».   
             Весь наш ум и вся наша душа  направлены на молитву, на песнопение, дабы хоть краешком приблизиться  ко Христу, и духовно созерцать таинство искупления, и учиться слушать БОГА. Господи, помоги!

                Великий Понедельник.
             Впервые Господь изгоняет из Храма торгашей и проклинает смоковницу, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мф.гл.11, ст.13).
             Почему же Благодетель, Который повсюду являл чудеса, исцелял слепых и калек, кормил  тысячи людей пятью хлебами, воскрешал, помогал в малом,  повелел засохнуть смоковнице?
             Святой Ефрем Сирин отвечает так: "Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем истощилась сила. В предотвращение этого при помощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Симону Петру:  "Возврати меч твой в его место, Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52–53)". Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил нам могущество! Он точно Знал, что  явятся легины Ангелов и спасут Его.
             Знал, но не Сделал. И вот в  Страстную седмицу нам представляется спросить себя начистоту:"Душа моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не увидит ли Он на нас только листья? Не будем ли мы теми фарисеями, соблюдающими пустое благочестие, а  душа так  и не покается о грехах своих?" И сейчас, здесь, мы должны готовиться к ответу Там, пред Всевышним. Господи! Помоги нам, немощным. 
               
                Великий вторник.
               
              В Великий вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме. Фарисеи уже окончательно решившиеся на убийство Христа, не преминули воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям.
             "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф.22:16). Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?" –  так прошипели змеи, в образе фарисеев.
               Христос, видевший человеческие сердца и мысли, попросил  принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и Сказал свою знаменитую фразу: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22:21). Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога – вот каков ответ фарисеям! 
               Так же в Великий вторник важна нам и другая притча, произнесенная  Иисусом Христом:  притча о десяти девах. ((Мф. 25:1-13)  Она учит  бодрствовать, быть  целомудренными,  милостынею помогать всем бедствующим и  совершать прочие благие дела, не лениться,  ибо не знаем когда придёт Господь и призовёт. И чтобы не погибнуть не должны мы отдаваться веку нынешнему, заботясь о будущем веке! А это так сложно.Ведь мы живём минутой сегодняшнего дня.
               Ну какой такой будущий век, когда столько  дел на работе, в семье? Да и развлечься как-то хочется, мир посмотреть, себя показать. Забота о хлебе насущном и о земных радостях занимает всё наше время,  а ведь  всё это  суета сует, и  получается, что для Вечности мы ничего не приготовили, душа наша осталась без внимания... И когда умрём, будем задавать себе вопрос: "Почему не жил по Заповедям? Ведь это было совсем просто: любить  людей, не завидовать,  помогать нищим, не обижать ближних, заботиться друг о друге, ведь просто! А мы не делали…?" Но  в ответ  только одно слово: "Поздно." Для подвигов есть место только при телесной  нашей жизни. И предупреждены мы  здесь все до единого.
               Притча о десяти девах, как нельзя точнее  выражает беспомощность и невозвратность прошедшего. Так прислушаемся же к ней!!!

                Великая среда.
               Великая среда – день предания на страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. И каждая среда в течение богослужебного года, кроме  сплошных  седмиц, является постной именно в память этого дня, этого предательства. Приведу свидетельства из Евангелия: 
               "Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф, 108 зач., 26,616).
               Итак: один человек: женщина блудница, распутница, грешнее всех считавшая себя, вдруг прозрела! И обливаясь слезами, целовала ноги Спасителя, а потом взяла драгоценное миро и возлила его Ему на голову. Она вдруг поняла, КТО перед ней, и увидела  какие  страдания  ждут Его…
             Другой человек- друг, апостол  был с Ним всегда рядом. Со всеми  апостолами ел, пил, ходил, проводил ночи,  слышал поучения и видел чудеса Господа, терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия, и может быть, творил чудеса именем Господа…  Но предал. Предал  страшно,  без всякой связи со здравомыслием. За тридцать сребреников.
               Урок для всех живущих и поныне. Мы тоже со-предатели, и своими грехами предаём Спасителя ежедневно. Но ведь ещё есть время! И мы обязаны бороться со своими страстями, какими бы они  не были: сребролюбие или зависть, гнев или злоба. Мы падаем, но надо уметь подняться и покаяться, вставать и идти дальше, но не вниз, а вверх, вверх! И тогда, освобождаясь от своих ошибок, заблуждений и страстей, борясь с ними,  будем ждать, что  и нам, когда-нибудь  Господь скажет: «Приидите и вы! Придите умные и глупые, сильные и  слабые, добрые и злые. Все! И всех приму, и всех прощу!  Только покайтесь!"
                Однако в среду замолкают звуки плача и сетований нашей грешной души и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужения, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия…

                Великий четверг. Чистый четверг.
               Накануне крестных страданий и смерти, Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю.         
  "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". И,взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета,за многих изливаемая во оставление грехов".(Мф. 26, 26-28)
               Таинство Евхаристии, установленное Господом на Тайной Вечере, Таинство Причастия – великое и непостижимое Таинство до сих пор, ведь человеческая природа слаба и несовершенна, и мы  не можем до конца понять как происходит Это Таинство, однако  знать должны мы одно: Спаситель  открывает нам доступ к истинному плоду жизни, к Вечной Любви.  Он в нас, а мы в Нём!
               Но Великий Четверг  не только тайна самой великой Любви, но так же и тайна свободы отвергнуть эту Любовь. Всё предлагает нам Христос. Он даёт нам право выбора. И, увы, всё что даёт Он нам, может быть и бесконечно предано. «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом», — говорит Господь…
             И вечером  Великого  четверга  мы  слушаем чтение  Двенадцати Евангелий, рассказ о предательстве иуды, о бегстве апостолов, об отречении Петра. Перед нами в полной мере раскрывается   страшная  картина  страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.
               Мы  внимаем  Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарим  Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!»  А  после каждого чтения Евангелия, тело наше содрогается от глухого удара  колокола, как от удара кнута по спине.
               В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые совершенно разрывают душу на части,  будто бы  и мы соучастники того предательства…
            «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел?»
            И далее, как бы от лица Господа, хор обращается к древним иудеям:
«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня!"
              С замиранием сердца слушаем мы как  убивали Богочеловека медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: "Отче, прости им – они не знают, что творят"…
            Сколько помню, в храме в этот  вечер всегда  звенящая тишина. И только голос священника печально читает страшные слова. Горит свеча,  и на свечу падают наши слёзы. Слёзы покаяния и  скорби. Господи, прости нас грешных за невыносимые Твои страдания.
              Печальные и скорбящие  идём мы домой с  зажженными свечами. Бегут огненные ручейки  от больших Храмов и  маленьких церквей, бегут во все стороны!  Мы  должны донести   эту  драгоценную свечу до своего жилища и затеплить от неё лампадку перед  домашними иконами. "Да  не угаснет благодать Господня в доме!"
                Великая пятница.
              Самый страшный день во все века и времена.  День  осуждения на смерть, и на Крестные страдания  Невинного Богочеловека.  И мы все как бы  становимся к подножию Креста Христова. Каково же было перенести эта дикое и страшное зрелище тем людям, которые присутствовали при казни, если сейчас, спустя  две тысячи лет, читая о нём, волосы шевелятся на голове от страха и горя, от отчаяния и пытки неправдой!
              Все Силы Небесные, все  Ангелы рыдали вместе с людьми, наблюдая страшную эту  казнь, и даже солнце погасло, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои. И Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. "И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь".
              Вот какое это было страшное событие.  В ужасе  убегали  любопытствующие, в ужасе от грозного  взора и гласа  содрогнувшейся  бесчувственной  природы, выразившей свое познание  Бога пред  не узнавшим  Его человечеством.…
            Господь принес Себя в жертву ради грешников…Не имевший никакого греха Взял на Себя грехи всего мира, и в страшных мучениях произнёс:"Отче, прости им, ибо не знают что делают!"
              Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Завеса в храме, закрывавшая Святая  Святых, разодралась надвое, тем самым отверзая нам, грешным,  вход в закрытое дотоле Царство Небесное.  Тысячи лет в  страшных адовых темницах и муках томились души человеческие, и вот Свершилось! Исполнилось обетование Божие. Совершилось Спасение человеческого рода.
              Осознаём ли мы в полной мере то, что произошло? Понимаем ли до  конца, какое Спасение получили?  К какому Чуду приобщились через Посланника  Небесного Отца? А если понимаем, почему же  грешим снова и снова, и почему мы жестоки и слепы? "Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. Во аде же, кто будет исповедовать Тебя?" (*) Как нам надобно  твердить эту фразу  ежесекундно, выучить её и всегда помнить, что Там все попытки измениться – тщетны.Господи, вразуми нас!

              Утром Великой  Пятницы  совершаются только Царские Часы, Литургия  не служится.  В три часа дня, то есть в  час  смерти Господа Нашего Иисуса Христа, и снятия с Креста Его Тела, происходит Вынос Плащаницы (изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы. Её выносят из алтаря и возлагают на гробницу, и мы подходим к ней, и с горькими слезами, припадаем к язвам изображенного на ней Господа, и поём погребальные тропари.   
              Священнослужители совершают каждение. После 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, - благая весть о Воскресении Христовом! И блеснёт  в душе лучик  неземного счастья…
            Далее совершаем  крестный ход – мы идём вокруг Храма за священниками, высоко поднявшими  Плащаницу и поём: «СВЯТЫЙ БОЖЕ, СВЯТЫЙ  КРЕПКИЙ, СВЯТЫЙ БЕССМЕТРТНЫЙ, ПОМИЛУЙ НАС!»  А с колоколен непрерывно  звонит колокол!
              С этого момента все Храмы до Пасхи будут открыты  и днём и ночью, и каждый верующий может прийти и поклониться Страданиям Господа нашего Иисуса Христа, и припасть к Его ранам.
                Великая суббота. 
              День молитвенной тишины. В этот день не поют даже Божественных песен. «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа»
            Этот день для размышлений, для работы души. Мы, смертные люди,  становимся свидетелем добровольной смерти Бессмертного!  Путь  Крестной смерти Спасителя идёт  с самого рождения  Его от Девы и продолжается в течение всей Его земной жизни.  Но для того, чтобы спасти падшего Адама, Христу надлежало сойти не только на землю, но и в преисподнюю земли, где в ожидании Его томились умершие. Христос «опустошил» ад,  в котором не осталось ни одного мертвого. "Сегодня все места ада обходит Господь наш; сегодня Он сокрушил врата медные, сегодня сломил засовы железные"(*)         
              Сошествие Христа во ад — одно из наиболее таинственных, загадочных и труднообъяснимых событий новозаветной истории, но это событие несомненно, по словам  Святых Отцев, имеет значение не только для всех людей, но и для всего  космоса, для всего тварного бытия.  В субботу  Господь душой сходит в ад и низвергает власть смерти над человечеством, но одновременно Он входит  и в рай с благоразумным разбойником, который был распят по правую сторону от Спасителя, и, как Сын Божий, восседает на Божественном Престоле с Богом Отцом и Святым Духом!(*)
              Вот и второй лучик света, явившийся  до Пасхи. И на душе так светло и радостно, хотя ещё и печально. Великая суббота  одновременно  и траурна, и празднична: Христос ещё лежит во гробе, ещё не наступило Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью!
              Ночь перед Пасхой – особое время. Уже закончен пост как таковой, но до утра воскресенья нельзя есть скоромное. Эта ночь – время молитв.  Это время покаяния и осознания своих грехов. В этот день мы  прощаем всем обиды и просим прощения у родных и друзей.
              В субботу надо закончить также последние  приготовления к празднику: кто не успел в четверг, покрасить пасхальные яйца, испечь куличи и приготовить творожную пасху, а кто не был на утренней службе, идёт в Храм, чтобы  освятить пасхальные угощения!
              В этот день в церкви всегда  как-то наряднее,  священники  одеты в более светлые одежды, и освещая пасхальные угощения, на их лицах  уже чуть заметна счастливая улыбка ожидания будущей радости. В Храм народу всегда очень много, но  никто не идёт без очереди, все спокойно стоят и ждут, когда церковный староста даст разрешение пройти в Храм и освятить, выстланные рушниками и украшенные красными свечами и ленточками, праздничные  корзины с угощениями.
               И вот мы возвращаемся домой с освящёнными угощениями, и  украшаем  стол.На большом  блюде крашенные  пасхальные яйца – символ новой жизни. Каких  только здесь цветов нет:  ярко красные, оранжевые, зелёные, голубые, жёлтые,  золотистые! Среди этого разноцветья горделиво возвышается огромный кулич с красной праздничной свечкой в центре. Куличей и куличиков  большое разнообразие, и они свечками стоят в маленьких подставочках по всему столу. Но тот, большой, самый главный кулич, патриархальный, в центре стола!  Сверху облит он белоснежной кремовой вязью, а с боков крапинками украшен   коричневыми изюминками. Притулясь к маленьким куличикам,  снегом белеют  благоухающие  ванилью творожные пасхи, положенные  в  хрустальные розетки.
              В центре каждой пасхи также поставлена красная свечечка.  Всё великолепие  праздничного стола завершают веточки вербы, украшенные  красивыми яркими ленточками и ангелочками:" вербными херувимами."   Красота неописуемая!  В доме тихо и радостно. Окна блестят как зеркала,  кипельно- белый тюль   чуть вздуваются от ветерка из полуоткрытых окон.  От предвкушения Светлого Праздника мир вокруг  сияет такой  девственной чистой,  что в душе сама собой поселяется тихая  радость…
            Детки ходят вокруг стола тихонечко и с удивлёнными глазками: то скатерть поправят, то пригладят несуществующую  складочку.  Трогать  Святые дары ПАСХИ нельзя. Ни-ни!
              Никто и не помышляет отведать хоть крошечку упавшей с куличика изюминки, или кусочек пасхи,  вдруг вывалившейся беленькой звёздочкой творога на скатерть. Не-е-ет! Время не пришло. И даже кошечка, которая в обычные дни любит запрыгнуть на стол, чтобы повеселить хозяев,  сидит тихонько на кресле, и не  закрывая глаз  удивлённо поглядывает на  торжественный стол.
               К одиннадцати вечера субботы взрослые уходят в Храм, на Праздничное Богослужение, наказывая детками  ложиться и спать спокойно, до их  возвращения. Ушли взрослые, но деткам совсем  не спится. Они ждут 12 часов, чтобы зажечь на окне большую свечу, встречая  Пасху Красную! Сегодня в окнах  православных домов всю ночь будут гореть свечи.
               В 3 часа ночи из Храма возвратятся  родители,  и все усядутся за праздничный стол. На куличах и  пасхах зажгутся красные праздничные свечи, и после троекратных поцелуев,  из открытых окон эхом  поплывёт над Землёй Победный и непобедимый  глас:
                Христос Воскресе!!!
                Христос Воскресе !!! -  зазвонят колокола.
                Христос Воскресе !!!  -   запоют птицы.
                Воистину Воскресе !!!  - ответят им Небеса!
                Воистину  Воскресе !!! -  волной поднимутся  реки  и моря.
                Воистину Воскресе !!! -  пропоёт всякая травинка на Земле. Пришла, пришла Радость  всему МИРУ! Пришло наше СПАСЕНИЕ!

                Аллилуя, аллилуя, аллилуя!
                ************************    

 (*) Святитель Иоанн Златоуст  "Беседа о Кресте"
 (*) Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день"



©


Рецензии
Как приятно читать ваше произведение в страстную неделю.
Светло становится на душе.
Дай вам Бог здоровья!

С уважением,

Галина Санорова   23.04.2022 00:27     Заявить о нарушении
БлагоДарю дорогая Галина за светлый отклик души вашей!
С наступающей ВЕЛИКОЙ ПАСХОЙ!!!

Нина Богдан   23.04.2022 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.