Чадобская церковь история храма и прихода
(история храма и прихода)
22 апреля сего (2022 года) уже после размещения на ВГД форуме и Прозе.ру списка священнослужителей Чадобской Спасской Церкви за 1759-1919 год, прислал мне из Москвы (да-да из самой Москвы) друг мой по ВГД форуму Олег (ovt) в почту ссылочку, а там были…. «Енисейские Епархиальные ведомости» за 1890-й год, я конечно, их как источник дополняющий «Список священнослужителей Чадобской Спасской Церкви» и уточняющий сведения о ней, Чадобской Спасской Церкви с благодарностью!!!
Принимаю к сведению, но не со всеми изложенными в них утверждениями соглашаюсь, поэтому разбираю сей источник знаний подробно и «с пристрастием»
Енисейские Епархиальные ведомости
Выходят два раза в месяц
№ 6-й
1890 год (7-й) 16 марта
ОТДЕЛ ОФИЦИАЛЬНЫЙ
Страница 47
Страница 47 – ОБЪЯВЛЕНИЕ вакантные места по Енисейской епархии:
- Священническая – в селе ЧАДОБСКОМ и Богучанском, Енисейского округа, в селе Сисимском, Минусинского округа и Чернореченском, Ачинского округа.
ОТДЕЛ НЕ ОФИЦИАЛЬНЫЙ
Страницы 91-97
СЕЛО ЧАДОБСКОЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ
Село ЧАДОБСКОЕ находиться при впадении реки Чадобца в Ангару, на правом берегу еЯ. Берега обоих рек с Западной стороны отлогие, а затем постепенно возвышаются и к востоку оканчиваются ровною площадью, окаймленною с двух сторон хвойным лесом. Село находится от Красноярска в 690 верстах, от Енисейска в 500, от почтовой станции и конторы в 420 верстах.
Так как ранее Ангарский край был населен очень редко, то Чадобский приход простирался вниз по течению Ангары и вверх по притоку еЯ – Мура на 230 верст. В состав прихода входило много не больших деревень, часть которых в настоящее время образовала особый приход - Червянский, отстоящий от села Чадобского в 208 верстах.
До 1761 года село Чадобское было деревнею прихода Богучанской Петропавловской церкви, находившейся в ведении Тобольской консистории.
Не известно, с какого времени начало существовать это селение, ходит в народе предание, будто – бы, когда то, очень давно, крестьянин села РыбинскАго Климент Брюханов, был командирован с почтою по реке Ангаре до села КежемскАго. Проплыв в небольшой лодке («струге»), более 500 верст, он нигде не встретил значительных селений, кроме однодворных заимок, Не доходя устья реки Чадобца, впадающей в Ангару, с правой стороны, (нужно заметить, что Ангара имеет здесь течение с востока на запад, а Чадобец – с севера) и заметив очень удобное место для поселения, он возвратился обратно, собрал свое семейство, скот, нанял проводника - тунгуса и отправился на найденное место горами, покрытыми дремучим лесом. Намеченная местность была отыскана, и здесь Климент Брюханов положил основание деревни под своим именем - КЛИМИНОЙ. А так как с ним было шесть сыновей с женами и детьми, то одного из них – Павла он поселил по Ангаре, ниже от занятого им места в 22 верстах, где и по настоящее время деревня имеет название ПАШУТИНОЙ.
Что же касается собственно селения ЧадобскАго, то не известно, с какого времени оно начало существовать и прежде бывшая в этом селении ДЕРЕВЯННАЯ ЧАСОВНЯ, построенная жителями во имя нерукотворного образа Христа Спасителя, и как велико было в то время население деревни Чадобской и прочих соседних деревень. Из документов имеющихся при Чадобской церкви (памятная книга, запись священника Капитона Доможилова, годы служения 1856-1867 сто лет прошло однако) видно, что в 1761 году жители деревень Чадобской, Яркиной, Заледеевой, Климиной и Пашутиной пожелали пристроить к этой часовне алтарь и иметь самостоятельный приход, о чем Енисейское духовное правление, по просьбе их, вошло с представлением к преосвященнейшему Павлу, митрополиту Тобольскому и Сибирскому, который грамотою, от 28 Апреля (по новому стилю 11 Мая) 1761 года за № 767, благословил пристроить алтарь к часовне и поручил освятить его Енисейскому заказчику, протопопу Даниилу Базлуцкому, причем был выслан и священный антиминс. Грамота была получена отцом Базлуцким 25 августа того же года и надо полагать, что алтарь пристроен и освящен был – не ранее ВЕСНЫ следующего 1762 ГОДА.
Первым священником к новому храму был рукоположен послушник Кашиношиверского Преображенского монастыря ФЕДОР СТРАШНИКОВ, бывший мещанин города Енисейска.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ОДНАКО….речь, по всей видимости, идет о ФЕДОРЕ АНДРЕЕВЕ СТРАШНИКОВЕ который, судя по количеству рожденных в браке детей не послушником, не тем более монахом не был, равно как и сын, его Федор Федоров.
Источник РГАДА Ф.280 Оп.4 Д. 2659
- ЛИСТ 819 (102 ОБРОТ) в прежнею бывшую ревизию не написаны, а во вторую ревизию написанные, действительно по грамоте пономаря.
– ФЕДОР АНДРЕЕВ СТРАШНИКОВ в 1747 году 27 лет, в 1763 году 44 лет – ВЫБЫЛ В СВЯЩЕННИКИ ПО ПОЗВОЛЕНИЮ НАСТОЯТЕЛЯ.
- У него жена ЕВДОКИЯ ТИМОФЕЕВА ныне на лицо (1763 год) - 44 лет взята со стороны Енисейского уезда Рыбенского острогу в ведомстве у певчего Тимофея Рошкова (Рожкова) доброхотно, у них дети, написанные в бывшую вторую ревизию
- ПАНФИЛ - учен грамоте словесно - рОсписной, ныне на лицо (1763 год) 28 лет по прежней ревизии (1747 год) 11 лет.
- ГЕРАСИМ - холост, учен словесно - рОсписной грамоте, ныне на лицо (1763 год) 26 лет по прежней ревизии (1747 год) 19 лет.
- ЕФИМ холост, ныне на лицо (1763 год) 24 лет по прежней ревизии (1747 год) 7 лет.
- ВАСИЛЕЙ - ныне на лицо (1763 год) не числиться, умрЕ (умер), в 1762 году по прежней ревизии (1747 год) 5 лет.
- ФЕДОР – ныне на лицо (1763 год) 19 лет по прежней ревизии (1747 год) 2 лет, примечание - посвящен в диаконы в 763 году с позволения настоятеля. Поскольку ныне на лицо в КашиноШиверском монастыре числиться (19 лет) то и в дьяконы (диаконы) по всему видно в этом же монастыре и посвящен.
- ЛИСТ 820 (103) у них же дети, рожденные после ревизии
- ИАКОВ (ЯКОВ) учится словесно - рОсписной грамоте, ныне на лицо (1763 год) 13 лет.
- ПЕТР учится словесно - рОсписной грамоте, ныне на лицо (1763 год) 12 лет.
- АНДРЕЙ, ныне на лицо (1763 год) 3 лет.
Ирина 19 выдана в замужество Илимского уезда Кежемской слободы за действительного пономаря доброхотно
- ЕЛЕНА, ныне на лицо (1763 год) не числится 17 лет выдана в замужество Енисейского уезда Рыбенского острогу Чадобского села за крестьянина доброхотно.
- ДАРЬЯ, ныне на лицо (1763 год) 10 лет
- НАСТАСЬЯ, ныне на лицо (1763 год) 8 лет
- ПАНФИЛОВА жена ЕФИМИЯ ИГНАТЕВА (ИГНАТЬЕВА), ныне на лицо (1763 год) 30 лет, взята со стороны Енисейского уезда Рыбенского острогу Проспихинской деревни у крестьянина Игнатия Колпакова.
- сын их ФИЛИПП, ныне на лицо (1763 год) 1 году
- ФЕДОРОВА жена АННА взята со стороны Архиерейского дома у дьяка.
НУ и не ИЗ ЕНИСЕЙСКА был родом Федор Андреев Страшников…….
Источник - Государственный архив в г. Тобольске, фонд И-156 "Тобольская духовная консистория": опись 1, д. 1433; опись 2, д. 521
- ФЕДОР СТРАШНИКОВ, сын бывшего разночинца города ТОБОЛЬСКА Андрея Памфилова СТРАШНИКОВА,
был привезен в монастырь в 1732 году,
пономарь КашиноШиверского Спасо-Преображенского монастыря до 1759 года,
затем священник при Спасской церкви в Чадобском селе.
ССЫЛКА форум ВГД тема Поповы (пользователь ovt)
Продолжаем далее по тексту «Енисейских епархиальных ведомостей»
Но не долго, просуществовал этот храм, в январе 1777 года он сгорел от неосторожности. Поэтому прихожане немедленно обратились с просьбою к преосвященному Варлааму, епископу Тобольскому и Сибирскому, о разрешении построить каменную церковь, благословение было получено (Грамота епископа Варлаама от 10 ноября 1778 года № 1759), и для храма выбрано удобное место.
Есть предание, что, по получении архиерейской грамоты, среди прихожан явилось разногласие относительно выбора места для постройки храма. Один настаивал строить его - на месте сгоревшего храма, другой – на восток от селения, на скалистом берегу Ангары, третий - на северо-запад от селения, на месте окруженном сосновым лесом в то время, а ныне занесенном огромным бугром песка. Бросили жребий, который и пал на последнее место. Здесь и заложен был одно престольный храм во имя нерукотворного образа Спасителя. На местах же, намеченных для постройки храма, чадобцы (жители Чадобца), вероятно по совету отца Страшникова, поставили ПАМЯТНИКИ, НА МЕСТЕ СГОРЕВШЕГО ХРАМА – ДЕРЕВЯННЫЙ, а на возвышенности КАМЕННЫЙ, куда ежегодно 8 июля (по новому стилю 21 июля), в день великомученика Прокопия, совершается КРЕСТНЫЙ ХОД. Надо полагать, что и закладка храма (каменного храма) была совершена в этот же день 1779 года. Заметно, что священник и прихожане отнеслись к постройке с большим усердием, и энергиеЮ (энергией), потому что в следующем 1780 году, 23 декабря (по новому стилю 5 января 1781 года) Енисейское духовное правление входило уже с представлением о выдаче благословенной грамоты на освещение нового храма к преосвященному Варлааму, епископу Тобольскому и Сибирскому.
В архитектурном плане храм не представляет ничего замечательного. Он длиною 18, а шириною 8 аршин, алтарь длиною и шириною только 5 ; аршина (аршин равен 0,7112 метра). Пол, кроме паперти из КАМЕННЫХ ПЛИТ. Святой престол и жертвенники сложены из кирпича и покрыты деревянными досками. Высота храма в купол до 8 аршин, а трапеза отделенная аркою, вышиною в 5 аршин.
После отца Федора Страшникова был священником сын его ИАКОВ (ЯКОВ) рукоположенный из причетников …….
СОГЛАСЕН…. у Федора Андреева Страшникова действительно был сын ИАКОВ (ЯКОВ), рожденный видимо в 1750 году.
Источник РГАДА Ф.280 Оп.4 Д.2659 ЛИСТ 820 (103) у них же дети, рожденные после ревизии
- ИАКОВ (ЯКОВ) учится словесно - рОсписной грамоте, ныне на лицо (1763 год) 13 лет.
ССЫЛКА форум ВГД тема Поповы (пользователь ovt)
Косвенный источник (портал Православное Духовенство).
- Дело о производстве сына священника села Чадобского Енисейского заказа Гавриила Страшникова во Диаконы и определении в Енисейскую городскую Преображенскую церковь, 1789 г. // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Оп. 4. Д. 528 Отец СТРАШНИКОВ ЯКОВ ФЕДОРОВИЧ, священник.
ССЫЛКА
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/13861/
Продолжаем далее по тексту «Енисейских епархиальных ведомостей»
… А дьячком был брат его ПЕТР СТРАШНИКОВ, (в данном случае Петр Федоров Страшников) который, за не способностью был в последствии, уволен от должности и приписался к обществу крестьян села Чадобского, потомки его и по сие время находятся в этом селении.
НЕ СО ВСЕМ СОГЛАСЕН, поэтому разбираем далее подробно
Источник (ГАКК Ф 819 оп. 1 дело 13) 1789 год. Исповедные росписи Чадобской Спасской церкви.
- Кадр 35 в Чадобском селе 12 домов, второй дом Мещанин ПЕТР ФЕДОРОВ СТРАШНИКОВ 41 году, жена его Елизавета Алексеева 41 году, дети их - Кирило 16 лет, Иван 15 лет, Семен 9 лет, Емельян 7 лет, мать его вдова ЕВДОКИЯ ТИМОФЕЕВА 80 лет.
Возраст персон в данном документе, разумеется весьма условен, но сомнений нет ПЕТР ФЕДОРОВ СТРАШНИКОВ сын Федора Андреева Страшникова, а Евдокия Тимофеева мать его вдова – та самая жена Федора Андреева Страшникова из записи (Источник РГАДА Ф.280 Оп.4 Д.2659 лист 819 (102 оборот)) ЕВДОКИЯ ТИМОФЕЕВА ныне на лицо (1763 год) - 44 лет взята со стороны Енисейского уезда Рыбенского острогу в ведомстве у певчего Тимофея Рошкова (Рожкова) доброхотно. Возраст не сходиться, так как по записям 1789 года Евдокия Тимофеева Страшникова должна быть 1709 года рождения, но сходиться имя и отчество ее. И в записи 1789 года Петр Федоров Страшников – мещанин (возможно его сыновья уже были принудительно переписаны в крестьяне), далее по записям 18-19 века в метрических книгах Чадобской Спасской церкви мелькают и мещане и купцы и крестьяне Страшниковы, потомки ли они именно Петра а не его многочисленных Енисейских братьев, которые связи с Чадобцем не теряли, вопрос спорный, не вызывает сомнение лишь одно – все они потомки ФЕДОРА АНДРЕЕВА СТРАШНИКОВА – первого священника Чадобской Спасской церкви.
Продолжаем далее по тексту «Енисейских епархиальных ведомостей»
За отцом ИАКОВОМ (ЯКОВОМ) СТРАШНИКОВЫМ следовал с 1787 года отец ДАНИИЛ МАКСИМОВСКИЙ из дьяконов Енисейской Христорождественской церкви (все правильно ДАНИИЛ МИХАЙЛОВ МАКСИМОВСКИЙ (МАКСИМОВСКИХ), годы служения, начало 1787 год – окончание около 1816 года (умер 29.04.1816 года))
Источник Проза.ру статья Василия Евстифеева «Священнослужители Чадобской церкви 1759-1919»
ССЫЛКА
http://proza.ru/2022/04/16/1841
Продолжаем далее по тексту «Енисейских епархиальных ведомостей»
В это время Чадобский приход простирался вверх по реке Ангаре до села КашиноШиверского и включал деревни: Сыромолотову, Усть-Кодинскую, Проспихину, Островную, Рожкову и нынешнее село КашиноШиверское, на раЗстоянии 86 верст, а вниз по той же реке на 45 верст, по реке Муре на 230 верст и на север от села на 80 верст. Число душ в приходе как видно из росписей за 1801 год было мужскАго пола – 520 душ и женскАго – 614 душ, в том числе инородцев более 200 душ обоего пола. В 1801 году поступил священник МАТВЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ ПОПОВ, и служил до 1813 года.
Не совсем точно так как…. Источник (ГАКК Ф 819 оп. 1 дело 134 (79-84)) Чадобской Спасской церкви 1812 год.
- Кадр 4 запись о смерти – 25 апреля Чадобского села – Спасской церкви священник Матвей Лаврентьев Попов – 38 лет, чахоткою, погребен на кладбище.
Таким образом годы служения Матвея Лаврентьева Попова 1801-1812.
Продолжаем далее по тексту «Енисейских епархиальных ведомостей»
В это время от Чадобского прихода отделилось несколько деревень вверх по Ангаре, образовавших особый приход КашиноШиверский. Место отца Матвея наследовал ПЕТР СТЕФАНОВ ПОПОВ, служивший около 2- х лет (справка дополнение - согласен, годы служения 1813-1814). В следствии, увеличения количества прихожан в бытность отца Михаила Левитского (справка дополнение - священник – МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВ ЛЕВИТСКИЙ (ЛЕВИЦКИЙ), годы служения в Чадобской Спасской церкви 1815 – 1855 год, (умер 16.03.1860 года в возрасте 74 лет в селе Чадобском уже будучи за штатом).
В 1824 году Енисейский купец Матвей Хорошев изъявил желание пристроить прИдел к главному храму и испросил на это дело благословения преосвященнейшего Михаила, епископа ИркутскАго, НерчинскАго и ЯкутскАго в проезд его по Ангарскому краю (Епископ Михаил первый из Архипастырей посетил Ангарский край). Вскоре же была получена грамота на закладку прИдела (грамота от 27 марта 1825 года № 272), а купец Хорошев не замедлил приготовить строительные материалы и нанять рабочих. Работы шли успешно, прИдел с южной стороны, во имя Покрова ПресвятЫя Богородицы, заложен 21 июня 1825 года, а освящен в 1828 году. Настоятелем Енисейского Спасского монастыря архимандритом Ксенофонтом (грамота преосвященного Михаила от 31 января 1828 года).
Ранее храм обнесен был просто забором, который в недавнее время заменен решетчатою деревянною оградою.
Иконостасы, как в главном храме, так и прИделе, очень ветхие, грубой работы устроенные одновременно с храмом и прИделом и только лишь когда-то вновь покрашенные. Местные иконы заменены новыми, пожертвованными покойным крестьянином - прихожанином Иваном Рукосуевым, он в серебрянных вызолоченных ризах.
В прИделе, в главных местах иконостаса, иконы Господа Вседержителя и Покрова Пресвятой Богородицы, так же в серебрянных ризах и пожертвованы бывшим церковным старостою, крестьянином Василием Кулаковым.
В числе церковной утвари имеется древняя оловянная дарохранительница, с изображением Святого Гроба Господня и предстоящих мироносиц, грубой работы, вторая дарохранительница приобретена прихожанами в позднейшее время - серебряная, вызолоченная и украшенная стразами. Один из святых крестов на - престольных серебряный, работы 1794 года, на нижней части которАго отчеканены кисть руки и нож, другой крест серебряный же, но позднейшей работы, украшенный стразами. Вообще Чадобский храм утварью и ризницею очень беден. Скудна по содержанию и церковная библиотека.
Архив помещается в углублении капитальной стены, и содержит в себе входящие бумаги с 1783 года, а метрические книги и исповедные росписи с 1787 года.
В приходе есть и часовни или молитвенные дома, деревянные, построенные в деревнях. О часовне в деревне Пашутиной (от села в 44 верстах вниз по Ангаре), сохраняется такое предание. Купцы города Иркутска, более 100 лет назад, проходя с товарами на судах по Ангаре до города Енисейска, каждый раз останавливались, по случаю бури или по другой какой причине, над так называемым Мурским, бушующим порогом (против реки Муры, впадающей в Ангару с левой стороны) и стояли на якорях иногда очень долгое время, ожидая благоприятной погоды для спуска в этот порог. По этому, один из торгующих, прибегая с молитвою к изрядному Правителю в пучине морской, Святителю Николаю, дал обещание построить при устье речки Муры деревянную часовню в честь Чудотворца Николая. Но место, на котором, по обету, построена была часовня, очень дикое, обмываемое с двух сторон водами Ангары и Муры, да притом и селений вблизи в то время еще не было. В последствии же, когда появились около этого места два селения, одно в 8 верстах вниз по течению на левом берегу Ангары (примечание - Гольтявино), а другое на противоположном берегу, против реки Муры (примечание - Мурская шивера), то жители последнего и перевезли часовню в свою деревню, пристроив к ней алтарь, в таком виде она стоит и до настоящего времени.
ПОЧТИ СОГЛАСЕН, на Мурском пороге подолгу стояли и ждали лоцманов…
Из мемуаров Иогана Георга Гмелина в 1738 году по Ангаре (Верхней Тунгуске)….. Десять вёрст ниже мы прошли мимо деревни Мурская или Климова, которую из-за разбросанности за островами нельзя было увидеть. Мы должны были там взять лоцманов, чтобы спуститься по «водопаду». Мы остановились несколько ниже, когда уже порядком стемнело, и поджидали лоцманов, они прибыли только около полуночи. Целый день нам навстречу дул сильный ветер, иначе мы ещё наверняка сегодня могли бы спуститься по «водопаду». Мы встретили четыре судна, поднимавшихся по реке. Ночь была очень светлой, но мы должны были лежать. И когда к утру 21 августа стал подниматься густой туман, который только к семи часам несколько поредел, и нам столько же и пришлось лежать.
Ссылка
А часовенка была на Мурском пороге была и раньше в 1725 году. Из путевого журнала Даниэля Готлиба Мессершмидта за 1725 год, страница 380
7 июля - всё же я велел снять осиное гнездо, которое висело на МУРСКОМ песчаном камне, и положить с собой. Мои плотники добыли сами немного драницы с одной старой ОБВЕТШАЛОЙ ЧАСОВНИ, или «МОЛЕЛЬНОЙ КПЕЛЛЫ», которая была совершенно необходима для ящичков под экспонаты. Примерно в 9 часов вечера я достиг устья речки МУРА на левом берегу Тунгуски, и сразу же нас вынесло на МУРСКИЙ ПОРОГ, где были очень сильные волны, но за пять минут он был пройдён.
Таким образом, 7 июля 1725 года на устье Муры уже была ветхая часовня с которой исследователь немец, совершил святотатство, «спер несколько досок» на ящички для экспонатов коллекций.
ССЫЛКА
Г. Ф. Быконя, И. Г. Фёдоров, Я. И. Фёдоров. — Красноярск : РАСТР, 2021. — 496 с. :
ил. с вк.
ISBN 978-5-901926-22-2
Источник (перевод дневников Мессершмидта со Старонемецкого (древнегерманского) .
Публикация дневников Мессершмидта осуществлялась в ГДР, в Берлине (Messerschmidt, 1962–1977) составителями E. Winter, G. Uschmann под общей реакцией G. Jarosch. Однако это издание осталось незаконченным, а публикация текстов (изданных с купюрами) приближена к орфографии современного немецкого языка и содержит ряд неточностей в названиях географических пунктов.
Доступно к просмотру в РГБ (Российская Государственная Библиотека) по ссылке
https://search.rsl.ru/ru/record/01005613737
Описание
Заглавие Forschungsreise durch Sibirien. 1720-1727 [Текст] / D. G. Messerschmidt ; Hrsg. von E. Winter und N. A. Figurovskij ; Mit einem Vorw. von W. Steinitz und A. V. Top;iev
Дата поступления в ЭК 12.07.2012
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Выходные данные Berlin : Akad.-Verl., 1962-1977
Физическое описание 5 т.; 25 см
Серия (Quellen und Studien zur Geschichte Osteuropas / Deutsche Akad. der Wissenschaften zu Berlin. Arbeitsstelle f;r Geschichte der deutsch-slawischen Wissenschaftsbeziehungen; Hrsg. von E. Winter)
Том T. 1: Tagebuchaufzeichnungen 1721-1722 [Текст]. - 1962. - VIII, 379 с.; 5 л. ил., карт. : ил., карт.
Язык Немецкий
Места хранения FB XXI 432/40
OMF Ф 2-65/1192
Карточка
Мессершмидт, Даниил Готлиб.
Forschungsreise durch Sibirien. 1720-1727 [Текст] / D. G. Messerschmidt ; Hrsg. von E. Winter und N. A. Figurovskij ; Mit einem Vorw. von W. Steinitz und A. V. Top;iev. - Berlin : Akad.-Verl., 1962-1977. - 5 т.; 25 см. - (Quellen und Studien zur Geschichte Osteuropas / Deutsche Akad. der Wissenschaften zu Berlin. Arbeitsstelle f;r Geschichte der deutsch-slawischen Wissenschaftsbeziehungen; Hrsg. von E. Winter).
T. 1: Tagebuchaufzeichnungen 1721-1722 [Текст]. - 1962. - VIII, 379 с.; 5 л. ил., карт. : ил., карт.
T. 1: Tagebuchaufzeichnungen 1721-1722 [Текст]. - 1962. - VIII, 379 с.; 5 л. ил., карт. : ил., карт.
(Quellen und Studien zur Geschichte Osteuropas / Deutsche Akad. der Wissenschaften zu Berlin. Arbeitsstelle f;r Geschichte der deutsch-slawischen Wissenschaftsbeziehungen; Hrsg. von E. Winter)
Шифр хранения:
FB XXI 432/40
OMF Ф 2-65/1192
Продолжаем далее по тексту «Енисейских епархиальных ведомостей»
Вторая часовня находится в деревне Яркиной (от села Чадобского в 80 верстах), куда дорога пролегает чрез болота и речки, построена тоже очень давно. Старожилы передают, что часовня построена главным образом на приношения инородцев – тунгусов, которые, приняв христианство и прибегая к покровительству Святителя Николая, по приглашению священников, жертвовали на построение еЯ звериными шкурами. Действительно, инородцы и по настоящее время, выходя из тайги для закупки съестных продуктов и всего необходимАго в бродячей жизни, останавливаются верст за 15 от этой деревни, где ведут меновую торговлю и не оставляют часовню посильными приношениями. На пожертвования инородцев крестьяне деревни Яркиной впоследствии пристроили алтарь и купили колокол.
Жители села ЧадобскАго – крестьяне, вероисповедания православного, занимаются преимущественно хлебопашеством, отчасти звероловством и рыбною ловлею, иногда, преимущественно в осеннее время, они ведут меновую торговлю с тунгусами, которых снабжают мукою, бельем и одеждою, получая в обмен беличьи и оленьи шкуры. Живут с инородцами дружно и даже некоторые роднятся с ними посредством браков. В умственном и религиозно – нравственном отношении стоят они высоко, грамотных мало.
Послесловие:
Надеюсь, когда-нибудь юные следопыты из краеведческого отряда «Ангарской школы фольклора и этнографии» разыщут, места где по совету отца Федора Андреева Страшникова, поставили ПАМЯТНИКИ, НА МЕСТЕ СГОРЕВШЕГО ХРАМА – ДЕРЕВЯННЫЙ, а на возвышенности КАМЕННЫЙ, куда ежегодно 8 июля (по новому стилю 21 июля), в день великомученика Прокопия, совершается КРЕСТНЫЙ ХОД. Ведь Чадобец равно как и возвышенность (Поп гора) никуда не делись, там и остались, попадалось где то фото каменной башенки, а за ней вид на устье Чадобца и острова Ангары, бог в помощь следопытам.
Благодарю за помощь в сборе информации для подготовки статьи следующих пользователей ВГД форума:
Олега (ovt)
Попову Нину Васильевна благодарю отдельно за моральную поддержку и содействие в переводе дорожных дневников И.Г. Гмелина.
Хильду Рудольфовну Фохт бдагодарю за перевод дорожных дневников И.Г. Гмелина со старогерманского сначала на обычный немецкий и далее на Русский.
Источники (фонды архивов и интернет порталы указаны в тексте)
Свидетельство о публикации №222042201617