ЛС91 Пушкин. Кишиневский перелом

Пушкинисты  согласны в одном – на юге у Пушкина произошел перелом мировоззрения, слом и смена духовного состояния и душевного настроения.

Однако они расходятся в сроках этого перелома и его причинах.

Эта метанойя (перемена ума, внутренний слом духа) произошла под влиянием внешних событий, из которых следует выделить следующие основные:

1) поражение освободительных акций в Европе, результаты которых Пушкин оценил формулой = народы не достоин свободы и всех потерь за его освобождение, а существующая власть имеет непреодолимую силу, сражаться с которой это лишь погубить свою личную жизнь без шансов стать победителем и получить лавры героя

2) череда внутренних протестов и бунтов // от Разина и Пугачева до крестьянских протестов 1817 г в  военных поселениях Холынской и Высоцкой волостей Новгородчины, волнений в Бугском войске,  в Чугуевском и Таганрогском поселенных полках в 1819 (20 зачинщиков забили в порке сквозь строй насмерть!), выступления солдат Семеновского полка в октябре 1820-го, волнения в Камчатском и Охотском полках 16-ой дивизии генерала М.Ф. Орлова в декабре 1821-го//  имели печальный и даже трагический финал, оказавшие на Пушкина шокирующее и деморализующее воздействие

3) закрытие всех лож и тайных обществ в России из-за политизации и радикализации Кишиневской масонской

4) репрессии и наказание трех близких Пушкину персон из оппозиции власти  =
   
рс. ПУЩИН Павел Сергеевич.

- преследование и отставка генерала Пущина П.С. – учредителя ложи Овидий-25, в которую был включен номинально (кандидатом в инициацию и прием)  Пушкин, написавший провидческое послание:
 
Генералу Пущину
В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
Теперь твоя дорога;
Но ты предвидишь свой удел,
Грядущий наш Квирога!
И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И воззовешь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат!
О каменщик почтенный!
О Кишинев, о темный град!
Ликуй, им просвещенный!


- арест в феврале 1822 и заключение в тираспольскую тюрьму В.Ф. Раевского, при
рис. Портрет В.Ф. Раевского. Художник Д.Д. Негряну. 1981 г.


-отстранение генерала Орлова М.Ф от командовании я дивизией за принятие стороны бунтовщиков …
 
рис. Орлов М.Ф.

Итак, старинное тайное общество на глазах у Пушкина обнаружило свою немощь = трое его героев низвержены:  один собрат брошен в тюрьму, иной отстранен от должности, а третий – начальник ложи! – взашей выгнан со службы, объявлен банкротом и продает имущество , чтобы наскрести денег на дорогу в Псковскую губернию. Пушкин осиротел, он одинок и подавлен и уже тогда мог горестно шептать о себе любимом : И я бы мог … как шут.  Быть узником тюрьмы или  каторжанином ой как не хочется. Стало страшно. И певец свободы пошел на попятную: Да пропади оно все пропадом!
Он пишет Послание В.Ф. Раевскому ( в ответ на его стихотворение «Певец в темнице», в котором тот призывал Пушкина стать гражданским поэтом, поэтом-патриотом, перечислив темы, на которые должна отозваться поэзия Пушкина = Оставь другим певцам любовь! Любовь ли петь, где брыжжет кровь):

Ты прав, мой друг — напрасно я презрел
;Дары природы благосклонной.
Я знал досуг, беспечных Муз удел,
;И наслажденья лени сонной,
Красы лаис, заветные пиры,
;И клики радости безумной,
И мирных Муз минутные дары,
;И лепетанье славы шумной.
Я дружбу знал — и жизни молодой
;Ей отдал ветреные годы,
И верил ей за чашей круговой
;В часы веселий и свободы,
Я знал любовь, не мрачною [тоской],
;Не безнадежным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
;Очарованьем, упоеньем.
Младых бесед оставя блеск и шум,
;Я знал и труд и вдохновенье,
И сладостно мне было жарких дум
Уединенное волненье.
Но всё прошло! — остыла в сердце кровь,
;В их наготе я ныне вижу
И свет и жизнь и дружбу и любовь,
;И мрачный опыт ненавижу.
Свою печать утратил резвый нрав,
;Душа час от часу немеет;
В ней чувств уж нет. Так легкой лист дубрав
;В ключах кавказских каменеет.
Разоблачив [пленительный] кумир,
Я вижу призрак безобразный.
Но что ж теперь тревожит хладный мир
;Души бесчувственной и праздной?
Ужели он казался прежде мне
;Столь величавым и прекрасным,
Ужели в сей позорной глубине
;Я наслаждался сердцем ясным!
Что ж видел в нем безумец молодой,
;Чего искал, к чему стремился,
Кого ж, кого возвышенной
;Боготворить не постыдился!
Я говорил пред хладною толпой
;Языком Истинны [свободной],
Но для толпы ничтожной и глухой
;Смешон глас сердца благородный.
———
Везде ярем, секира иль венец,
;Везде злодей иль малодушный,
Тиран ; льстец
;Иль предрассудков раб послушный.

В ответ на призывы республиканца и борца Раевского  Пушкин пишет строфы (начиная с шестой), полные глубокого пессимизма. Заключительная строфа уже намечает тему стихотворения „Свободы сеятель пустынный“, которое таким образом по своему происхождению является последним ответом поэта на обращения к нему не смирившегося и в тюрьме поэта-декабриста.

Центр разочарования Пушкина – хладная толпа народа, ничтожного и глухого,  не заслужившего свободы и жертв борьбы… Обида, депрессия и последовавший слом духа и настроения души. Он ощущает свое избранничество и свою миссию Поэта неги и любви по черновому варианту того же Послания:

Иная, [высшая] [награда]
Была мне роком суждена
[Самолюбивая отрада!

Мечтанья суетного сна!...]
Полное разочарование в прежних кумирах, ценностях и ориентирах выразилось в Сеятеле и Демоне. Так уже в черновом наброске Демона мы находим такое оправдание своего отступничества:

И взор я бросил на людей
Увидел их надменных , низких
… ветрен… судей
Глупцов всегда злодейству близких
Пред боязливой их толпой
…. Суетной  холодной
Ничтожен опыт вековой
Напрасен ….

Ничтожен опыт вековой?  Нет, Пушкин, это самообман ради самооправдания. Просто вы, А.С., не боец и от собственной трусости спрятали голову в песок  при  первом пробном залпе со стороны врага. Это попытка унизить других в отместку за свою собственную слабость и свой панический страх 
Вы, Пушкин  взяли пример с Горация, бросившего свой легион при первых неудачах республиканской армии Брута и бежавшего с поля боя в имение …  писать стихи…
Ницше в «Так говорил Заратуштра»  съехидничал, но сказал по сути верно:
«Поэты слишком много  врут@
Пушкину оставалось приготовиться призывать власть к милости к ПАДШИМ
***
Идея о сроке и причине перелома принадлежит Гуданцу Н.Л.


Рецензии