Новелла про травму

Терапевтическая новелла про (психологическую) травму.
Можно не топиться, а просто жить.

Неподалеку от большого озера во впадине долин располагалась небольшая деревенька с уютными домиками из деревянных брусьев. По вечерам солнце в тех краях садилось за далекие холмы, а его закатные лучи падали на крыши домов, раскрашивая их в яркие оранжевые тона.

В той деревеньке жила юная девушка с красивыми волосами. У неё были длинные худые руки, тонкие пальцы и глубокий взгляд очей под покровом длинных густых ресниц. Девушка была нелюдима, ей было трудно среди общества, она словно чувствовала себя не в своей колее, когда вокруг собиралось много шумных молодых людей.

Любимым ее занятием было собирать полевые цветы, плести из них венки под старинную песню и затем пускать своё цветочное творение в глубоководные владения деревенского озера во впадине долин.

Каждый раз юная девушка приходила на озеро, садилась возле него и вглядывалась в эти дали.
- Какое оно большое - думала она, - такое могущественное и сильное, сколько я себя помню, это озеро всегда завораживало своей глубиной и даже пугало своей силой.

Затем она по обыкновению собирала только созревшие стебли и бутоны полевых цветов, плела из них венки и относила озеру, как дарование; и озеро охотно забирало все дары юной девушки, унося их в дали и глубины своей сути. Так Жизнь и Смерть играют свои циклы: стебли цветов растут, знаменуя жизнь во всех ее смыслах, а затем они попадают в пучину озера, где смерть для них неизбежна… частички воды затем испаряются из озера и летят прямо к облакам, из которых потом проливается питательная влага в виде дождя – попадая на землю, она увлажняет ее, и на ней снова растут цветы, знаменуя жизнь во всех ее смыслах…

Но на озере том жила водная Химера, и люди знали об этом, и боялись ее. Они не ходили на озеро в темное время суток, чтобы не встретиться с водной Химерой. В обыденной жизни люди старались не говорить о ней, делая вид, что ее просто не существует, а если уж разговор о ней заходил, по негласной договоренности тут же переводили тему или отвлекались на что-то другое.
Такой уклад среди деревенских жителей передавался из поколения в поколение.

Юная девушка тоже знала об этом укладе и обычно всегда уходила из долины до темноты. Но вот однажды она задержалась в долине, разглядывая бесформенные облака и придавая им форму и смыслы в своих фантазиях. К вечеру озеро отводило свои воды от береговой линии дня, словно приглашая пройти глубже в его владения, и в тот день, чтобы отдать озеру своё дарование, девушке пришлось пройти в низину озера, то есть подойти к нему слишком близко... и тут же перед ней возникла водная Химера.
Девушка обомлела, ее тело задрожало и она почувствовала себя совершенно маленькой, беспомощной и беззащитной перед лицом и взглядом всепоглощающего ужаса. Девушка протянула Химере свой новый, свежий, красивый венок.
- Топись - сказала та.
- Но я не хочу! - ответила девушка.
- Топись! - крикнула Химера, и от этого крика дыхание словно остановилось в груди юной девушки.

Крик Химеры заполнял собой все пространство: и внутри самой девушки, и снаружи ее – в этой темноте казалось, что ничего кроме озера, Химеры и девушки не существовало. Словно вся концентрация большого мира сейчас здесь, в этом месте. Некуда было бежать, не у кого просить помощи. Ноги стали ватные, а голос словно исчез. Никого не было рядом — только девушка и этот ужас,  ночной кошмар ее души.
Ничего иного не оставалось возможным, как послушаться Химеру, ибо ее власть над всем озером сложно было преувеличить, как и страх души юной девушки.
Она шагнула в воду, затем ещё и ещё; когда тело ее в воде было уже по пояс, юная девушка легла на спину и волны подхватили ее волосы и начало играть с ними в какую-то никому неизвестную игру.

Озеро утаскивало юное тело все глубже и глубже на дно. Страха уже не было в сердце юной девушки, было лишь ощущение безысходности перед лицом неминуемой смерти.

Однако под водой глубоководного озера оказалась бурлящая и абсолютно особая жизнь.
Девушка, погружавшаяся все глубже, очень удивилась, увидев там суетящихся рыб в шляпах, тетушку из соседнего дома, которая умерла шесть лет назад, а теперь сидела на ракушке и ела мороженое из водорослей, маленьких деток, играющих в бумажные корабли, разговаривающих и смеющихся докторов, играющих в шахматы прямо на глубине озера…

Наконец, девушка ощутила под ногами что-то, это было именно что-то: ни пол, ни вода, ни ил, ни трава – непонятное по консистенции, слабо напоминающее опору, но то, на что, по крайней мере, она могла наступить своими ногами, внезапно прекрасно научившимися ходить под водой. Дышалось девушке под водой тоже прекрасно – в этом пространстве не требовалось дышать вообще, поэтому ее легкие отдыхали от работы и набирались сил, словно во сне.

На дне озера было очень по разному, но очень динамично: вырисовывались светлые декорации, слышался смех, вдруг промелькнула фигура мамы девушки, она куда-то торопилась и очень спешила, так, что кажется, даже не заметила свою взрослую дочь… маленькие дети бегали вокруг и тут же растворялись в воде, превращаясь в пену… Внезапно это сменялось темными красками и все затоплялось, словно чернилами каракатицы, так, что девушке приходилось даже немного отстраняться от этих декораций, потому что от них веяло холодом, страхом и невыносимой тоской. Казалось, что если эти чернила попадут в руки девушки, она просто не сможет их удержать. В каких-то местах было просто ничего, и это нельзя обрисовать, как «ничего не было», что то явно было, но это представляло собой ничего…
Вдруг девушка увидела дверцу, которая была открыта и она с любопытством заглянула в нее, и тут же оказалась в небольшой комнате. В этой комнате так вкусно пахло, и было так спокойно. Повсюду летали бело розовые перышки и такое чувство умиротворения настигло девушку, что она улыбнулась.
Посреди комнаты стоял переливающийся блестками  стол, на котором лежала белоснежная ракушка, и эта ракушка вдруг открылась:

- Ты здесь? – спросила она.
- Да, я здесь… но я ничего не понимаю. – ответило юное светловолосое создание.
- Это я ничего не понимаю: зачем ты здесь? – удивилась ракушка.
- Химера заставила меня топиться… по-другому было нельзя – вздохнула девушка с сожалением.
- По-другому можно. Именно! По-другому и можно! – торжественно воскликнула ракушка.
- Как это? – удивилась девушка.
- Можно не топиться – раскрылась ракушка во всю свою силу – просто жить – и девушка увидела внутри ракушки невероятной красоты жемчужину, которая, несмотря на то, что была очень маленькая, ослепляла собой все дно озеро долин. 

В это мгновение вся эта сюрреалистическая картинка начала словно рушиться или перестраиваться в другие образы и формы – озеро вдруг перестало быть вокруг девушки, и она словно перестала быть его заложницей, оно стало вырисовываться вне её, словно они разделялись, становились автономными, ощущалась эта дистанция и эта мощь. То, что призвано быть полом под ногами девушки становилось все тверже и все более устойчиво она стояла на своих ногах, несмотря на то, что вокруг был сильный ветер и он не на шутку продувал платье юной девушки и путал ее длинные волосы. Ветер был такой сильный, что светловолосое создание закрыло руками лицо, пряча глаза от ветра, пыли и брызг воды.

Когда глаза открылись, они увидели перед собой голубое-голубое небо, вокруг колосья ржи,  подсолнухи, поле, полевые цветы, долину среди гор, яркое-яркое солнце на голубом небе и тихое-тихое озеро.
Девушка была та же, но что-то было другим. Все вроде бы было сном, но не казалось таковым из-за слишком реального ощущения происходящего. Рядом лежал венок из свежих полевых цветов, но в кой то веке девушке не хотелось нести его на озеро, ей вообще не хотелось подходить к озеру – не потому что оно казалось страшным или угрожающим, нет, оно просто не казалось больше манящим и зовущим. Оно просто было, как и эти деревья, как и эти цветы. Оно больше не нуждалось в дарах в виде венков и поэтому у девушки как будто не было больше нужды нести венок к берегам этой водной глади, больше не казавшейся ей такой таинственной… Озеро не перестало существовать ни для девушки, ни само по себе в целом – оно стало частью чего-то большего, чего-то объемного и могущественного самого по себе – частью, наравне с другими частями большого целого. 

Девушка взяла венок и пошла в деревню, с каждым шагом ощущая что-то новое вокруг – все как будто бы теперь имело другие смыслы: трава по-особенному шелестела под ногами и это слышалось более отчетливо, птицы пели мелодичнее, а цветы и воздух вокруг обрели более сладкий запах.
Уже войдя в деревню девушка заметила, что чувствует свое тело иначе – оно словно вернулось к ней после долгой разлуки. Она улыбалась…
Вдруг к ней подбежала другая девушка и радостно воскликнула:
- Привет! Ты сегодня так рано! Пойдем с нами? Мы поем песни и печем пироги, а ребята колют дрова и приносят нам в печь. У нас весело и тепло! И вкусно.
- Пойдем – ответило юное светловолосое создание.

У деревенского домика и правда было много людей: и девушки, и юноши, и дети – но впервые для девушки с длинными красивыми волосами это не казалось страшным или опасным. Впервые она ощущала себя тепло и в своей тарелке. Песни, которые пели другие девушки в палисаднике, оказались очень знакомыми для нее, и она быстро подхватила и стала подпевать…

В ее руке все еще красовался венок из свежих полевых цветов – это последние мгновения, когда он красуется в ее руке… Потому что вот-вот она приподнимет глаза и увидит перед собой очаровательную голубоглазую девочку с красными щечками и пышными косичками. Она смотрит и улыбается – и это так трогает сердце.
Ей и будет отдан венок, надет ей прямо на светловолосую голову, переплетясь стеблями с кудрями - и тогда жизнь в ее символе свяжется с жизнью в ее сути, буквально и образно.

Переполненная чувствами юная девушка шла вперед, к новому миру и опыту, видя радушные улыбки других девушек и взгляды юношей, слыша смех детей и ощущая ароматы свежеиспеченных пирогов… Закат озарял небо здесь и небо там – над озером во впадине долин. Это было одно и то же небо. И один и тот же миг.

Миг, который говорил собой:
Как это оказывается легко и возможно – просто жить. 

______


автор: Дарья Арсюта.
Эту и другие терапевтические новеллы можно прослушать в аудио в моем ТГ-канале "Терапия души словом" 


Рецензии