Воспоминания о плове детских лет

Все люди едят плов, а богатые люди едят только плов.
(Узбекская народная пословица).

В жизни Вашему покорному слуге пришлось отведать самого разного плова. Ах, какое это замечательное кушанье! Продолговатые, жемчужные на вид и цвет, блестящие и крyпные - один к одномy! - зерна отборного риса, разбухшие от пропитавшего их благоуханного жира, в сочетании с мягкими, сочными кусочками баранины или свинины, утки или кролика (и далее по списку всевозможных "мяс" и птицы), урюком, черносливом, чесноком, кизилом, кольчиками красного перца, желтою морковкою, курдючным салом и сушеным барбарисом, зирой-зирваком  и еще какими-то кореньями, невероятно ароматными (Бог знает, у каких знакомых мой папа доставал их - тогда еще рынки не ломились, как теперь, от пакетиков с наборами пряностей и кореньев "специально для плова") тают во рту, нисколько не отягощая желудок и оставляя за собой ни с чем не сравнимое послевкусие (ни в чем не уступающее вкусу)... Но самый первый опыт общения с этим великолепным и древним кушаньем был мной почерпнут в родном доме. Чтобы не забыть, сразу скажу, что второй по вкусноте (если можно так выразиться) домашний плов всегда готовили в семье друга моей юности и молодости Мити Морохова, а третий - у папиного аспиранта Аркадия Викторовича Мая (там бесподобный - после нашего и мороховского, естественно! - плов готовила его жена-бакинка).

Папа готовил плов восьми видов: с бараниной, со свининой, с курицей, с рыбой, с уткой, с индейкой, с кроликом и "постный" - фруктовый. А вот плов с говядиной - ни разу. О плове с кониной - необычайно вкусном, по утверждению папы (которому я охотно верил на слово), нередко бывавшего по служебным делам в Средней Азии (чаще всего - в Чимкенте, где у него была опытная установка), я знаю лишь по папиным рассказам.
 
Настоящего казана в нашей московской квартире не было, и потому плов готовился в большой кастрюле. Я помню, что папа, буквально священнодействующий в эти дни на кухне, выкладывал ее дно кружочками довольно толсто нарезанного сырого картофеля, чтобы плов, не дай Бог, не подгорел.

На этом остановимся - боюсь захлебнyться слюной...


Рецензии