Я по капле выдавливаю из себя раба...
Но можно найти здесь и другой смысл. «Выдавливать раба» из себя, возможно, — делать так, чтобы раба в себе больше не оставалось. И в этом случае Чехов вполне мог бы высказаться так, потому что он было человеком свободолюбивым — очень свободолюбивым! — и не признавал посягательств на личную свободу ни в чём. Но в каждом человеке заложен элемент рабства, и поэтому люди, по-настоящему понимающие, в чём суть свободы, и потому желающие стать свободными во всём, всегда стремятся «выдавить из себя» это врождённое рабство (таких людей можно назвать анархистами; их главный девиз — «живи как хочешь, но не мешай жить другим»).
Несмотря на то, что Чехов, как мне кажется, говорил о «выдавливании раба» именно в первом значении, самому мне гораздо ближе второе (впрочем, думаю, Чехову оно тоже было близко); тем не менее, возможно также, что писатель, произнося эти слова, вкладывал в них сразу оба, а может, и ещё какие-то, ему одному ведомые значения.
С «каплями», порциями, по котором этого самого раба «выдавливают», проще. Дело в том, что ничего не происходит сразу, мгновенно, а тем более, не меняется мгновенно состояние человека: он не может быть рабом-рабом, а потом вдруг — раз! — и свободным человеком; так же нельзя вдруг, сразу отбросить всю свою затаённую лень.
Остановлюсь немного на заложенном в человеке рабе и о выражении, мне очень неприятном и мною очень нелюбимом — «раб Божий». Что подразумевает это выражение? А вот что. Бог (или, по крайней мере, тот Бог, каким его изображают богословы большинства религий — те люди, которым это выгодно, так как они пытаются показать, что их устами говорит Бог, и таким образом могут от его имени управлять людьми) требует беспрекословного себе подчинения: «кто не с нами, тот против нас», а «кто не все, того накажем» — тем будет «Геенна огненная» и прочие неприятности. А мне так кажется, что вполне можно вести правильную жизнь (я не говорю «праведную» — в этом слове видится намёк на догматическое христианство) и не соблюдать все заповеди (например, «почитание дня субботнего» — что за глупость!), и не выполняя обрядовую сторону религии, и даже вообще не веря в Бога. Так что нужно быть просто хорошим человеком (насколько вообще можно быть «хорошим» или «плохим»), а «рабом Божьим» — нет, нужно быть свободным, не быть в рабской зависимости даже от самого Бога.
Как же я сам «выдавливаю из себя» этого самого «раба»? Во-первых, мне приходится учиться в школе, хотя иногда так хотелось бы поспать утром подольше и позаниматься своими делами; хотя я знаю, что многое, чему нас здесь учат, никогда не может пригодиться нам в жизни, — но если я не окончу школу, у меня будут проблемы и с поступлением в вуз, а там — и ещё бо;льшие проблемы. Много и других подобных ситуаций.
А во-вторых (если брать второе значением выражения), я всеми силами делаю так, чтобы никто не смел управлять мною, и в этом смысле я уже практически выдавил из себя по капле и до капли этого раба: я практически полностью свободен внутренне, хотя и есть у меня внешние узы — школа, дом, цивилизация, культура, конституция, уголовный кодекс и т. д. Но если побеждён раб в себе, то человек может быть свободен везде и всегда; даже в тюрьме.
Свидетельство о публикации №222042201829