От судьбы не уйдёшь

                Светлой памяти  А.И.Долматова

 Начальник Новоалтайского горотдела милиции проводил служебное совещание, когда ему позвонили из краевого управления внутренних дел.
 - Добрый день. Алексей Иванович, Вас приглашает на беседу начальник управления.
- К которому часу я должен явиться?
- Чем скорее, тем лучше.
Сразу после совещания Алексей Иванович выехал в УВД края.
- Проходи, присаживайся. Мне доложил начальник отдела кадров, что ты три раза был в Чечне. Дело в том, что дела в райотделе Шалинского района складываются неудачно, поэтому поедим с тобой вдвоём, посмотрим на месте что и как. Ты ознакомишься с районом, изучишь блок-посты. По возвращению сформируешь отряд и в мае поедешь принимать должность, - объяснил генерал-майор милиции.
– Алексей, есть такое слово «долг», на данный момент кандидата опытнее и достойнее тебя я не вижу…
14 марта, Алексей вместе с начальником управления убыл в Чечню. Когда командировка уже подходила к концу, УАЗ, в котором ехал Алексей, подорвался на фугасе, его контузило. Перед отъездом из Чечни к нему подошёл местный милиционер.
- Я должен предупредить, что тебя хотят убрать, если приедешь на должность начальника райотдела, этот начальник устраивает местных, ходит с ними в обнимку… Так что решай сам.
 Алексей знал, что этот трюк проводят со всеми, некая психологическая обработка, чтобы запугать. Стал вспоминать, задумался. Первый УАЗ, в котором ехал угодный начальник, пропустили, а в котором был он, подорвали. Это было предупреждением. По возвращению домой Алексей скрыл от жены контузию, поделился лишь со своим заместителем. Отправку назначили на 8 мая. Необходимо было сделать много дел, сформировать отряд, а главное, пройти комиссию перед отправкой. Прошёл месяц после контузии. Медицинская комиссия забраковала Алексея, состояние его здоровья не соответствовало требованиям.

- Иди, погуляй, нам нужно посовещаться и сделать заключение, - предложил председатель, отводя взгляд в сторону. После звонка начальнику управления мнение комиссии резко изменилось. «Годен для выполнения служебного задания на Северном Кавказе», - было записано в заключении.
Город спал. Галина смотрела из окна тёмной квартиры. По улице периодически проезжали автомобили и быстро исчезали за углом соседнего дома. На небе красовался народившийся месяц. Был первомайский праздник, который в былые времена отмечали с размахом, но всё это осталось в прошлом. День прошёл в заботах: помогли родителям восстановить теплицу. Вскопать грядки. А затем собирала мужа в дорогу. Пятый раз Алексей ехал в командировку на Северный Кавказ. Много это или мало, дать объективную оценку мог только тот, кто там побывал. После продолжительного разговора с женой Алексей уснул, видимо, суматоха дня сделала своё дело. Мирно сопел и сынишка Илья. Дочь Лена была старше сынишки, она то и поддерживала маму в желании проводить папу, чтобы не проспать. Было два часа ночи, когда к подъезду подъехала служебная машина. Галина, услышав скрип тормозов, подошла к кухонному окну. Она, было, направилась в спальню, но её остановил Алексей.
- Галчонок, не надо будить Илью, пусть путешествует в снах, - он боялся, что сынишка может расплакаться, а это ни к чему было сейчас.
- Алексей! Я всё-таки провожу тебя до бийской трассы.
- Этот вопрос мы обсудили с тобой ещё днём, и давай не будем нарушать установленные традиции. А сейчас расцелуемся, и будем считать дни до нашей встречи.
Алексей даже брату Ивану запретил приходить его провожать, хотя тот жил в соседнем доме. Не любил он эти моменты расставания. Любил появляться неожиданно и также уезжать. Алексей пытался улыбнуться, но это у него не получалось. Попрощавшись, взял вещи и закрыл за собой дверь. Галина с дочерью смотрели из окна второго этажа. Алексей помахал жене и дочке. В освещённом окне они смотрелись, словно на экране большого телевизора. На душе у Галины присутствовало ужасное волнение, переходящее в страх, но она крепилась изо всех сил, чтобы дочь ничего не заметила. Машина скрылась за углом дома. Алексей попросил водителя включить кассету с его любимыми песнями, их было три. Как только они заканчивались, он снова просил повторить. Курил одну за одной сигареты, пока ждали бийский ОМОН на трассе. Подъехал автобус. Алексей попрощался со своим замом и водителем. Из окна автобуса он смотрел на спящий город. Там, за теми далёкими огоньками, был дом, где осталась семья, а рядом дом брата. Галина так и не смогла победить бессонницу. Рано утром, перед тем как ей уйти на работу, позвонил Алексей из Новосибирского аэропорта:
 - Галчонок! Мы вылетаем, обнимаю вас и крепко целую.
 Вот только радость отсутствовала в его голосе. Это настораживало и даже пугало жену. Во-первых, отъезд в командировку планировался на 8 мая, но неожиданно всё изменили и 1 мая привезли билеты на самолёт. Алексей хотел повидаться ещё и со старшими братьями, Александром и Николаем. Всё рухнуло в одночасье. Хорошо, что встретился с матерью. Он смотрел на мать и слегка улыбался.
- Мама! Хорошо, что ты приехала, я рад нашей встрече.
- Сынок! Ну, откажись от этой командировки. Хватит тебе ездить на войну. Детки ещё малые.
- Мама! Я уже говорил жене и тебе скажу, со мной едут надёжные ребята. Они мне верят и я не могу их подвести. Всё будет хорошо.
Жена восстанавливала в памяти события последних дней. В предыдущие отъезды в командировку Алексей вёл себя по-другому, не было такого волнения. Галина старалась гнать прочь плохие мысли, но стоило ей отвлечься от служебных и домашних дел, как тут же её посещали не желаемые предположения. Страх за Алексея поселился в душе. Перед отъездом Алексей решил поехать на малую родину в село Кытманово, где похоронен отец-фронтовик. Поехали вместе с братом Иваном и жёнами. Алексей взял из машины сапёрную лопатку, привезённую им из командировки, и стал поправлять просевшую могилу отца. Иван пошёл к сельчанам за лопатой, чтобы не быть в роли наблюдателя. Пользуясь отсутствием брата, Алексей обратился к жене Ивана:
-Тамара! Меня так не хороните, как отца, чтобы могила потом не проседала.
-Ты чё это, Алексей, ерунду городишь? Тебе рано и думать об этом, а говорить тем более.
- Ну, на всякий случай, - оправдался Алексей.
 Когда обиходили могилу, Иван принёс бутылку.
- Братка, спрячь её, будем пить мою, - настойчиво попросил Алексей. – Я уезжаю, а не ты.
 Выпили по маленькой рюмочке. Подошли земляки. Алексей разлил им остатки. - Говорят, ты опять в Чечню едешь? Ну, за тебя, Алексей.
- За меня не надо, лучше помяните моего отца.
Нехорошее предчувствие преследовало Алексея по пятам, но он старался бороться с ним наедине.
Возвратившись из третьей командировки в 1996 году, он как-то поделился с женой своим впечатлением.
 - Знаешь, Галчонок, у каждого человека своя судьба и никуда от неё не уйдёшь. Кто-то из мудрых сказал: «Если суждено умереть в среду, в пятницу не помрёшь».
- До этого ты так не говорил. Не нравится мне твой настрой.
- Там, Галчонок, ценишь жизнь по-другому. Взорвётся мина, два человека рядом находились, один цел и невредим, а второй погиб. Вот такие дела. Поэтому и стал верить в судьбу.
 После третьей поездки в Чечню Алексей решил для себя, что хватит ему мотаться по этим командировкам, пусть другие повторят его путь. Подрастал сынишка, который тянулся к нему и очень скучал по отцу. Да и не надо отодвигать на второй план самое главное – что там идёт война и стреляют по-настоящему. Самая опасная и непредсказуемая война та, где нет фронта и тыла. Самолёт приземлился в аэропорту Грозного. День был прекрасный, после Сибири было необычно. Деревья стояли в зелёном наряде. Отцвёл абрикос, а вот каштан привлекал чудной красотой цветения. Что не хватало человеку, чтобы жить в мире среди этой дивной красоты. Дома, на Алтае, ещё и почки не проклюнулись, а в Новосибирске по северным склонам оврагов ещё местами лежал снег. Вечером, после ужина, к Алексею обратился земляк:
- Алексей, что-то ты грустный? Я тебя не узнаю, как будто впервые приехал. 
- Во-первых, отправили на неделю раньше запланированного срока. Не успел сделать то, что планировал. Да и здоровье, после контузии не ахти какое. Не хотелось в этот раз уезжать, если честно сказать. Мы с мужиками после работы перед праздником остались немного, а когда расходились, я, не лукавя, сказал, что боюсь, мол, в этот раз ехать. Вот такие дела…
 Коллега стал рассказывать чудные истории из далёкого детства, тем самым отвлёк от грустных мыслей. У Алексея появилась улыбка на лице, вспомнил своё беззаботное детство.
- Нас как-то с братом Иваном вовлёк в афёру двоюродный брат Славка. Ох, и горазд он был на шалости. Как-то его угостила родная тётка арбузом, но ему показалось мало, и он уговорил нас с Ванькой залезть к ней в огород. Возле огорода проходила канава, заросшая крапивой, по ней- то мы и пробрались незаметно к её огороду. Брат Иван старше меня на три года, а всё равно побоялся лезть в огород. Отец у нас строгих нравов был, четыре сына, их надо в руках держать, тем более управляющим работал. В селе все на виду. Славка сам пошёл, даже не пригибается, ходит, арбуз выбирает, как у себя дома. Принёс приличный, да такой красный и сладкий, мы его быстро схавали. Он второй принёс, такой же хороший. Наелись мы от души. Нет бы, корки присыпать землёй. Отец только пришёл на обед, а тут как из-под земли тётка появилась и принесла арбузные корки. Отец не стал обедать, рассердился. Завёл нас в отдельную комнату:
- Кто виновник торжества? У самих полный огород, а вы полезли. Позорище какое. Последний раз предупреждаю. Никогда не берите чужого, зарубите это себе на носу.
 – Пап! Да мы не лазили в огород, это Славка. Мы только ели, - оправдывался Ванька, а я стоял и шмыгал носом.
Дал он нам приличный объём работы – дрова складывать. Только отец со двора, Славка нарисовался, не сотрёшь, радостный такой, но мы и его подключили складывать дрова. Вечером отец проверил работу, не стал журить. Мы с Ванькой частенько под влиянием Славки что - нибудь да и отчебучим. С Иваном мы поступили в школу милиции, даже за одним столом сидели. Он уже в милиции работал, когда учиться пошёл. Сто рублей получал во время учёбы, а я сорок. Бывало, попрошу у него десяточку взаймы, а когда хотел возвратить, он мне прощал: « Ладно, братка, я уже списал твой долг». Золотое время было. Может, Иван обиделся, но он меня всегда понимал и прощал.
- Ты так интересно рассказываешь о брате.
- У нас ведь разница в возрасте небольшая. Тем более, в детстве он нянчил меня. Вырезал из журнала сороку и приклеивал на окно. Качает меня и приговаривает: « Спи, спи, Лёша, закрывай глазки, а не то прилетит сорока и украдёт тебя». Мне мама рассказывала, сам ничего не помню.
Перед отъездом Алексей договорился с женой, что он будет звонить домой через три дня, но звонил каждый день, более того, Алексей позвонил 4 мая брату Ивану, хотя ему звонить не обещал. День 10 мая 2001 года стал роковым для Алексея Ивановича, семьи, родных, друзей и всех кто знал этого человека. Рано утром он последний раз позвонил домой, чтобы услышать голос любимого человека.
- Галчонок, привет! Как вы там поживаете без меня?
- Да всё нормально, не переживай. Главное, себя береги.
- Галчонок! Следи, чтобы Илья регулярно ходил на танцы. Надеюсь, всё, что я наказал перед отъездом, ты выполнишь.
…Колонна выдвигалась в сторону Чири-Юрта в составе десяти единиц техники. Алексей должен был ехать в середине колонны, но он подошёл к головному БТРу и попросил Виктора Кардакова уступить ему место сверху на брони. В прошлой командировке они были в одном УАЗике, когда произошёл подрыв. Все заняли оборону лёжа у обочины, а Алексей Иванович, будучи контуженным, стоял во весь рост и вёл огонь из автомата. На команду « ложись» не реагировал, тогда Виктор подполз и сбил его с ног. Возможно, ещё тогда спас ему жизнь. Теперь ему пришлось уступить место и уйти на последний - замыкающий БТР. Виктор с глубоким уважением относился к этому человеку. Ещё в 1996 году, будучи в Чечне, в подразделении, где находился Виктор, тяжело ранили земляка из степной Кулунды. Запросили помощь, но ночью никто не рискнул ехать за девяносто километров и тогда на милицейской машине «Жигули» вдвоём с водителем, по лесной дороге приехал Алексей Иванович и забрал раненого. Все были поражены его решимостью и храбростью.
- Мужики! Где раненый? Загружайте оперативно. Где у вас можно попить водички и наполнить фляжку?
Когда машина тронулась, все стояли в растерянности и сопровождали взглядом красные фонари. Для всех было загадкой, как они проехали незамеченными, не наскочили на мину бандитов. А теперь все молили Бога, чтобы они благополучно доехали обратно. Рискуя жизнью, Алексей Иванович спас жизнь тяжело раненому.
День выдался прекрасный, тепло, тихо, ярко светило солнце. Алексей занял место на правой стороне башни. Вспомнил предупреждение милиционера из местных. « Нет, не из того теста мы замешаны, чтобы бояться, не знаете вы, сволочи, сибирских мужиков, которые отстояли Москву и Сталинград. Нас можно убить, но запугать – никогда», - рассуждал Алексей. Равномерно работал двигатель, трасса была полупустой, подъезжали к мосту через речку Аргун перед населённым пунктом Чири-Юрт. За мостом отчётливо были видны дома посёлка. Прогремел оглушительной силы взрыв радиоуправляемого фугаса, заложенного на обочине дороги. Было ровно двенадцать часов по полудню. Оборвалась жизнь троих сибиряков с Алтая: Алексея Долматова, Алексея Рыжкова и Геннадия Черных. Всех смело с брони БТРа, кроме Алексея Ивановича. Взрывной волной его словно припечатало к автоматической пушке. Оставшись на БТРе один, он и мёртвым был для бандитов настоящим воином. …Галина пришла на работу с небольшим опозданием. Казалось, радуйся жизни: позвонил Алексей, прошёл великий праздник Победы. Но она не находила себе места, прошлась по кабинетам. Когда сидела в бухгалтерии, в открытое окно залетел голубь. А бухгалтер говорит: « Кому же это он принёс беду?». Поверье есть такое в народе, что птица первой приносит известие о смерти.
Галину на обед пригласила подруга. После обеда она позвонила в отдел, чтобы за ней пришла машина.
- Галина Григорьевна, не спешите, можете задержаться.
Только пришла с работы, позвонили в дверь. На пороге стояли коллеги по работе. Без слов поняла хрупкая женщина, что означает визит этих людей – в дом пришло страшное горе, которому она открыла дверь.


Рецензии
Григорий!
Благодарю вас за рассказанную историю.
Очевидно,действительно,не уйти от судьбы....

Вера Набокова   22.04.2022 09:42     Заявить о нарушении