Промысл Божий

                Промысл Божий


         1. Что такое Промысл Божий? (определение)

«Промысл Божий есть   н е п р е с т а н н о е   действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» (митр. Филарет Дроздов).

Промысл Божий в этом понимании есть догмат (непреложная истина) Православной Церкви.

Поэтому Символ Веры начинается со слов: «Верую во единаго Бога Отца, В с е д е р ж и т е л я», а молитва Господня заканчиваеся словами: «яко Твое есть царствие, и сила, и слава во веки.» "Царство", значит не только Царство Небесное, но и царствование, управление миром. "Поскольку только Ты один правишь миром".

Этот догмат особенно ненавистен сатане, поэтому: «Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Господь не заботится о нём» (прп. Исаак Сирин).
 

       2. Роль веры в Промысл Божий в духовной жизни

«Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).


       3. Учение о Промысле Божием в деталях

1) Промысл Божий и только он управляет всем происходящим в нашей жизни вплоть до её мельчайших обстоятельств.

«ВСЕМ  действует и руководит Промысл Божий. Так от начала до конца. Вот. И поэтому и в жизни каждого человека, и во всей вселенной, и во всём человечестве» (архим. Иоанн Крестьянкин).

«Миром правит   ТОЛЬКО  Промысл Божий» (архим. Иоанн Крестьянкин).   

То есть ни слепой случай, ни судьба (злой рок), ни дьявол, ни антихрист,  ни какие другиие силы зла, ни элиты, (как бы это им не казалось), ни «теневые правительства» не участвуют в этом управлении миром. Они только инструменты в руках Господа (Библия называет их бичами или мечами Божьими).  Осуждать их действия значит роптать на Бога, попустившего этому произойти ради Ему лишь одному ведомого блага*.

Поэтому «...Н и ч е г о   не бывает без промысла Божия» (авва Дорофей).

«Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром» (архим. Иоанн Крестьянкин).
-------
* Поэтому от политиканства нет никакой пользы. «Я глубоко верю: что решено в Небесной канцелярии, то неизбежно и будет. Лучше же нам положиться на волю Божию и уклоняться от политической болтовни, ибо она туманит голову и является малодушием. У нас тоже есть пять радио, и газеты получаем русские и финские, но как-то мало говорят, или я мало замечаю. Маленько и я узнаю, но мало обращаю внимание и пропускаю мимо ушей, стараюсь побольше читать святое Евангелие и Святых Отцов» (схиигум. Иоанн Алексеев).


2) Промысл Божий является проявлением любви Божией к нам и ко всему творению. Поэтому он благ и совершенен в своей благости.


«...Всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и <...> это не может быть иначе хорошо, как только таким образом» (авва Дорофей).


3) Откровение о Промысле Божием преподобного Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий поделился с нами своим откровением, которое звучит как итог учения о Промысле Божием:

«Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами.

Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению,– так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.»

«Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.»

«Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было.

Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было» (прп. Серафим Вырицкий "От Меня это было" Отрывки из духовного завещания).

Из этого откровения видно, что Промысл Божий учит нас прежде всего смирению и памяти Божией. Эта память смягчает находящие на нас беды и скорби.

«Если будем полагаться на волю Божию, тогда скорби будут тревожить только слегка» (схиигум. Иоанн Алексеев).

    4) Чему же ещё учит нас Промысл?

«Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший <и благой> духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога, <который есть любовь>» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин)

«Без воли Божией и волос с головы нашей не пропадет, а вот   п р о й т и   с к в о з ь   и с п ы т а н и я   н е о б х о д и м о   всем и каждому. Ведь иначе  не познаем милосердия Божия и Его любви, не восчувствуем всесильной помощи Божией, не научимся молиться, живым сердцем обращаясь к Живому Богу» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

Итак, цель Промысла Божия в том, чтобы мы 1) смирились, 2) имели память Божию, 3) познали Бога, его милосердие и любовь, 4) восчувствовали всесильную помощь Божию, 5) научились молиться, «живым сердцем обращаясь к Живому Богу».

Промысл Божий свершается   з д е с ь   и   с е й ч а с.   Нужно понять, чему хочет  научить нас Господь в этот момент: терпению, прощению, милосердию?


     5) Что дарует нам вера в Промысл Божий? (Спасение, силу и радость)

«Миром правит   ТОЛЬКО  Промысл Божий. В этом   с п а с е н и е   верующему человеку и в этом    с и л а,   чтобы перенести земные скорби» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин).

То есть твёрдая вера в то, что миром правит    т о л ь к о    Промысл Божий,  спасает нас от смущения, страха, неуверенности, смятения; а так же  укрепляет в нас терпение, мужество и стойкость перед лицом земных скорбей.
 
«Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни! Христос воскресе! А мы в Нем»* (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

То есть "вся радость жизни" в том, чтобы, во всём положившись на Бога, быть всегда уверенным, что Господь постоянно заботиться о тебе и твоих близких.
 
Итак, вера в Промысл Божий дарует верующему человеку силу, радость и спасение во Христе.


          6) Как воспринять любовь Божию, явленную нам в Промысле её.

С верой,  надеждой* и любовью, вселяющими в нас дух спокойный о будущем.

«И мы должны, как сказал Апостол, о всем   б л а г о д а р и т и  (Еф. 5, 20; 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами, но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с   н а д е ж д о ю   на Бога,  в е р у я,   как я сказал, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас» (авва Дорофей).
-------------
* «Надежда христианская есть   у с п о к о е н и е   с е р д ц а   в   Б о г е   с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство» (митр. Филарет Дроздов).


      7) Какие средства помогают  нам принять Промысл Божий с верой, надеждой и любовью?               

Три дела, три правила и три внутренних установки изложенными ниже.

Три дела, первое из которых это молитва, а вторая память Божия:

1. Каждый день начинать с молитвы  Оптинских старцев:
 
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и
твёрдым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.»

Завершать  молитвенные прошения словами "Да будет воля Твоя, едине Человеколюбче".

«Полагаюсь на волю Божию: как Ему угодно, так и будет. Я глубоко верую в Бога и в Его святой Промысл. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя (Пс. 32; 22)» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Цель молитвы — научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести все, что попускает Господь» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).


2. В течение дня многократно всполинать обетования Господа:

«И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:17-20).
 
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:29-30).


3. Вспоминать  о том, как часто Господь спасал и исцелял нас и наших близких.


     Три жизненных правила

1. Будь доволен своим жребием. Не сомневайся, он от Бога и тебе во благо.

2. За всё благодари Бога. (Если не умеешь благодарить Бога за хорошее, как сможешь благодарить Его за "плохое"?)

Благодарственные молитвы:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благодарим Тя.»
«Отче Святый, благодарим Тя.»
«Душе Святый, благодарим Тя.»
«Пресвятая Богородице благодарим Тя.»

3. «Возверзи (возложи) на Господа печаль твою и той Тя препитает» (Пс. 54:23),  «Отче наш, да будет воля Твоя».

«Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни!* Христос воскресе! А мы в Нем» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).
То есть "вся радость жизни" в том, чтобы быть всегда уверенным, что Господь постоянно заботиться о тебе и твоих близких, и что не может быть ничего лучше этой заботы.

«Лучше всего стараться положиться на волю Божию   в о   в с ё м» (схиигум. Иоанн Алексеев).


    Три внутренних установки по отношению к обидам, скорбям и болезням

Господь ради нашего исправления и совершенствования посылает нам иногда обиды (уничижения), скорби и болезни.  Нужно приучать себя принимать их с благодарностью. Этому помогают три внутренние установки по отношению к ним. Святые настоятельно советуют нам усвоить их.

1. Внутнренняя установка в отношении посылаемых нам свыше обид и уничижений (упрёков, насмешек, оскорблений, презрения, невнимания)

«Во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно  н а м е р е н и е, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть: радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему и получить прощение собственных наших грехов» (Марк Подвижник). Другая причина радости в том, что «Ошибаться - человечно, прощать – божественно» (Александр Поуп).

То есть ещё прежде чем кто-то тебя обидит ты должен быть готов с радостью принять обиду, не давая ей возможности застигнуть себя врасплох. Как опытный  вратарь будь готов радостно "взять" самый трудный мяч.
 
Этой радостью побеждается всякое раздражение, гнев и злопамятность. Полнота прощения - в молитве об обидевших тебя и благодарении Господа.

2. Внутнренняя установка в  отношении посылаемых нам свыше скорбей (утрат, одиночества, немощи, старости, духовного охлаждения)

«Не ты первый, не ты последний». «Содержи всегда в памяти   т я г ч а й ш и е   скорби скорбящих и озлобленных (например, в тюрьмах, ссылках и проч.), чтобы самому тебе воздать должное   б л а г о д а р е н и е  за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их   с     р а д о с  т ь ю » (Исаак Сирин).

 «Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби» (прп. Амвросий Оптинский). 

3. Внутнренняя установка в  отношении посылаемых нам свыше болезней

«Господь терпел и нам велел». «Кто здесь не страдал Христа ради, того будет угрызать совесть в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей. Совесть будет угрызать нас, что не ответили взаимностью на любовь Божию. Будем же   б л а г о д а р и т ь    от всего сердца Господа за все, что угодно будет Ему послать нам» (игум. Никон Воробьёв).

Поэтому «надо чаще и от всего сердца взывать: Господи! Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобой скорби. Хотя мы и знаем, что они служат нам на пользу душевную, но малодушествуем и изнемогаем, и без Твоей помощи не можем творить ничего. Ими же веси судьбами, спаси нас, грешных!» (cхиархим. Иоанн Алексеев).
























Человеческий ум в силу своей ограниченности не способен познать детали этого Божественного управления миром,  однако главную цель и смысл своего Промысла Господь открывает человеку:




























                Промысл Божий (черновой вариант)

                Введение
«Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).
«Промысл Божий есть   н е п р е с т а н н о е   действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» (митр. Филарет Дроздов).
Промысл Божий в этом понимании есть догмат (непреложная истина) Православной Церкви.
                Глава первая
                1. В чём заключается Промысл Божий
                1) Промысл Божий управляет всем происходящим
«ВСЕМ  действует и руководит Промысл Божий. Так от начала до конца. Вот. И поэтому и в жизни каждого человека, и во всей вселенной, и во всём человечестве» (архим. Иоанн Крестьянкин). 
То есть ни слепой случай, ни судьба (злой рок), ни дьявол, ни антихрист,  ни какие другиие силы зла, ни элиты, (как бы это им не казалось), ни «теневые правительства» не участвуют в этом управлении миром. Они только инструменты его: бичи или мечи Божии.  Осуждать их действия значит роптать на Бога, попустившего этому произойти ради Ему лишь одному ведомого блага.
Поэтому Символ Веры начинается со слов: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя», а молитва Господня заканчиваеся словами: «яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки.» "Царство", значит не только Царство Небесное, но и царствование, управление миром. "Поскольку только Ты один правишь миром".

2) Промысл Божий является проявлением любви Божией к нам и ко всему творению. Поэтому он благ и совершенен в своей благости.
«...Н и ч е г о   не бывает без промысла Божия. А в чём Божий промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо всё, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны, как сказал Апостол, о всем благодарити (Еф. 5, 20; 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами, но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с надеждою на Бога, веруя, как я сказал, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас» (авва Дорофей).

                3) Правление Промысла Божия совершенно и не упускает ничего.       
«Миром правит   ТОЛЬКО  Промысл Божий.» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин). Это правление совершенно, поэтому  «Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный  <и благой> смысл» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин).

       2. В чём цель Промысла Божия и смысл каждого обстоятельства, посылаемого Им?
Человеческий ум в силу своей ограниченности не способен познать детали этого Божественного управления миром,  однако главную цель и смысл своего Промысла Господь открывает человеку:
«Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога, <который есть любовь>» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин)
«Без воли Божией и волос с головы нашей не пропадет, а вот   п р о й т и   с к в о з ь   и с п ы т а н и я   н е о б х о д и м о   всем и каждому. Ведь иначе  не познаем милосердия Божия и Его любви, не восчувствуем всесильной помощи Божией, не научимся молиться, живым сердцем обращаясь к Живому Богу» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).
Итак, цель Промысла Божия в том, чтобы мы 1) познали Бога, его милосердие и любовь, 2) восчувствовали всесильную помощь Божию  и  3) научились молиться, «живым сердцем обращаясь к Живому Богу».

               3. Что дарует нам вера в Промысл Божий? (Спасение, силу и радость)
«Миром правит   ТОЛЬКО  Промысл Божий. В этом   с п а с е н и е   верующему человеку и в этом    с и л а,   чтобы перенести земные скорби» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин).
То есть твёрдая вера в то, что миром правит    т о л ь к о    Промысл Божий,  спасает нас от «смущения, смятения и неразберихи»; а так же  укрепляет в нас терпение, мужество и стойкость перед лицом земных скорбей. 
«Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни! Христос воскресе! А мы в Нем»* (схиарх. Иоанн Крестьянкин).
То есть "вся радость жизни" в том, чтобы, во всём положившись на Бога, быть всегда уверенным, что Господь постоянно заботиться о тебе и твоих близких.
Итак, вера в Промысл Божий дарует верующему человеку силу, радость и спасение во Христе.

                4. Как воспринять любовь Божию, явленную нам в Промысле её.
С верой, благодарностью и надеждой*, вселяющей в нас дух спокойный о будущем.
«Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни! Христос воскресе! А мы в Нем»* (схиарх. Иоанн Крестьянкин).
«И мы должны, как сказал Апостол, о всем   б л а г о д а р и т и  (Еф. 5, 20; 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами, но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с   н а д е ж д о ю   на Бога,  в е р у я,   как я сказал, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас» (авва Дорофей).
-------------
* «Надежда христианская есть   у с п о к о е н и е   с е р д ц а   в   Б о г е   с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство» (митр. Филарет Дроздов).


                Приложение
                "От Меня это было"
                (Отрывки из духовного завещания преподобного Серафима Вырицкого)

«Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами.
Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению,– так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.»
«Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.»
«Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было.
Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было» (прп. Серафим Вырицкий).

                Глава вторая
        Как утверждается в нас вера в Промысл Божий и надежда на него? 

Помими вышеприведённых откровений святых отцов тремя делами, тремя правилами и тремя внутренними установками изложенными ниже.

                1. Вера в Промысл Божий утверждается в нас  тремя делами
1) молитвой  Оптинских старцев на начало дня:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и
твёрдым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.»
«Цель молитвы — научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести все, что попускает Господь» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

2) Вера в Промысл Божий подкрепляется в нас памятью об обетовании Господа:
«И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:17-20).
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:29-30).

3) Вера в Промысл Божий подкрепляется в нас памятью о благодеяниях Божиих: о том, как часто Господь спасал и исцелял нас и наших близких.


    2. Вера в Промысл Божий укрепляется постоянным следованием трём простым правилам:

1) Будь доволен своим жребием. Не сомневайся, он от Бога и тебе во благо.

2) За всё благодари Бога. (Если не умеешь благодарить Бога за хорошее, как сможешь благодарить Его за "плохое"?)
Благодарственные молитвы:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благодарим Тя.»
«Отче Святый, благодарим Тя.»
«Душе Святый, благодарим Тя.»
«Пресвятая Богородице благодарим Тя.»

3) «Возверзи (возложи) на Господа печаль твою и той Тя препитает» (Пс. 54:23),  «Отче наш, да будет воля Твоя».

«Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни!* Христос воскресе! А мы в Нем» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).
То есть "вся радость жизни" в том, чтобы быть всегда уверенным, что Господь постоянно заботиться о тебе и твоих близких, и что не может быть ничего лучше этой заботы.


3. Вера в Промысл Божий утверждается в нас благлдаря усвоению трёх внутренних установок по отношению к обидам, скорбям и болезням

Господь ради нашего исправления и совершенствования посылает нам иногда обиды (уничижения), скорби и болезни.  Нужно приучать себя принимать их с благодарностью. Этому помогают три внутренние установки по отношению к ним. Святые настоятельно советуют нам усвоить их.

1) Внутнренняя установка в отношении посылаемых нам свыше обид и уничижений (упрёков, насмешек, оскорблений, презрения, невнимания)

«Во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно  н а м е р е н и е, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть: радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему и получить прощение собственных наших грехов» (Марк Подвижник). Другая причина радости в том, что «Ошибаться - человечно, прощать – божественно» (Александр Поуп).

То есть ещё прежде чем кто-то тебя обидит ты должен быть готов с радостью принять обиду, не давая ей возможности застигнуть себя врасплох. Как опытный  вратарь будь готов радостно "взять" самый трудный мяч.
 
Этой радостью побеждается всякое раздражение, гнев и злопамятность. Полнота прощения - в молитве об обидевших тебя и благодарении Господа.

2) Внутнренняя установка в  отношении посылаемых нам свыше скорбей (утрат, одиночества, немощи, старости, духовного охлаждения)

«Не ты первый, не ты последний». «Содержи всегда в памяти   т я г ч а й ш и е   скорби скорбящих и озлобленных (например, в тюрьмах, ссылках и проч.), чтобы самому тебе воздать должное   б л а г о д а р е н и е  за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их   с     р а д о с  т ь ю » (Исаак Сирин).

3) Внутнренняя установка в  отношении посылаемых нам свыше болезней

«Господь терпел и нам велел». «Кто здесь не страдал Христа ради, того будет угрызать совесть в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей. Совесть будет угрызать нас, что не ответили взаимностью на любовь Божию. Будем же   б л а г о д а р и т ь    от всего сердца Господа за все, что угодно будет Ему послать нам» (игум. Никон Воробьёв).

Поэтому «надо чаще и от всего сердца взывать: Господи! Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобой скорби. Хотя мы и знаем, что они служат нам на пользу душевную, но малодушествуем и изнемогаем, и без Твоей помощи не можем творить ничего. Ими же веси судьбами, спаси нас, грешных!» (cхиархим. Иоанн Алексеев).














Человеческий ум в силу своей ограниченности не способен познать детали этого Божественного управления миром,  однако главную цель и смысл своего Промысла Господь открывает человеку:
























                (Черновой вариант статьи)


                Введение

«Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

«Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» (митр. Филарет Дроздов).



                1. В чём заключается Промысл Божий

      а) Промысл Божий управляет всем происходящим

«ВСЕМ  действует и руководит Промысл Божий. Так от начала до конца. Вот. И поэтому и в жизни каждого человека, и во всей вселенной, и во всём человечестве» (архим. Иоанн Крестьянкин). 

То есть ни слепой случай, ни судьба (злой рок), ни дьявол, ни антихрист,  ни какие другиие силы зла, ни элиты, (как бы это им не казалось), ни «теневые правительства» не участвуют в этом управлении миром. Они только инструменты его: бичи или мечи Божии.  Осуждать их действия значит роптать на Бога, попустившего этому произойти ради Ему лишь одному ведомого блага.

Поэтому Символ Веры начинается со слов: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя», а молитва Господня заканчиваеся словами: «яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки.» "Царство", значит не только Царство Небесное, но и царствование, управление миром. "Поскольку только Ты один правишь миром".


       b) Промысл Божий является проявлением любви Божией к нам и ко всему творению. Поэтому он благ и совершенен в своей благости.

«...Н и ч е г о   не бывает без промысла Божия. А в чём Божий промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо всё, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны, как сказал Апостол, о всем благодарити (Еф. 5, 20; 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами, но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с надеждою на Бога, веруя, как я сказал, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас» (авва Дорофей).

        c) Правление Промысла Божия совершенно и не упускает ничего.       

«Миром правит   ТОЛЬКО  Промысл Божий.» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин). Это правление совершенно, поэтому  «Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный  <и благой> смысл» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин).
 

         2. В чём цель Промысла Божия и смысл каждого обстоятельства, посылаемого Им?

Человеческий ум в силу своей ограниченности не способен познать детали этого Божественного управления миром,  однако главную цель и смысл своего Промысла Господь открывает человеку:

«Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога, <который есть любовь>» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин)

«Без воли Божией и волос с головы нашей не пропадет, а вот   п р о й т и   с к в о з ь   и с п ы т а н и я   н е о б х о д и м о   всем и каждому. Ведь иначе  не познаем милосердия Божия и Его любви, не восчувствуем всесильной помощи Божией, не научимся молиться, живым сердцем обращаясь к Живому Богу» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).


Итак, цель Промысла Божия в том, чтобы мы 1) познали Бога, его милосердие и любовь, 2) восчувствовали всесильную помощь Божию  и  3) научились молиться, «живым сердцем обращаясь к Живому Богу».


          3. Что дарует нам вера в Промысл Божий? (Спасение, силу и радость)

 «Миром правит   ТОЛЬКО  Промысл Божий. В этом   с п а с е н и е   верующему человеку и в этом    с и л а,   чтобы перенести земные скорби» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин).

То есть твёрдая вера в то, что миром правит    т о л ь к о    Промысл Божий,  спасает нас от «смущения, смятения и неразберихи»; а так же  укрепляет в нас терпение, мужество и стойкость перед лицом земных скорбей. 

 «Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни! Христос воскресе! А мы в Нем»* (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

То есть "вся радость жизни" в том, чтобы, во всём положившись на Бога, быть всегда уверенным, что Господь постоянно заботиться о тебе и твоих близких.

Итак, вера в Промысл Божий дарует верующему человеку силу, радость и спасение во Христе.


      4. Как воспринять любовь Божию, явленную нам в Промысле её?

С верой, благодарностью и надеждой*, вселяющей в нас дух спокойный о будущем.

 «Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни! Христос воскресе! А мы в Нем»* (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

«И мы должны, как сказал Апостол, о всем   б л а г о д а р и т и  (Еф. 5, 20; 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами, но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с   н а д е ж д о ю   на Бога,  в е р у я,   как я сказал, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас» (авва Дорофей).

-------------
* «Надежда христианская есть   у с п о к о е н и е   с е р д ц а   в   Б о г е   с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство» (митр. Филарет Дроздов).


Приложение


              "От Меня это было"

(Отрывки из духовного завещания преподобного Серафима Вырицкого)

«Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами.
Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению,– так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.»

«Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.»

«Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было.

Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было» (прп. Серафим Вырицкий).

 


Рецензии
Добрый день, Владислав!
Хотел спросить, Промысел Божий бывает "по блпгословению", а бывает - "по попустительству", как я понимаю(может, и - неправильно) - по "недосмотру".
Я к тому, почему весь Промысел не происходит по Благословению? Ведь, испытания посылаются нам для нашего же блага?

Алекс.

Алекс Кон   19.07.2023 16:06     Заявить о нарушении
Уточню:почему мы Промысел Божий делим на "попустительный" и "благословенный"?

Алекс Кон   19.07.2023 16:14   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алекс.

Я думаю так. У Бога нет недосмотра. Господь благословляет совершиться добрым делам и попускает (не препятствует) свершиться злым делам вплоть до преступлений. Но обращает последние на благо. То есть Он не благословляет нас на злое, а только на доброе.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   19.07.2023 21:27   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение, Владислав!

Алекс.

Алекс Кон   20.07.2023 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.