Произвольность получаемой информации
Кроме чисто профессиональных знаний, человек имеет обычно какие-то увлечения, в рамках которых стремится расширить круг своих знаний. Проблема усвоения новой информации заключается в первую очередь в ее полной произвольности в плане отбора. Иначе говоря, отбора, как такового, у большинства людей не существует в принципе. В последнее время становится все больше и больше увлечение банальной бульварной литературой, имеющей минимальный смысл с интеллектуальной точки зрения, упрощенный стиль и лексику, сюжет, психологическую составляющую, подогревающую наиболее грубые и простые мысли и чувства человека, низкий уровень психологической и художественной эстетики. Как правило, такие книги ничем не обогащают ни ум, ни душу читателя, не требуют какой-либо существенной мыслительной деятельности, не говоря уже об изящных чувствах и умонастроениях.
С точки зрения даже чисто эстетической, не говоря уже о духовной, эти книги примитивные и пустые. О которых человек может забыть уже через час после прочтения. Но при этом ум человека привыкает к тому, что напрягаться ему не нужно. Точнее, нужно иметь самый минимальный рабочий тонус, чтобы понимать то, что читаешь. И когда в руки человеку попадает действительно умная и интересная книга, потенциально полезно для его внутреннего мира, для эволюции его личности, человек откладывает ее в сторону, потому как для ее восприятия нужны серьезные усилия ума и души, проявлять которые человеку, в лучшем случае, лень. А в худшем – он уже не в состоянии к таким умственным «перегрузкам». Восприятие низкосортной литературы, как преобладающего источника информации, приучает человека мыслить весьма упрощенными логическими и философскими категориями не только применительно к книгам, но и в жизни вообще. Даже встречаясь со сложными и многогранными, противоречивыми и своеобразными, неоднозначными и щепетильными явлениями жизни.
Решить тригонометрическое уравнение с помощью арифметики невозможно в принципе. Вот и получается, что даже те немногие люди, что в принципе способны оперировать сложными логическими построениями, в нужный момент оказываются неспособными эффективно выполнить необходимые умственные манипуляции. В результате принимается решение или просто неумное или откровенно глупое. Что, естественно, не способно повысить уровень благополучия в жизни человека. А самолюбие никто не отменял, поэтому закономерно возникает недовольство возникшим положением вещей, раздражение на жизнь. Которое со временем перерастает в озлобление. И из короткой и второстепенной эмоции постепенно переходит в устойчивое чувство, участвующее в формировании менталитета человека. Иначе говоря, становится его второй сутью. В начале злобность становится вторым «я» человека, а потом и первым. Драматичность этого явления заключается не только в глобальности его проявления и влияния (как минимум, на уровне подсознания) на остальные части личности человека, но и в его необратимости в большинстве случаев. Ибо для его уничтожения необходима большая духовность, которая очень редко встречается у современного человека. А также длительные и интенсивные усилия ума и души, от которых человек, как правило, или никогда не имел привычке, или уже успел отвыкнуть.
Проблемы не в том, что наряду с хорошими книгами, фильмами, спектаклями и другими информационными источниками существуют еще и низкокачественные. А в том, что последние составляют 90 процентов. Иначе говоря, уже для того, чтобы выбрать что-то действительно качественное (полезное и гармонизирующее), необходимо иметь реальные критерии качества. О которых современные средства массовой информации, к сожалению, почти ни слова не выдают. Только очень немногие книги духовного направления могут дать желающему что-то объективно ценное и полезное в этом плане. Но даже на этом этапе подход с точки зрения примитивного рационализма ничего не дает. Ибо в данном случае следует долго и сильно думать лишь для того, чтобы более успешно думать при анализе сложных интеллектуальных и духовных, психологических и эстетических явлений. Престижной продукции, которую можно, что называется, пощупать руками и показать окружающим, в данном случае нет и не предполагается. Понимая данную логическую цепочку (особенно ее результат) большинство людей приходит к выводу о том, что жизнь в абстрактных категориях для него не интересна, а потому и не нужна. Многие утешают себя мыслью о том, что они не хуже других, а поэтому когда возникает необходимость, то и они примут решение не хуже, чем другие. А значит, по большому счету, и волноваться не о чем и не зачем. А то, что большинство окружающих людей мыслит лишь стереотипно, иначе говоря, упрощенно-примитивно, остается вне поля зрения такого очередного «аналитика».
Большинство людей, к сожалению, в решение всех жизненных вопросов идет по пути наименьшего сопротивления. Иначе говоря, как проще и легче, без особых умственных и душевных усилий. Представители этого большинства видят то, как окружающие ведут такой упрощенный образ жизни и воспринимают это как общепринятый стандарт. «А раз это стандарт, то есть смысл на него и мне ориентироваться», - вот гениальный вывод такого «аналитика».
«На осине не растут апельсины» - этот принцип актуален в современном обществе как никогда. Ибо, у стереотипно мыслящих родителей вырастают и дети, в подавляющем большинстве случаев, аналогично мыслящие. Другой вопрос, что дети идут дальше своих родителей и поэтому их стереотипы еще более упрощенные и дисгармоничные, проникнутые не только духом примитивного рационализма, но и изощренного эгоизма на фундаменте глобальной и злокачественной бездуховности.
Ритм современной жизни становится все более напряженным и стремительным, а поэтому многие старые фильмы со спокойным и размеренным ритмом, с ориентацией на консервативные вечные духовные ценности (честность, альтруизм, доброту, сочувствие, взаимовыручку, самопожертвование, терпение и терпимость и т.д.) представляются «пережитком прошлого», неинтересными и бесполезными. Ибо они не учат как лицемерить и изворачиваться, строить интриги и авантюры, манипулировать окружающими, находить компромиссы со своей совестью, создавать видимость собственной значительности и совершенства, как ловко и безнаказанно обогащаться за счет других людей, обманывая их самым наглым и беспардонным образом. А то, что собственная душа из цветущего сада превращается в грязную и вонючую помойку – об этом никто не думает. Другие же не думают…
Народная мудрость гласит: «с кем поведешься, от того и наберешься». Какую информацию впитывает человек, таким он и становится. Если информация пустая, то человек глупеет. Если информация примитивная с интеллектуальной, психологической, духовной и эстетической точки зрения, то по всем перечисленным аспектам человек деградирует. Но так, как этот процесс происходит постепенно, то чаще всего и незаметно для того, в ком он идет. Болезнь в самом разгаре, а больной, что называется, ни сном, ни духом и не подозревает об этом. А ведь все логично и закономерно. И более того – ясно и четко предсказуемо. И более того – ясно и четко предсказуемо. Если в кастрюлю для супа положить гнилые продукты, то вкусного и полезного супа получиться не может даже чисто теоретически. Для данного вывода совсем не обязательно проверять это на практике. Как минимум, отравление будет вам обеспечено. Аналогично с умом и душой человека, которые кормят «гнилой» информацией. Летального исхода не возникает, но и полноценного функционирования тоже не стоит ожидать.
Как бы ни напрягались современные авторы, им не удастся создать какие-то принципиально новые ценности, существенно отличающиеся от вечных и универсальных, которые человечество вырабатывало, развивало и совершенствовало тысячелетиями своего существования. Собственно, даже для того, чтобы создавать какие-либо творения в духе классических ценностей, нужно иметь достаточно высокий уровень одухотворенности. А он, к сожалению, даже на среднем уровне отсутствует у 99 процентов современных авторов. Причем, как отечественных, так и зарубежных. Достойных же авторов, если и печатают, то предельно малым тиражом. И никто не занимается раскруткой этих авторов и книг. В отличие от ширпотребовской коммерческой литературы. Да и доступность умной литературы имеет месть быть для двух десятков городов нашей страны, а 80 процентов населения, даже при всем своем желании не могут приобщиться к этой литературе. Ибо книжные магазины стали коммерческими и распространяют лишь ту литературу, которая гарантированно имеет спрос. По их субъективному мнению, ибо применительно к серьезной литературе надо что-то в ней понимать, надо ее прочитывать, думаю над ней. А это все дополнительные усилия, которые не имеют прямой материальной отдачи, особенно быстрой и большой. Поэтому совершенно не за чем ею особенно заморачиваться; деньги хорошо идут и с ширпотребовской литературы.
Свидетельство о публикации №222042201502