Загорянка, 18. Часть четвёртая -5

  Светлана Ивановна укладывала Мишку в кроватку, когда в дверь позвонили.
На пороге стоял молодой человек очень приятной наружности, сперва в темноте на лестничной площадке Светлана Ивановна его не разглядела, но потом, когда он вошёл в коридор женщина узнала в нём приятеля Арниса.
- Вас, кажется, Володя зовут? - спросила она с порога.
- Да, простите, я не представился, думал, что вы меня вспомните, Авеньев моя фамилия, - с улыбкой ответил парень.
- Да, теперь вспомнила, проходите!
 Светлана Ивановна привела Володю в большую комнату и присела на стуле рядом с диваном, на котором расположился гость.
- Я помню, что вы однажды с Арнисом к нам приходили, так, я не перепутала? - переспросила она.
- Всё правильно, а теперь меня вызвал сюда ваш муж и Наташа звонила дважды, они хотят со мной о чём-то побеседовать, вот я и приехал. Но у меня всего два дня есть, потом я уезжаю в Краснодар на гастроли, а после на съёмки в Геленджик.
- Их сейчас нет дома...
- Они на работе? Может быть мне проехать к ним туда? - спросил Володя и поднялся с дивана.
- Нет, они на похоронах...
- Что-то произошло? - с тревогой спросил Авеньев.
- Да, у нас несчастье случилось. У их коллеги сын погиб.
- И, как мне теперь быть? Подождать их?
- Я не знаю, они с кладбища, наверное, поедут к себе в управление, посидите тут у нас, пока, а потом мы позвоним им на работу.

  На городском кладбище было много военных в это утро. Военное ведомство помогало с организацией похорон, тем более, что Серёжа Колокольцев, погибший вместе с Алёшей Терещенко был из семьи военнослужащих.
Надю, сестру Александра привезли прямо из больницы уже на кладбище, она не была у школы на церемонии прощания учеников и учителей со своими товарищами, где в тенистом скверике было установлено два закрытых гроба. Она всё ещё была плоха, и поэтому врачи решили подстраховаться и привезти её уже в конце прощания.
Надю подвели под руки к брату, который находился в окружении своих товарищей и коллег. Он стоял, чуть наклонив голову в бок, на белом лице его не отражались никакие эмоции, только слёзы стекали по щекам непроизвольно. Они скользящим потоком лились из глаз сами по себе, Александр не мог сейчас этого контролировать. Люди проходили мимо, подходили к нему с соболезнованиями, а он смотрел перед собой и ничего не видел. Зато увидела Надя. В общей, стоявшей тесно толпе, она разглядела Галину в чёрном платке, которую держал под руку восточного вида мужчина. Собрав последние силы, она двинулась к ней и, не постеснявшись никого из присутствующих, резким движением руки стянула с неё платок, а потом крепко вцепилась в её волосы. Галина вскрикнула от боли, а Надежда продолжала её дёргать и тянуть головой вниз. Их еле-еле разняли, подбежавшие родственники и друзья.
- Это ты, ты во всём виновата, гадина, ты!.. - громко кричала на неё Надежда, она была в исступлении, не понимала почему её удерживают, зачем? Она должна всё высказать женщине, бросившей своего мужа и ребёнка на произвол судьбы.
  Терещенко даже не повернул головы на этот шум, он его сейчас не касался, как и всё вокруг. Мир для него закрылся, он уже не будет прежним и ему придётся, как-то выживать в этом страшном мире, а зачем?..
  Когда Галина с плачем подходила к закрытому гробу сына, она повернула голову в сторону мужа, но он не обращал на неё внимания, за то за его спиной стояла та, которая приходила к ней всего месяц назад и просила вернуться, и вот она смотрела на неё теперь широко-открытыми глазами, молча, скорбно и с большим укором. "Вы будете жалеть, об этом! Вы обязательно пожалеете, что бросили Александра!": - стучали в голове у Галины её последние слова в их тогдашнем разговоре. И женщина громко застонала.
  Она ещё долго стояла в слезах и после того, как церемония прощания закончилась и люди стали расходиться. Толпой они проходили молча мимо неё, и никто не выразил ей слов сочувствия. И она понимала, за что!.. Потом вместе со своим новым спутником она медленно двинулась к воротам и, остановившись, наблюдала, как Надежду Терещенко сажали в машину врачи. Она искала глазами своего бывшего супруга, но больше его уже не видела.

  Вернувшись на Загорянку, Наташа и Андрей ещё долго не могли зайти в здание. Они бродили возле старых, низких домов, магазинов и палаток, прошли на бульвар к Центральному парку, а потом молча двинулись назад, но не доходя до своего рабочего корпуса нашли свободную лавочку и сели на неё, чтобы не много прийти в себя. Каждый думал о своём и каждый расценивал всё, что увидел и услышал сегодня по своему.
- Ты. кажется. надумала уйти из милиции? - вдруг неожиданно раздался вопрос Андрея.
 Наталья низко опустила голову, но ничего в этот раз ему не ответила.

  Владимир Авеньев оставил адрес Наташиной маме по которому проживал здесь в городе эти два дня и в тот же вечер к нему в гостиницу "Звёздная" приехал Егоров.
Сидя в номере за маленьким столиком полковник дал понять этому прибалтийскому актёру, на сколько серьёзно было то, о чём предстоял разговор.
- Вы тогда, как -то неясно упомянули про фотографию, что видели у нас в альбоме. Нужно вам сказать, что я занимаюсь расследованием особых дел, и как говорится, шутки в сторону... Поэтому вас и попросил сюда приехать. Для вас это может быть и мелочи, но для меня все ваши показания могут стать серьёзной уликой, поэтому припомните ещё раз и в подробностях: где и когда вы видели это фото?
  Авеньев напрягся ещё больше, чем тогда, сжал губы, но потом понял, что выдал своё состояние замешательства и проговорил:
- Я был не уверен тогда и не уверен сейчас, что это именно то самое фото, но скажу с долей большой вероятности, что оно очень похоже было...
- На что? - переспросил Егоров.
- Однажды наша коллега по цеху, пригласив нас домой перед съёмками очередного фильма, совместного с Ленинградской студией телевидения, достала свой семейный альбом. Не помню причину, по которой она это сделала, но только лишь одно бросилось в глаза, там было очень мало фото из её детства и она сказала, что в связи с этим вот этой - очень дорожит и указала на фотографию девочки, сидящей на коленях пожилого мужчины. Вот и всё, а то ли это фото - я обещаю для вас узнать. если это очень нужно, - и довольный собой Владимир, откинувшись в креслах, закурил сигарету.
- Как зовут вашу знакомую? - спросил Егоров и открыл свой рабочий блокнот.
- Это актриса Ильма Паулус, я уже рассказывал о ней вашей дочери.
Полковник записал её имя и вскинул на Володю любопытные глаза:
- А, как вы собираетесь это проверить?
- Мы скоро едем вместе на съёмки в Геленджик, она наверняка с собой этот альбом притащит. Всегда его с собой возит, будто там в нём ценная реликвия какая-то. Выберу время и попрошу ещё раз мне его показать, - уверенно ответил Владимир.
- А, если она не согласится?
- Тогда посмотрю сам, когда её в номере не будет.
- Прошу вас, без самодеятельности. Потому что, если она, что-то заподозрит в вашем намерении не хорошее для себя, я не могу ручаться за последствия.
- Какие последствия? - при этом вопросе Авеньев напрягся.
- Серьёзные, могу вас уверить.
- Я буду осторожен... Но, вы даёте мне на это добро, как представитель органов?
- Да, даю! Но только на грамотную разведку, а не на безалаберную самодеятельность. Вы поняли, что речь идёт о серьёзных вещах?
- Да, всё будет в порядке, вы не сомневайтесь. У меня отец сотрудник КГБ - это, чтобы вы до конца всё поняли, - не без гордости пояснил актёр и уже сам свысока взглянул на своего собеседника.

"Самовлюблённый гусь, - размышлял дорогой домой Егоров. После этой недолгой беседы с актёром он сделал вывод о том, что Авеньеву самому, почему-то, очень выгодна эта ситуация. - Может быть он на эту женщину виды имеет и серьёзные? Тогда понятно его прошлое молчание, и вот теперь он до конца не уверен... Ну, что же, посмотрим!"

  Тихий, синий весенний вечер затопил городские переулки и дворы. В этот день морской штормовой ветер принёс с собой влажный циклон, который то бросал на город плеяду ватных фиолетовых облаков, превращающихся в ливневые тучи, то лёгким бризом отгонял их до горизонта и тогда во всю свою мощь начинало играть по-летнему жаркое солнце. Зато сейчас к вечеру всё успокоилось и привычный городской гомон в этот час тонул в равномерном шелесте и шёпоте улиц. На втором этаже в одном из домов двора-колодца по улице Карла Маркса горел свет во всех комнатах, у полковника Султанова было рабочее сборище на квартире.
 Присутствовали почти все сотрудники УВД с кем полковник работал и кому доверял, как себе.
- Официально такое собрание не проведёшь, - говорил он, окидывая взглядом своих коллег, - дело, как говорится, прошлое. Но и прошлые дела имеют свои настоящие тени...
- Говорите загадками, - и Андрей после этих слов подсел поближе к полковнику.
- Меня попросили тут собрать кое-какие материалы неофициально, так они у меня уже есть, - вставая с места начал Коломийцев.
- Давайте не будем тянуть резину, а приступим... Начинай, Игорь, - попросил его Егоров, - внимательно тебя слушаем.
Игорь открыл свой блокнот и продолжал:
- Всё, что удалось собрать... О ней не принято, почему-то, писать и говорить у нас. Актриса, чьё происхождение считается скандальным, что по сей день вызывает споры и дискуссии в определенном узком кругу. Жена талантливейшего и популярного певца Мурата Амирамова, впоследствии его вдова, недоступная красавица а в дальнейшем любимая женщина одного из известных московских бардов, именно она и будет являться героиней моего дальнейшего доклада.
- Здорово начал, интригующе! - поддержал его Жигулин.
- Ну, тогда вперёд, я продолжаю, - и Коломийцев окинул победным взглядом собравшихся.
- Её всюду на фото принято цинично сравнивать с Мариной Влади, хотя сравнение здесь вовсе не уместно, всё говорит о неких скрытых моментах ее личной жизни, которую она никогда не выставляла на всеобщее обозрение. Итак - Ильма Паулус. В её багаже не так уж и много ролей, большинство фильмов с её участием снималось за границей.
 Она родилась в Вильнюсе 20 июня 1948 года. Имена родителей неизвестны. Воспитывалась в детском доме до двенадцати лет, говорят, что её в корзинке подбросили на порог приюта в милом младенчестве, потом перешла на воспитание бабушки и дедушки, а также родного дяди по матери, актера Вильнюсского драматического театра. Он взял её в свою семью после того, как сам встал на ноги после тяжелого послевоенного периода. Вскоре часть труппы переводят в Саратов, куда на съемки для выборы натуры приезжает режиссер Бухарчук. Он и его ассистенты были заняты подбором юных актеров для нового детского фильма. Среди детей театральной молодежи они заприметили девочку необычной внешности, она оказалась племянницей актёра Паулуса. Вскоре он дал свое разрешение на пробы для этой картины, где и сам должен был исполнять роль одного из учителей, но позже выяснилось, что его типаж не подходит, а вот племянница Ильма в фильме осталась в роли невесты одного из героев картины. Её огромные глаза и недетский пристальный взгляд, притягивающий и завораживающий, заметили другие режиссеры после премьеры этой картины. Посыпались предложения для съемок в детском кино. После окончания школы, выбора профессии больше не оставалось. Кино не отпускало. И в день восемнадцатилетия её приглашают сняться в культовом фильме Эльдора Магурбаева «Берег». Съемки проходили в Ашхабаде, куда с гастролями приехал музыкальный Азербайджанский театр. Сольные концерты на берегу моря давал известный певец Мурат Амирамов. Их встреча была случайной, отношения завязались быстро, а роман развивался стремительно. Говорят, Мурат был так ею очарован, что не отходил от дверей гостиничного номера, в котором расположились актеры киногруппы все время гастролей. После окончания съемок он увозит свою невесту в Баку, там и сочетается с ней браком после двухмесячного знакомства. Увы, счастье было недолгим. Через шесть лет произошла трагедия, которая оставила неизгладимый след в жизни актрисы.
- Ты зачитываешь нам чего, вырезки газет или свои собственные вирши? - перепросила любопытная Егорова у которой аж глаза заблестели от услышанного.
- И то, и то... Не мешай!.. - отчеканил Игорь и снова уставился в свой отчёт. - На очередной песенный фестиваль в Ашхабаде в 1972 году, Амирамов берет свою супругу. После двух дней песенной феерии рано утром он оставляет свою беременную жену в гостинице, чтобы не утомлять долгой дорогой, а сам едет на личном автомобиле в аэропорт встречать брата-певца, который прибывал сюда утренним рейсом. Дорога пролегала по горному серпантину, в долинах стоял туман, видимость упала с восходом солнца и произошла трагедия. Легковой автомобиль на одном из поворотов занесло и машина полетела в пропасть с огромной высоты. Мурат Амирамов погиб на месте. Из искореженного автомобиля его доставали специальные службы, работающие в ущелье верхолазами.
 Узнав о гибели мужа и впав в тяжелейшее эмоциональное состояние в связи с этим, уже на второй день у Ильмы случаются преждевременные роды на шестом месяце беременности. Спасти ребенка не удалось. На похороны Амирамова её привезли прямо из больницы. Родственники мужа долгое время заботились о ней, но воспоминания и тяжелое моральное состояние не отпускало и она решила вернуться в Москву в семью дяди, который к тому времени после окончания режиссерских курсов работал на центральном телевидении.
Она с головой окунулась в работу на съемках, что помогло преодолеть её горе. В разные периоды времени она снималась с разными партнерами, которые тешились надеждой на взаимные отношения с Паулус и после съемок, но она была недоступной и агрессивной. Так после эпизодической роли активистки комсомолки в одном из революционных фильмов, на неё чересчур запал партнёр по съёмкам Владимир Авеньев. Говорят, что оба брата Кузьмина были, так же, от неё без ума, из-за чего между ними разгорелся конфликт на долгие годы, но споры были напрасными. Ни одного, ни другого она не удостоила своим вниманием, так же как и Авеньева.
 Хочется коснуться ещё одной истории. В 1968 году в испано-мексиканский фильм «Всадник без головы» на пробы было приглашено много красивых актрис, но режиссер будущего фильма Франко Дезвекки, увидел «Берег» на Берлинском международном фестивале где Ильма Паулус была неотразима и естественна. Он посылает запрос на её пробы и она вместе с мужем едет в Мадрид. Из всех претенденток на роль Луизы Пойндекстер проходит именно она. А красивых актрис тогда было множество, Ненси Олсон, например, которая сыграла в этом же фильме, но второстепенную роль. Этот фильм вышел на экраны раньше нашего, который Вайншток поставил в 1972 году...
- Это всё интересно, Игорь, но это сфера искусства, а что о личном можешь рассказать? - спросил Султанов.
- В жизни актрисы курьезных моментов было предостаточно, взять хотя бы знакомство с московскими бардами, но эта тайна её личной жизни так до конца и не раскрыта, потому что даже сам факт своей беременности от одного из них, она скрывала до последних дней. В родильный дом на Ильинке её отвез родной дядя, а потом и сообщил своему коллеге по театральной деятельности, так как работал к тому времени в театре имени Маяковского, об этом торжественном событии. Говорят, между ними произошел серьезный разговор, закончившийся дракой, после чего тот самый актёр, больше в жизни Ильмы так и не появился. Далее после родов, она уходит из кино. Родившаяся дочь, занимает теперь всё её внимание. Те, кто общался с Ильмой в тот период, говорили, что она просто сумасшедшая мать. Режиссёры продолжали делать ей предложения на съёмки, а она продолжала от них отказываться, не хотела оставлять свою доченьку ни на день, а ведь съёмки могли продолжаться очень длительное время. Но теперь. говорят, материальное положение в семье ухудшилось, она воспитывает дочку одна, её дядя болеет и не может уже больше работать в театре. Вот она и приехала сюда к нам на гастроли, а до этого в конце 1976 года один из её друзей едет на пробы фильма "Вас заверяет Элла Верно" в Прибалтику. Режиссёр не может долго найти актрису на главную роль и тогда Юрий (тот самый приятель актрисы) предлагает ему попробовать Ильму с которой он уже имел опыт работы на съемочной площадке. Она долго не соглашалась, но под уговорами Юрия не устояла и поехала в Литву. Она как нельзя кстати подошла для этой роли, режиссёр был доволен и в начале 1977 года съемки начались с натурных сцен, во время которых партнёр Ильмы Паулус получает тяжелую травму. Он попадает в больницу. Она сама достаточно хорошо справляется с ролью в этом тяжелом историческом фильме, который также плохо отразился и на психике самой актрисы, потому что во время съемок, она постоянно терпит домогательства со стороны коллеги по цеху и партнеру второго плана Владимира Авеньева, который кстати является сыном одного из КГБ шных начальников. Последний завершающий этап будут снимать под Новороссийском в Геленджикской бухте и на отдых после изнурительных трудов поедут в один из домов отдыха. И это, пока, всё!..
- Вот видишь, как хорошо дело рассматривать с разных сторон. У меня сложилось одно мнение об этом Володе Авеньеве, а тут взгляд со стороны совсем другой, - сказал Егоров.
- Надо объективно на всё смотреть, тем более, когда речь касается такого развратного мира, как актёрский цех, - добавил Жигулин и вспомнил, как этот наглый тип клеился и к его Наташе, тогда на вечеринке у Егоровых, после приезда её друга Арниса.
Наташа в этот момент посмотрела на него, будто поняла о чём подумал Андрей, но ничего не сказала, только прижала палец к губам и улыбнулась.
- Мы тут обсуждаем женщину, которая возможно, имеет отношение к давней и очень запутанной истории, до сих пор не раскрытому делу, и её предположительное родство с одним страшным человеком сейчас занимает всё моё внимание, - говорил Султанов. - Я звонил уже в Москву и попросил выслать материалы, интересующие нас, по одному из преступлений, которое не может иметь срока давности.

  Из Москвы долго не было ответа. Очевидно, там взвешивали целесообразность подобного мероприятия по сбору материала. А за это время события покатились лавиной. Дело, которое лежало неоконченным в архиве много лет, по мнению Султанова, стало раскручиваться по спирали с бешеной силой. И тут, как всегда, вмешался случай. Это неожиданный приезд Арниса Томкуса в Приморск вместе с его приятелем Авеньевым, а потом и съёмки фильма в Краснодаре.
Прошло две недели со дня разговора Егорова с актёром Авеньевым, полковник с нетерпением ждал результата от своей идеи, но что-то пошло не так, как задумывалось и его разрешение на авантюру с фотоальбомом привело к непредсказуемым последствиям. И вот ранним июньским утром в Приморское УВД из Краснодара пришло известие об одной странной истории, которая в дальнейшем наложила крест на карьере актрисы Ильмы Паулус и ускорила страшную развязку её судьбы.

 В кабинете у Султанова Егоров рассказывал:
- Из телефонного разговора с майором Никитиным, который задержал съёмочную группу в Новороссийском аэропорту, я понял, что на Владимира Авеньева было совершено покушение, когда он пытался в номере актрисы Паулус найти фотоальбом. В её отсутствие он пробрался в номер с соседнего балкона и не рассчитал времени. Она вместе со своими дружками, как он показывает, настоящими бандитами заявилась туда раньше времени, застала его в номере и его, избитого этой бандой, выбросили с балкона второго высокого этажа на плиточную дорожку возле корпуса. Парень сильно разбился, попал в больницу и оттуда написал заявление в милицию. К тому моменту, вся съёмочная группа уже выезжала после работы и последующего отдыха в Москву. Одним словом, никуда они не уехали после такого происшествия, загорают теперь все в предвариловке УВД Новороссийска. И не только это... Просят и нас с тобой туда приехать, потому что, актёр Авеньев рассказал тамошним операм, что моё задание выполнял у неё в номере... И отец его из Москвы уже сюда звонил, так что теперь нам не отвертеться.
- Напортачили, значит? - и Султанов снял трубку с аппарата, чтобы вызвать служебную машину до военного аэродрома.

  Вечером того же дня старший следователь по особо-важным делам полковник Егоров и Евгений Петрович Султанов прибыли в следственный отдел УВД города Новороссийска. В кабинет следователя Никитина была доставлена скандальная актриса. Это была невысокого роста блондинка, какой-то не нашей, скорее Западной внешности. Её разрез глаз и тонкие черты лица выдавали в ней аристократку, воспитанную образованными родителями, уж на брошенную детдомовку они никак не тянула.
- Боже мой! Но, что я сделала? - громко выкрикивала она слова. - Вы со мной разговариваете, как с бандиткой какой-то!.. Вы же не слышите меня совсем, - обращалась она к присутствующим в кабинете следователям и в первую очередь к Никитину, который имел в отношении этой женщина своё особое мнение.
- Так, вы свои эмоции уберите, гражданка, - оборвал её майор Никитин, - у меня на вас заявление написано и очень серьёзное заявление, от вашего же коллеги, которого вы чуть не убили в Геленджике в пансионате "Черноморец".
  Она со вздохом поправила свои выбившиеся роскошные волосы и замолчала. Пшеничная чёлка упала ей на глаза, она упрямо вскинула голову и очень вызывающе взглянула на присутствующих. Султанов поднялся со своего места и пересел к ней вплотную, положил свою ладонь на её руку и успокаивающе произнёс:
- Мы вас внимательно выслушаем. А этот человек сейчас выйдет отсюда, который вас так достал, - и он кивнул на майора, который с утра вёл допрос этой женщины.
Егоров подошёл к Никитину и, взяв его под локоть, увёл из кабинета, дорой объясняя всю суть их приезда в этот город. Евгений Петрович остался с Ильмой один. Она не очень доверчиво окинула его взглядом и отвернулась, а он наоборот, стал внимательно её разглядывать, будто ждал этой встречи много лет, а теперь жаждал с ней откровенного разговора по душам.
- Расскажите теперь, как всё было на самом деле, - попросил полковник.
- Он на меня напал, там в номере, - и женщина, как-то по детски вся обмякла и заплакала, голос её сорвался на последнем слове и она всхлипнув, задрожала всем телом.
- Понимаю, обидно... Но, а избивать-то его зачем, да ещё так зверски...
- Что-о?! - слёзы её враз просохли. - Этот мерзавец смеет ещё и клеветать на меня? Хорош, нечего сказать!.. Интеллигент!
Султанов налил воды из графина в стакан и дал его актрисе. Она не стала пить и отодвинула его на край стола, потом напряжённо и внимательно посмотрела на полковника:
- А знаете, я вам ничего не докажу. Просто, поговорите с нашим оператором Петраковым Анатолием Данилычем, он свидетель номер один в этой истории... А я устала - не могу больше!

 Женщину увели в другой кабинет, а её место занял оператор съёмочной группы. Протокол допроса был составлен тщательно, взвешенные вопросы Султанова помогли свидетелю хорошо сосредоточиться. Со слов оператора Анатолия Петракова выходило следующее: - Мы приехали со съемок в горах, разошлись по своим номерам в пансионате для отдыха. В нашем крыле на втором этаже было восемь комнат, одну из них занимала Ильма и её партнёрша по фильму Анна Ливмайер. Ильма вошла в номер, Анны на тот момент на месте не было, она гуляла в парке, делала фотографии на память. Я пошел в свой конец коридора, но едва засунул ключ в замочную скважину, чтобы открыть свой номер, как услышал громкий отчаянный крик. Бросился бежать назад, я узнал голос Ильмы. Подошел к её номеру и стал барабанить в дверь, никто не открывал, потом она закричала снова и я застучал сильнее, потом резко дернул ручку двери на себя, нажал плечом на дверь и она поддалась и распахнулась. От окна в мою сторону бросился разъяренный с красным лицом Авеньев. Ильма стояла у распахнутого балкона с растрепанными волосами и в разодранном халате, прикрывая грудь рукой. На шее у неё была багровая ссадина, руки до локтя расцарапаны. – Ты, что себе позволяешь? – спросил я у него, все прекрасно расценив и поняв, что тут произошло. – И тут, Володька кинулся на меня и сбил с ног. Ильма снова закричала и выскочила в коридор. Через пару минут в номер вбежали наши ассистенты оператора Саша Луговой и Слава Нестеров и стали оттаскивать разбушевавшегося Авеньева от меня, который явно был не в себе. Я вскочил на ноги и влепил ему пощечину и затрещину в ухо, потом схватил его за шкирку и потащил к двери. С большим трудом нам удалось его вышвырнуть из номера Паулус. Уже стоя в коридоре, Володька снова напал на нас, тут уж ассистенты с двух сторон подхватили его под руки и оттащили к душевой, там он немного пришел в себя. Но был все ещё злой и агрессивный. Дальше он заперся у себя в номере и больше в этот вечер не выходил. На следующее утро мы вылетали в Москву и в аэропорту Новороссийска нас задержала милиция. С рейса нас сняли, группу завернули в околоток, где попросили написать объяснения по поводу драки в которой, якобы, сильно пострадал актёр Авеньев. В своём заявлении он написал, что в номере Ильмы Паулус на него напали бандиты, которые избили его и выбросили с балкона второго этажа. Такую несуразицу не мог написать психически здоровый человек и поэтому нам до вечера всем вместе пришлось объясняться с оперативниками и доказывать свою невиновность. Да, драка была, но кто был её инициатором? Он пишет там про бандитов... Это получается, что я и мои ассистенты - это и есть та банда, которая его убивала и столкнула с балкона? Бред и чушь какая!
Оператор был очень зол для дальнейших объяснений. И после обсуждения в кабинете у Никитина всей этой ситуации Егоров и Султанов однозначного вывода сделать не могли, слишком противоречивы были показания. Однако, Авеньев находился в больнице, куда никого не пускали даже следователя, не хотел ни с кем говорить и ждал из Москвы прибытия официальных лиц, которых направил сюда его отец.
- Всё случившееся приобретает для этой женщины угрожающие масштабы, - говорил Султанов, оставшись с Егоровым наедине. - Одно из двух, он либо ей отомстил за что-то, за невнимание, например, с её стороны к нему, либо тут всё серьёзнее и парню было приказано её оклеветать.
- Кем приказано? - спросил Егоров и в возмущении забарабанил пальцами по столу.
- Не важно... Но мы то с тобой знаем, как всё это могут устроить те, кто заинтересован в подобной лжи!..

  И всё-таки оснований задерживать Паулус больше не было и следственному отделу пришлось это дело прекратить за недостатком улик и в связи с тем, что за женщину вступилась большая группа товарищей по актёрскому цеху. Ассистент режиссёра Владимир Алексеенко позвонил в Москву дяде Ильмы и тот, будучи больным, всё-таки вылетел первым же рейсом в Новороссийск. Но перед тем, как окончательно распрощаться с этой кинодивой, Егоров попросил с ней ещё одну беседу у следователя и актриса согласилась.

  Она сидела перед Егоровым в светло-голубом брючном костюме с белой отделкой по рукавам и вороту с высокой причёской пшеничных волос, и совсем не была похожа на мрачную и жестокую красотку из сновидений полковника. Сейчас он разглядывал эту женщину и всерьёз не видел причин к неприязни. По её внешности не было заметно, что она переигрывает или претворяется, всё в ней было просто и естественно, хотя он прекрасно понимал, что имеет дело с актрисой. Долго не думая над предстоящим разговором и не задавая лишних вопросов, Егоров просто выложил перед ней ту фотографию, которая будоражила его мозг уже много лет. Она взяла её со стола в руки и улыбнулась.
- Это вы на фото? - тихо спросил у женщины полковник.
- Да, это я! - просто, как-то по домашнему ответила она и вопросительно посмотрела на Егорова.
- Задаётесь вопросом, почему я вам показываю ЭТО? - сказал он подчеркнув последнее слово.
  Она утвердительно кивнула.
- Объясняю: это фото было обнаружено нами несколько лет назад в кармане убитого бандита, которого пытались задержать при нападении на ночной детский садик в подмосковном Красково. И очень были удивлены, когда опознали на этой фотографии известного главаря банды, державшего в страхе в 50-е годы всю Ростовскую область и Краснодарский край, художника Рахманина... Вам это имя ни о чём не говорит?
Она снова взяла в руки старую карточку и внимательно стала рассматривать её.
- Но, мне здесь не больше пяти лет!.. Что я могу помнить?
- Хотя бы родителей своих.
- Но, о них мне ничего не известно, хотя я не скрываю и никогда не скрывала того факта, что мой отец военный преступник. Поэтому бабушка и дед никогда мне о них не рассказывали. Они сперва даже имени матери мне не говорили, только когда меня забрали из детского дома, то сказали, что её звали Ада. Она после войны меня родила и не знала, что этого человека давно ищут за связь с немцами, бросила меня у родильного дома, а сама сбежала из страны, чтобы он уже не смог её достать. Потом сообщила как-то бабушке и деду обо мне, ну, где я нахожусь... И больше в моей жизни мама не объявлялась.
- А это фото? Оно ведь, явно не было сделано в детском доме?
- Да, я помню этот день, - со светлой улыбкой произнесла Ильма, - дедушка забрал меня на каникулы летом и, как раз приехали гости, этот вот мужчина, - и она кивнула на снимок, - он посадил меня на колени, погладил по голове, а дедушка взял свой старый фотоаппарат и стал снимать. Он делал много снимков в тот день, но получилась только одна эта карточка, как напоминание о детстве и я её очень берегу. Кто на ней, вы спросите? Нет, это не мой отец... Это друг отца, дедушка говорил, что они с ним редко расставались, но жили от нас далеко и часто приезжал тот мужчина, помогал нам материально, но вот отца своего, я никогда не видела. Вы мне верите? Мне даже имени его никто не сказал и родные всегда молчали по этому поводу, потому что... ну, я уже говорила, что он скрывался от властей.
  Действительно, она ничего не скрыла сейчас, но узнать правду ей всё-таки предстоит, не сегодня, так после, когда следствие так или иначе, вновь вернётся к этому делу, и Егоров начал:
- На этом фото рядом с вами, художник Рахманин, о котором мне даже страшно без дрожи вспоминать. Я просто никак не мог понять, кого он держит на руках. Свою дочь - не может, она была тогда намного старше этой девочки. И теперь вы рассказали, прояснив нам некоторую суть.
- Некоторую? А, что же я не прояснила?
- Как ваша карточка, с которой, вы говорите, никогда не расставались, попала в руки бандитов, да ещё при таких обстоятельствах?
- Я ничего не могу понять, - она замотала головой и снова вопросительно взглянула на полковника.
- Ну, что же, тогда мне придётся безжалостно рассказать вам одну историю. Может быть тогда, вы что-то вспомните... Когда банду Рахманина ликвидировали и остатки её разбежались, а я тогда принимал в этом активное участие, проживая в Краснодаре, то стало известно о самом главаре. Его нашли убитым в его собственной квартире, в которой он когда-то убил свою жену, не согласившуюся с ним уйти на нелегальное положение. Его подручный и верный друг-помощник Доротный от нас ускользнул. Объявился спустя годы в Москве и снова взялся за старые и грязные свои дела. И в 1976 году произошёл страшный случай в районе Орехово-Борисово. Нападение на ночной детский сад... Погибли дети и ночная дежурная нянечка. Следствием было установлено, что нападение случайным не было, детское учреждение проиграли в карты... - и Егоров заметил, как женщина вздрогнула.
- Я знаю этот случай, - проговорила она, - я тогда только что родила свою дочку, а тут... Я не могу, мне страшно.
- Хорошо, продолжим, - сказал полковник, строго посмотрев на Паулус. - После этого случая все службы были на чеку. И не напрасно, налёт повторился, но уже в ближнем Подмосковье, там нарвались на сильное сопротивление и некоторых новичков из банды удалось скрутить. Просто с нянечкой этого проигранного в очередной раз сада, был десантник в эту ночь, они крутили любовь на втором этаже и услышали, как внизу в зале выбили окна, ну и... Одним словом, приехала милиция и арестовала двоих налётчиков, которых им выдал этот герой-любовник. Те на следствии ничего скрывать не стали а "поплыли" сразу. И признались, что играли в карты на детский сад, и не один уже раз это было, играли на подпольной квартире, куда знают пароль только избранные и, что самое основное, во главе этой грязной шайки - женщина! Она играла и проигрывала детей... И вот очередной налёт в Красково, милицейский наряд прибыл быстро, завязалась перестрелка в ходе которой один из бандитов, водитель, был убит. В его кармане нашли вот это, что лежит сейчас перед вами, а следствие установило, что любовницей его и была эта страшная женщина-главарь. Тогда было множество предположений у милиции: на фото Рахманин, значит кто-то из его шайки уцелел и эта девочка имеет к ним прямое отношение. Но найти было не суждено эту банду, кроме тех, кого по ходу операции удалось подстрелить. Слухи ходили в среде милиции, что причастна к делу именно актриса... И, похоже, не ошиблись.
 После жестокой последней фразы полковника женщина вскочила с места:
- Значит, вы считаете, что это я та самая злодейка, убившая чужих детей? Я, по вашему, на неё очень похожа?
- Но, вы же слышали, что я вам сейчас рассказал! Теперь, когда мы знаем, кто на этой фотографии, выводы сделать легко, но вот доказать будет это сложно без вашего признания. А его, судя по всему, не будет.

  Она ещё долго сидела в кабинете молча после ухода полковника. Ей нечего было сказать, как и Егорову нечего было больше предъявить этой даме. Всю дорогу обратно в Приморск он напряженно думал раз за разом об этой давней истории и решил вновь поторопить Москву с ответом на свой запрос. А Султанов так и не пришёл к однозначному выводу по причастности этой женщины ко всем приписываемым ей преступлениям. Хотя, опять же, как знать? Ведь они имели дело с хорошей актрисой!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


 


Рецензии