Живописный космос Ф. Малявина. Часть 3. Афон

                Предыдущее http://proza.ru/2022/04/22/1138
               
Греция, Святая гора  Афон,  монастырь  св. Пантелеймона… Чистое, тёплое,  сияющее море, щедрое солнце, сиреневая даль выступов прибрежных гор.
 Именно  здесь Филипп Малявин принял послух, постиг  каноны, приёмы и техники иконописи. Юношеский запал, энергия и, конечно же , незаурядный талант позволили  молодому художнику достаточно быстро пройти все ступени мастерства и стать ведущим  иконописцем монастыря.
  Вот, как описал пребывание Ф. Малявина в монастыре св. Пантелеймона один из его современников :
«Освоившись быстро со всеми приёмами иконописания,  Малявин горячо принялся за работу, но тут встретилась новая беда:  монастырь требовал с него точного списывания с установленных образцов, а Малявина неудержимо  тянуло писать по-своему.  Дают  юноше скопировать образ, а  он переделывает его на свой лад: дают другой, а  он его изменяет до неузнаваемости. Должно быть , однако, работа Малявина производила впечатление в монастыре, потому что в конце концов его оставили в покое и дали ему даже  расписать целую стену в  одной церковке, к сожалению, скоро сгоревшей»
  Монастырская жизнь была строго регламентирована : юный послушник читал и пел на клиросе, собирал мидии для монахов, растирал краски, расписывал притвор в монастырском кафедральном соборе, писал иконы.
  Роль  копииста  Ф. Малявина не устраивала. Его душа жаждала новых знаний , развития.
В 1889 г. художник Николай Богданов-Бельский совершил паломническую поездку на Святую гору.
Очарованный девственными видами на горы и Эгейское море, художник начал писать свои пленэрные работы окрестностей.
Познакомившись с Н. Богдановым –Бельским, Малявин «в высшей степени заинтересовался пейзажем. Он задавал мне много вопросов, касающихся техники писания пейзажа, – рассказывал художник, – и я старался исчерпывающе удовлетворить его любопытство…».
Так Ф. Малявин с энтузиазмом погрузился в натурные зарисовки и постигал новые вершины,  теперь уже,  в написании марин.
  Одна из них сыграла  исключительную роль в его дальнейшей  судьбе.
  В 1891 г. Афон посетил известный скульптор Владимир Беклемишев.  Живопись  юного послушника  восхитила его.  Особенно понравился  скульптору морской пейзаж.
 К счастью,  этот небольшой  (10х16), скромный этюд  маслом сохранился.  Некоторое время он находился в  семье  Владимира  Беклемишева,  а затем был передан в Новгородский музей-заповедник. На  реверсе этюда можно прочитать : «Работа Малявина Ф.А. На Афоне в монастыре до поступления в Академию художеств. В. Беклемишев»
Владимир  Беклемишев  действовал решительно : он  пообещал оказать содействие при поступлении Филиппа в Петербургскую Академию Художеств, если тот согласится поехать с ним в столицу .
Своё слово скульптор сдержал.


                Фото.Ф.А. Малявин. Пейзаж. 1889–1890. К., масло, 10х16
                Новгородский музей-заповедник


                Продолжение http://proza.ru/2022/06/04/509


Рецензии
Прочитала с интересом. Хорошо написано!

Лариса Чурилова   31.10.2022 22:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!
/
С теплом, осенних очарований и радостей!

Наталья Николаевна Максимова   01.11.2022 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.