Здравствуйте, тётя Сара! дополнено!

Валерий Спиридонов

Здравствуйте, тётя Сара!

Мне через WatsApp кто-то скинул анекдот на тему одесского незлобивого чёрного юмора.
Я его перекинул коллеге. Она мне прислала свой случай из жизни. Он своей простотой и пронзительностью потряс меня до глубины души, пробив сердце. И я написал ей свой рассказ из жизни.
Но всё по порядку.

– Здравствуйте, тётя Сара! А Боря дома?
– Боря занят. Он кушает! Может и ты хочешь покушать?
– Да!
– Таки сходи домой, покушай!

Рассказ коллеги

А что, это реально. Моя мама после войны была совсем юная, и уже сирота. Работала в Краславе. Там жила родня.
Идёт она в обед в столовку, а тётка у открытого окна щи варит. Запах – обалдеть!..
– Куда идёшь, Ирочка? – спрашивает тётка, которая, на минуточку, жила после войны совсем неплохо.
– В столовую! – говорит мама.
– Ну-у, там вкусно! Не то, что дома, – сказала тётка, пробуя кусок мяса из щей…

Ни в какие ворота!

День добрый!
Это уже ни в какие ворота, и не анекдот, – иметь такую тётку (для Вас – бабушку)!
Я вспоминаю начало 60-х прошлого века – голодные годы в России, которые устроил Хрущёв.
Нас в семье было трое сыновей. Отец работал на двух работах, плюс подработка. Или как говорили – халтура. Но денег едва хватало на житьё-бытьё.
Мама работала в старшей группе детских яслей – няней, по две смены: подменяя коллег больных или в отпуске. Частенько оставаясь в группе одна – за себя и за воспитателя. Зарплата в то время у нянечек была мизерная…

Добрая заведующая, Галина Алексеевна, всегда говорила ей забирать домой остатки первого и второго – зачем хорошую пищу в помои свиньям выбрасывать? Им и так отходов хватает.
– Бери еду домой – деток покормишь!
Я был 1953 года рождения, средний брат Виктор 1957-го, а младший – Юрий родился в 1961 году.

Добрая повариха Катя (готовила очень вкусно!) всегда оставляла еду маме: она приходила в группу к маме и просила забрать еду.
Другая повариха – Шура, мягко говоря, была человеком не очень добрым, и готовила она невкусно.
Почему я знаю об этом и многом другом – потому что после школы приходил на работу к маме. Делал уроки. Забирал из детского сада брата Виктора, и шёл с ним домой.
Повариха Шура остатки еды всегда выливала-вырывала в помои – в баки для отходов. Позднее я узнал, что она жила в частном доме и держала свиней. Вот и детям, видимо, готовила, как свиньям!
Заведующая, хоть и добрая, но женщина была справедливая и требовательная, но не могла уволить Шуру, потому что она была родственницей какого-то большого начальника...

Хрущёвский голод

Я помню время, когда не было хлеба и прилавки магазинов были пусты.
Помню, как хлеб привозили на военных машинах и продавали по талонам или карточкам.
Осень. Холодно! Огромные очереди стояли у машин – и взрослые и дети! Люди говорили, что голод из-за проклятого Никитки, что хлеб пекли из американского зерна, которое покупали у них за золото!..

Это сейчас известно, что хрущёвская «Целина» потерпела сокрушительный крах, что из-за неё были порушены многие хозяйства (колхозы, совхозы, частные хозяйства) средней и чернозёмной полосы России, Беларуси и Украины, которые выращивали зерно, овощи, фрукты, сдавали государству мясо, рыбу, молоко и молочные и другие продукты. Выращивали лён… Сельские хозяйства закрывались. Специалистов и работников гнали на Целину. И что стало с Целиной?! Степи, пустыни запахали. Один урожай собрали. А потом ветра плодородную почву всю выдули. Остались голые степи и пустыни!
От головотяпства Хрущёва, руководителя страны – СССР – с тремя классами образования (!?) в стране воцарился голод!..

Самые вкусные булочки!

Вспоминаю своих тётушек. Старшая сестра моей мамы – Мария – была вылитая цыганка! И внешне, и по характеру и поведению, – тётя Маня была очень энергичной и пробивной!
Их отец (мой дед) Арсений Николаевич Пожарский, если судить по паспорту, был русским. Его отец Никола Пожарский был из польских дворян. Мама моего деда была дочерью цыганского барона – очень красивая женщина!.. Как говорила моя бабушка (по маме): «При советской власти деду, меняя в сельсовете метрики на паспорт, секретарша написала «русский», и что у русских нет фамилий Пожарский, исправила её на Пожарников!».
Видимо, тётя Маня была в свою бабушку.
Помню, как она прибегала к нам домой со своими четырьмя детьми и звала всех к машинам – за хлебом! Говорила, что с детьми дают больше белого хлеба и булочек!..

Хлеб был тёплый, даже горячий – только из пекарни. Продавали его военные. Не помню, сколько по талонам на человека давали чёрного и белого хлеба. Его забирали мама и тётя Маня, аккуратно укладывая в сумки. А мы, дети, как голодные щенки, смотрели, задрав головы, на солдат.
Они, наклоняясь через борт большой военной машины, давали каждому ребёнку по булочке – круглой и пышной, с разрезом. Какими вкусными были эти горячие и очень белые булочки!.. Мы впивались в хрустящую корочку своими зубками, проламывая её и выгрызая кусок нежнейшего белого хлеба. Даже не помню, жевали мы его или, как беркуты, сразу же глотали!..
Я отламывал от булочки половину и давал маме: «Мама, попробуй, как вкусно!». Мама не хотела брать, но я не мог кушать булку, зная, что и мама голодна, да и не пробовала таких вкусных булочек. Я смотрел на маму – она аккуратно пережёвывала булочку и слёзы текли из её добрейших глаз. Не мог я спокойно смотреть на это – кушал булочку и тоже плакал, счастливый. Моим родным и двоюродным братикам и сёстрам было не до эмоций – они были голодны и быстро пережёвывали булочки, чем-то напоминая голодных щенят…
Взрослые говорили, что булочки вкусные и такие белые и пышные, потому что из американского зерна. Но нам, детям, было не до этого! Этот вкус нам запомнился на всю жизнь. Ничего вкуснее мы, наверно, в жизни не кушали!..

Пару слов о маме

Ещё пару слов о своей маме – Пожарской Тамаре Арсеньевне. (Тётя Маня восстановила себе и маме истинную фамилию деда!).
Я никогда не слышал, чтобы моя мама ругалась и кого-то ругала. Она нас, детей, никогда в жизни не ругала! Она любила хвалить людей, могла смеяться и радоваться жизни, но человеком была очень терпеливым. Как говорила бабушка Ульяна, её мама: «Тамарке нелегко по жизни, достаётся ей!..».
Я никогда не видел, чтобы мама плакала или жаловалась на жизнь. Запомнил один случай, когда она плакала.
12 апреля 1961 года по радио и телевидению передали новость: «В космосе первый космонавт – Юрий Гагарин!..». Мама стирала в ванной комнате бельё. Помню, как тёрла его на стиральной доске. Я частенько помогал ей и стирать, и полы мыть, и другие работы по дому и хозяйству делать, за братьями смотреть и ухаживать.
Мне в школу нужно было идти во вторую смену. И я повторял уроки, когда услышал и увидел по телевизору эту новость. Побежал к маме: «Мама! Мама! Наш космонавт Юрий Гагарин в космосе!». Мама села на край ванны, вытерла пот с лица. Прижала меня к себе и заплакала. Она плакала и тихо приговаривала: «Наконец-то наши в космосе!..»

Как мы дружили!

У тёти Мани муж был украинец, из Волновахи, офицер-пограничник, Иван Семёнович Поназдырь. Тётушка познакомилась с ним во время войны; она была комендантом полка СМЕРШ. Там же служила и моя мама – кодировщицей командира полка.
Наши семьи были очень дружными! Вместе отмечали праздники. После войны тётя Маня и дядя Ваня обосновались в Калинине (Тверь – мой родной город). Мой отец Анатолий Васильевич и его старший брат Николай Алексеевич (братья по своей маме) помогали дяде Ване строить свой частный дом – на окраине Калинина. Вместе они его быстро и качественно построили.
Мой отец и дядя Коля рассказывали, как они перекрывали крыши у церквей. Перекрывали крышу зимнего царского дворца, где в Твери останавливались цари и их семьи. Крыша там была очень сложная. Чтобы её перекрыть качественно, нужно быть жестянщиком-художником!..

К дяде Ване на праздники или погостить приезжали многочисленные родственники из Украины. С детства мы, дети, слышали украинскую речь, красивые украинские песни…
В каникулы или в выходные дни мы, дети, гостили друг у друга. Мои родители и дядя Ваня с тётей Маней делились последним, ничего не жалея ни для детей, ни для взрослых, были гостеприимными и радушными. Я знал, что тётя Маня, как и моя мама, и другие мои многочисленные тётушки, – сами не съедят – отдадут еду детям!..

Другая моя тётя – тётя Роза (понятно, кто она была по национальности), жена дяди Коли – старшего брата моего отца, также была очень доброй, гостеприимной и радушной. У них было двое детей – Юра – мой ровесник и Инесса – ровесница моего брата Виктора.
Они жили в частном доме недалеко от железнодорожного вокзала.
Дядя Коля в войну был командиром танковой роты. Прошёл всю войну с июня 1941 года и по 1945-й. Участвовал в боях под Сталинградом, Ржевом, в Курской битве и других мясорубках… Одним из первых вошёл в Берлин. За всё время он не имел тяжёлых ранений. Имел много боевых наград. Ранило его тяжело, когда они зачищали Европу от недобитых нацистов после войны. Осколок остался в голове. С ним дядя Коля прожил почти тридцать лет. Потом образовалась опухоль, и дядя Коля вскоре умер. Тётя Роза очень любила дядю Колю. Не пережила его уход – заработала онкологию, и через год ушла за мужем… Не мог не написать об этом.

Каникулы детей и подростков

В каникулы или на праздники, на выходные, мы, дети трёх семей, собирались то у нас дома (мы уже жили в благоустроенной большой двухкомнатной квартире) или у моих бабушки с дедушкой – они жили в частном доме на окраине Калинина, или у дяди Вани с тётей Маней, или у тёти Розы с дядей Колей. Это были очень счастливые радостные – незабываемые времена!
Мы дети, вдевятером, могли ходить на каток, кататься на лыжах в лесу, на санках с гор, играть в различные игры на улице и дома. Мы жили очень дружно и весело, как и наши родители, которые во всём помогали друг другу.
Очень добрыми и радушными были тётушки моего отца. Тут в детской компании было прибавление!
Летом мы встречались реже. У младших детей (до 7лет) летом были загородные дачи – в красивой лесной зоне. Они отдыхали там всё лето. Путёвки на дачи были, как правило, бесплатными – за счёт государства.
Дети постарше отдыхали в пионерских и комсомольских лагерях. Путёвки были недорогими или бесплатными. Лагеря находились в красивейших местах, в сосновых борах, на берегах малых рек. Мы там набирались сил, здоровья, опыта жизни; занимались спортом, ходили в походы. Хоть и здорово было в летнем лагере, но больше двух смен провести там было сложно – хотелось домой!..
У нас была дача. Помню, приезжая из летнего лагеря, дома был запах вишнёвого и клубничного варенья, варенья из черники; земляника, протёртая с сахаром. И много других всяких домашних вкусностей. Отец мой был заядлым рыбаком и грибником.

Родня из Западной Украины

Очень запомнилась мне тётушка Валя – жена моего дяди Лёши, младшего брата моего отца и моего крёстного. Её семью выслали в Казахстан, в голую степь, из Западной Украины. Ещё до войны. Потом там вырос большой посёлок. Тогда для Сталина все богато живущие люди Западной Украины были бендеровцами.
Да, они жили богато, но сами ненавидели бендеровцев и прочих карателей-эсесовцев. Нам об этом рассказал отец тети Вали. От нацистов пострадали и русские, и поляки, и евреи, и украинцы. Бендеровцы не жалели никого – мучали, пытали людей, насиловали женщин, грабили и убивали. Рассказывал, как палачи брали грудных деток за ножки и разбивали им головы о дерево или камень. «Хорошо, что нас не расстрелял Сталин!» – сказал отец тёти Вали…

Мы всей семьёй ездили в гости к тёте Вале и дяде Лёше.
Родственников у тёти Вали было много. И жили они там очень богато, благодаря своему трудолюбию и радости жизни.
Эта наша поездка могла бы уложиться в большой рассказ – столько было от неё ярких – незабываемых впечатлений.
Меня поразило то, что богато там жили все, кто привык трудиться. У дяди Лёши и тёти Вали были две дочки. Дядя Лёша построил огромный, как в деревне, крестовый дом из дерева. Дом был не только большой, но и красивый. Многие жители посёлка жили в мазанках.
Как сейчас помню – стояла страшная жара, а в доме было чисто, уютно и прохладно.
Построил дядя Лёша огромный хлев для скота, птичник и сенной сарай. Они держали двух коров и двух тёлок, штук пять огромных свиней (окрасом похожих на кабанов), с десяток баранов. У них были куры, утки, гуси и индюки. Большой сад и огород. На окраине посёлка, где жили родственники-украинцы, они сеяли зерновые – для скота и птиц.
О том, что можно было держать и разводить людям в России во времена Хрущёва, можно поинтересоваться самим. Это целая история.
Погостили мы у всех родственников тёти Вали. Жили они в домах-мазанках, построенных своими руками. Зато скотные дворы, хранилища зерна и сена были огромными. У них было очень много скота и другой живности. Держали они и лошадей. В России всё это (или почти всё) было запрещено иметь и разводить.

Украинцы ходили в своей национальной одежде из льна, говорили на украинском. Но нам, благодаря дяде Ване и его родне, почти всё было понятно. По вечерам мы заслушивались необычайно красивыми украинскими песнями.
Какие же добрые, гостеприимные и хлебосольные были родственники тёти Вали и сама тётя Валя. Какими необычайно вкусными угощениями они нас потчевали! Не передать словами.
Такими они запомнились нам – детям и моим родителям. Люди, их быт, одежда, вкуснейшие угощения и лакомства. Их необычайная открытость и сердечная доброта. И чудовые песни…
21 апреля 2022 года.
Исправлено и дополнено 22 апреля 2022 года

На фото: Никита Сергеевич Хрущёв, руководитель СССР с тремя классами образования. "Великий кукурузник и целинник" - как его называли в народе.
А сколько анекдотов гуляло по стране про Хрущёва!

"Я вспоминаю начало 60-х прошлого века – голодные годы в России, которые устроил Хрущёв". (Из моего рассказа "Здравствуйте, тётя Сара!")


Рецензии