Банк

Жительница старинного русского города Брянск Елена Константиновна Свирина, потерявшая старшего сына на первой чеченской войне была вынуждена с младшим сыном Николаем долгое время прятаться дома от липучих судебных приставов. 
- Одних процентов на клятый кредит накопилось столько, что за десять лет мне не заработать! - мучилась она. - Вот-вот квартиру должны отобрать!
Им приходилось подолгу сидели в темноте, чтобы с улицы не было видно, что они находятся дома. Последняя надежда едва теплилась, Свирина накануне письменно попросила у банка отсрочку. Лощённый начальник кредитного отдела принял её, но даже слушать не стал:
- Кредит брали?.. Подпись ваша?
- Брала, но…
- Так чего же вы от банка хотите?
- Оставьте мне квартиру, - слёзно попросила женщина, - иначе, где мы будем жить?
- Меня не интересует, как вы будете жить! - отрезал торопливый клерк. - Это ваши проблемы, раньше надо было плакать...
Оставалось одно, записалась на приём к владельцу банка. Елена Константиновна сидела сутками под дверью роскошного кабинета. Через неделю ожидания секретарша впустила её со строгими словами:
- У вас три минуты!
Свирина опасливо зашла в огромный кабинет могущественного хозяина финансово учреждения. Он ей сразу не понравился: маленький, пухлый с поросячьими глазками и толстыми короткими пальцами.
- Вы по поводу отсрочки выплаты по кредиту? - презрительно спросил тот посетительницу.
- Да, - с мольбой в голосе подтвердила она. - Мне бы только полгодика отсрочки, просто у меня такая ситуация...
Банкир нетерпеливо перебил:
- Да неужели?.. Вы подумайте, у неё сложная ситуация! А ко мне с простыми ситуациями и не ходят. Короче, вот передо мной папка с документами. Подпись ваша?
- Моя.
- Деньги под залог квартиры брали?
- Брали, - согласилась она.
- У меня не благотворительная организация! - уточнил он. - Вы отнимаете моё драгоценное время...
Униженно пятясь спиной к двери, Елена Константиновна крикнула:
- Я брала этот проклятый кредит, чтобы выкупить сына из плена!
- Из плена?
- Да.
- Подождите! - внезапно остановил её банкир. - Присядьте и расскажите всё по порядку.
Он отрывисто попросил у секретарши по внутренней связи два кофе, и Свирина сбивчиво рассказала историю о старшем сыне. Андрей служил в армии, когда началась война, и его отправили на Кавказ. Через месяц пришла официальная бумага:
- «Ваш сын пропал без вести...»
Мать почти не плакала, взяла себя в руки, звонила, отправляла телеграммы в часть. Ответа не было. Пришла в комитет солдатских матерей, там её успокоили и вселили надежду:
- Не отчаивайтесь, может сын живой. В плен попал. Нужно срочно действовать. Достаньте, займите денег, сколько сможете, и поезжайте в Чечню искать и если даст Бог, выкупите сыночка из плена!
Они дали чёткие инструкции как там вести, на чём и куда ехать, как одеваться, что говорить. Елена Константиновна взяла в соседнем коммерческом банке ссуду с грабительским процентом, под залог квартиры.
- Поехала… - сказала она, отхлебнув остывшего кофе.
- Что было дальше? - спросил банкир.
- Скиталась два месяца по Чечне, и всегда местные жители относились ко мне с пониманием, никто не посмел обидеть. Хотя все знали, что у меня есть деньги. Мать есть мать, хоть и мать врага. Чеченцы давали приют и приглашали за стол. За то время, я встречала много матерей, блуждающих в поисках пропавших сыновей. Отцы мне не попадались. Не потому что они меньше любят детей!.. Просто чеченцы всегда убивали их, если отец не мог доказать, что он не «федерал».
Свирина замолчала, заново переживая зловещие болезненные воспоминания. Затем глухо проговорила:
- Мне повезло. Я нашла сына.
Его держали высоко в горах в небольшом отряде. Она заплатила проводникам, добралась до места. Мать привели к худющему бородатому командиру, он посмотрел на затрёпанную фотографию и сказал:
- Да он у меня, работает по хозяйству.
- Слава Богу! - вырвалось у женщины. - Отдайте мне сына!
- Их всего пятеро, - ответил мужчина, - попали ко мне в плен в бою, с оружием в руках. Так что я не могу его отпустить. Он убивал чеченцев.
Елена Константиновна вывалила перед ним кучу денег, почти ничего за два месяца не потратила. Командир упрямо помотал головой:
 - Ты не поняла, женщина. Деньги тут не причём, я не могу за деньги продать убийцу чеченца. Это неправильно. Но я хочу тебе помочь.
- Что я должна сделать? - обрадовалась она.
- Договорись с «федералами», пусть отдадут пятерых чеченцев сидящих у них в тюрьме, - уточнил он. - Любых. Я за них отдам пленников. Это будет справедливо. Там-то тебе деньги и пригодятся... Но ты мне мать должна пообещать, что сына увезёшь с войны, и он больше тут не появится...
- Конечно!
- А пока посиди тут, чаю с дороги попей.
Через минуту в палатку влетел её сын, живой и здоровый. Они проговорили до утра. Чуть свет, Свирина как на крыльях полетела вниз в его часть, сообщить радостную новость, что солдаты живы и надо только отпустить с ней любых пятерых чеченцев:
- Пленных, уголовников, не важно, мало ли их у наших…
В части сказали, что очень рады, что гордятся ей, но никаких чеченцев для обмена у них нет.
- Нужно обратиться прямиком к генералу, командующему нашей группировкой, он решит вопрос... - посоветовал командир.
К командующему Елена Константиновна не смогла подойти ближе километра. Уж очень его оберегали. Каждый от капитана до полковника, узнав кто она, и зачем, тянул из матери деньги, обещая всё решить, и сразу теряли к ней интерес, получив желаемое. 
- После общения с нашими доблестными командирами, у меня осталось чуть больше половины денег! - заплакала Свирина, вертя в ладонях, пустую чашку.
- Ещё кофе? - спросил банкир.
- Не откажусь!
После того, как секретарша внесла поднос с дымящимися чашками, она продолжила грустное повествование:
- Я бросилась в горы к сыну.
Командир боевиков встретил её приветливо, но очень удивился, что обмен не состоится.
- Ты пойми мать, ну не могу я отпустить твоего сына, - пояснил он. - Меня мои люди не поймут. Он же стрелял в них, и может, убил кого-то из их братьев.
- Отпустите его!
- Не могу!.. Но так и быть, если «федералам» не нужны живые в обмен на живых, привези нам пятерых убитых чеченцев, мы их похороним по мусульманским обычаям и отдадим за них твоих. Это уже всё, что я могу!
- Неужели они не отдадут пять ненужных трупов за пятерых живых? - Елена Константиновна увидела сыночка и пообещала: - Ещё немножко потерпи сынок, скоро уже поедем домой...
Однако внизу повторилось всё то же самое. Она раздавала деньги направо и налево, кричала:
- Почему никто не может мне дать мёртвых чеченцев за живых российских солдат!? Тут скопилось сто рефрижераторов с чеченскими трупами! Я вас умоляю, дайте хоть одного!
Они стыдливо отводили глаза и говорили:
- Не так-то это просто, это же политический вопрос, понимать надо, мамаша. Вот если бы тысяч пять рублей, а лучше десять, то можно было бы решить через одного человечка...
В горы поникшая Свирина вернулась ни с чем. Командир был мрачен:
- Если вы русские не жалеете своих солдат, то и я жалеть не буду. Через три дня мы должны уйти. Можешь пока побыть с сыном, я скажу, чтоб его не посылали работать на это время...
Три ночи и три дня пролетели как секунда. Утром командир позвал её из палатки. Шли молча. Вокруг спешно опадали и сматывались чеченские палатки. За спиной она услышала автоматные выстрелы. Бросилась к сыну.
- Андрюша умер на моих руках... - заплакала мать. - Самое жуткое, что я даже не могу сказать плохого слова о чеченском командире!.. Он мой враг, но пытался помочь мне. У него своя правда. 
Тела убитых солдат погрузили на арбу, и она скорбно повезла их вниз. Там никто не удивился и к её ужасу опять стали тянуть деньги, дескать, организовать перевозку тела не просто.
- Куча документов согласований, это вам не шуточки, это серьёзное дело мамаша! - оправдывался русский командир. - Вы поезжайте домой, а там глядишь через недельку, другую вашего сына привезут.
Деньги у Елены Константиновны почти закончились, и она поехала домой. Там её ждала куча писем из банка о просроченном кредите. Через два месяца привезли цинковый гроб. Похоронили Андрея за счёт военкомата.
- Вам положена страховая премия за погибшего сына! - сообщил довольный военком.
Через неделю пришли офицеры из военно-страхового общества, заполнили бумаги, пообещали выплатить страховую премию.
- Двадцать тысяч рублей, - веско добавил старший.
- Хоть что-то смогу банку заплатить, - подумала женщина, - а то продадут квартиру с молотка, куда я с младшим сыном?
Военные, заполняя документы, спросили:
- А где отец вашего погибшего ребёнка?
- Отец сбежал, когда сыну не было годика, где он, да и жив ли, я не знаю…
- Не переживайте, найдём, у нас же всё-таки разведка военная! - заверили военные.
Свирина получила страховку только в сумме десяти тысяч рублей. Половину отдали папаше, которого нашли в Челябинске, живого и здорового.
- И он взял... - закончила Елена Константиновна. - Так у меня не стало сына, денег от кредита и скоро не станет квартиры!
Хозяин банка медленно вытащил документы по заёму Свириной из прозрачной папки и, натужно пыхтя, неуклюже разорвал их пополам.
- Не волнуйтесь, пожалуйста, - уверенно сказал он, - живите спокойно, с этой секунды Вы больше ничего не должны моему банку...


Рецензии