Я по капле выдавливаю из себя раба...

Есть у Чехова такая фраза: «Я по капле выдавливаю из себя раба». Что же она значит? Честно говоря, точно знает об этом только Чехов. Мне кажется, он хотел этим сказать, что он вынужден заставлять себя постоянно трудиться умственно, физически и духовно, несмотря на то, что какая-то частица его «я» хочет отдохнуть (что называется, «Лень-матушка»). А не подчиняется он этой «духовно-умственно-физической лени», чтобы не «заморозиться» в своём нынешнем состоянии, чтобы постоянно развиваться во всех направлениях. У Чехова эти три направления человеческого развития были выражены в путешествиях (физический уровень), медицине (интеллектуальный уровень) и писательской деятельности (духовный уровень), и в каждом из них он достиг значительных успехов только благодаря своим стараниям, благодаря «выдавливанию из себя раба».

Но можно найти здесь и другой смысл. «Выдавливать раба» из себя, возможно, — делать так, чтобы раба в себе больше не оставалось. И в этом случае Чехов вполне мог бы высказаться так, потому что он было человеком свободолюбивым — очень свободолюбивым! — и не признавал посягательств на личную свободу ни в чём. Но в каждом человеке заложен элемент рабства, и поэтому люди, по-настоящему понимающие, в чём суть свободы, и потому желающие стать свободными во всём, всегда стремятся «выдавить из себя» это врождённое рабство (таких людей можно назвать анархистами; их главный девиз — «живи как хочешь, но не мешай жить другим»).

Несмотря на то, что Чехов, как мне кажется, говорил о «выдавливании раба» именно в первом значении, самому мне гораздо ближе второе (впрочем, думаю, Чехову оно тоже было близко); тем не менее, возможно также, что писатель, произнося эти слова, вкладывал в них сразу оба, а может, и ещё какие-то, ему одному ведомые значения.

С «каплями», порциями, по котором этого самого раба «выдавливают», проще. Дело в том, что ничего не происходит сразу, мгновенно, а тем более, не меняется мгновенно состояние человека: он не может быть рабом-рабом, а потом вдруг — раз! — и свободным человеком; так же нельзя вдруг, сразу отбросить всю свою затаённую лень.

Остановлюсь немного на заложенном в человеке рабе и о выражении, мне очень неприятном и мною очень нелюбимом — «раб Божий». Что подразумевает это выражение? А вот что. Бог (или, по крайней мере, тот Бог, каким его изображают богословы большинства религий — те люди, которым это выгодно, так как они пытаются показать, что их устами говорит Бог, и таким образом могут от его имени управлять людьми) требует беспрекословного себе подчинения: «кто не с нами, тот против нас», а «кто не все, того накажем» — тем будет «Геенна огненная» и прочие неприятности. А мне так кажется, что вполне можно вести правильную жизнь (я не говорю «праведную» — в этом слове видится намёк на догматическое христианство) и не соблюдать все заповеди (например, «почитание дня субботнего» — что за глупость!), и не выполняя обрядовую сторону религии, и даже вообще не веря в Бога. Так что нужно быть просто хорошим человеком (насколько вообще можно быть «хорошим» или «плохим»), а «рабом Божьим» — нет, нужно быть свободным, не быть в рабской зависимости даже от самого Бога.

Как же я сам «выдавливаю из себя» этого самого «раба»? Во-первых, мне приходится учиться в школе, хотя иногда так хотелось бы поспать утром подольше и позаниматься своими делами; хотя я знаю, что многое, чему нас здесь учат, никогда не может пригодиться нам в жизни, — но если я не окончу школу, у меня будут проблемы и с поступлением в вуз, а там — и ещё бо;льшие проблемы. Много и других подобных ситуаций.

А во-вторых (если брать второе значением выражения), я всеми силами делаю так, чтобы никто не смел управлять мною, и в этом смысле я уже практически выдавил из себя по капле и до капли этого раба: я практически полностью свободен внутренне, хотя и есть у меня внешние узы — школа, дом, цивилизация, культура, конституция, уголовный кодекс и т. д. Но если побеждён раб в себе, то человек может быть свободен везде и всегда; даже в тюрьме.


Рецензии