Живописный космос Ф. Малявина. Часть 2. Детство

                Предыдущее   http://proza.ru/2022/03/20/1526


Филипп Малявин родился в селе Казанка Логачёвской волости Самарской губернии в семье Андрея Малявина и его супруги Домны в  1869 году.
  До нас дошли воспоминания  художника  о своём далёком деревенском детстве, которые  он написал в преклонные лета в номере отеля «Савой» шведского города  Мальме:
« Интересно ли вернуться и вновь опять жить-испытывать, видеть и делать, что уже ушло без возврата и забыто, – писал Филипп Малявин, –  Интересно ли опять  сидеть за столом, кругом вся моя семья, а посередине  стола стоит большая миска с кислым молоком. Стол играет и в деревне большую роль и обставляется  этикетом и порядком. Когда ешь хлеб,  нельзя крошки  терять  – грех! Говорить нельзя – грех, а смеяться и подавно, иначе по  лбу получишь ложкой. Поэтому едят молча этот дар божий.  Деревенские ложки большие и надёжные: чтобы в рот её сунуть , нужно так открыть рот,  что  кадык вывалиться, вот и нельзя забыть этого большого рта у  отца – разевал и глотал как великан,  и на самом деле он  был великан и силач. Помню его ещё молодым, и он удивительно, мне казалось, похож был на  Христа, с раздвоенной бородой и русый. Мать  была роста невысокого, но очень плотная и красивая. Хотя не часто водила меня к «своим» – отцу и матери. Дом их был большой,  деревянный,  почти напротив  церкви. Церковь меня всегда к себе  привлекала и  тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал  звон, в особенности в  большие праздники».
  Семья  Филиппа жила скромно и трудно,  кое-как сводя  концы с концами.  Да тут ещё пожар, изба  сгорела…
  Как и все деревенские  мальчишки, Филиппка помогал родителям по хозяйству, таскал из  грачиных гнёзд яйца, играл в нехитрые деревенские игры  – городки,  салки,  казаки-разбойники, а взобравшись на  высокую берёзу, «звонил  языком, подражая двенадцати  церковным колоколам».
   Но были у живого и любознательного мальчугана свои особые  увлечения: соберёт в лесу коряг да веточек  и вырежет  из них фигурки разные затейливые,  слепит чудищ из глины,  разрисует углем новый сарай и хлев.
Надо  заметить, что  живописал Филиппка  везде,  где мог – на заборах и воротах, на стенах изб, на повозках и колёсах, внимательно  слушая  при этом  советы  доброхотов,  касаемо «художеств».
  Глядя на творчество юного  вундеркинда,  односельчане настойчиво уговаривали его отца  Андрея Ивановича отдать сына в богомазы. Но тот только отнекивался : « Из крестьян, да ещё почти из  нищих, учёных не бывает».
  Деревенская община  тем не менее собрала необходимую сумму денег  и вручила их монаху с Афона,  гостившему в ту пору у родственников  в Казанке, с тем, чтобы он отправлялся  обратно в Грецию  вместе с юным дарованием.
  Так, получив благословение родителей и односельчан,  сияющий шестнадцатилетний Филипп отправился в свое первое путешествие.



                Фото. В.Е. Маковский. Игра в бабки. 1870



Продолжение  http://proza.ru/2022/04/22/1129


Рецензии
Интересно и познавательно!

Лариса Чурилова   31.10.2022 12:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!
/
Признательна, с теплом душевным,

Наталья Николаевна Максимова   01.11.2022 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.