На берегу реки
Сегодня многие боятся того, что по накалу ненависти и страстей мы можем превратиться в своих врагов, иногда даже взывают к к христианским заповедям. Но я скажу ,что все куда проще — накал страстей спадет, горе уляжется, плохое и страшное позабудется, то что нельзя простить то не забудут уже никогда. В свете сказанного хочется вспомнить две причины:
1) Ментальность нашего, украинского социума сильно отличается от того, что сложилось в России. Это и историческая подоплека и те ценности, на которых воспитывается и складывается личность. Это и историческая подоплека и те ценности, на которых воспитывается и складывается личность.
2) Человеку свойственно действовать так, как он привык действовать. Злой человек будет таковым и в мирное время. а добрый просто не сможет долго держать злость на других, потому что это для него не свойственно. Иными словами семена прорастут только на благодатной для них почве и никак иначе.
Хочу также вспомнить известную фразу:
"Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть как мимо проплывёт труп твоего врага".
Речь в фразе, которая впервые вообще в кинематографе появилась устами персонажа. Первое документально зафиксированное употребление имело место в фильме «Восходящее солнце» (Rising Sun, 1993) режиссёра Филипа Кауфмана по вышедшей годом ранее одноимённому детективному роману Майкла Крайтона: «If you sit by the river long enough, you will see the body of your enemy floating by». Фразу говорит детектив Джон Коннор а в фильме озвучивает её актёр Шон Коннери. И она не является "приписываемой" тому или иному мыслителю востока. Она просто не противоречит их философии и это да. Она о ином. Просто делай своё дело и то, что каждый себе наработал ко времени, то и произойдет по отношению к нему. Течение реки это движение времени, долго сидеть у реки, не значит ничего не делать и ждать, а быть в согласии с временем и одновременно отсылает к отношению к воде, как к одной из стихий в восточной её трактовке. Речь вообще не о врагах, на которых невнимательный читатель иногда строит все свои умозаключения. По сути вам была нужна фраза, как некий ключ/стимул для размышлений, что обычно читатель и делает. Иное дело, куда его уводят его размышления в тот или иной момент с учётом ситуации и его эмоционального состояния, но вы всегда видите лишь то, что вы хотите увидеть. Речь шла о ином, о том, что со временем каждый получит по своим заслугам, другими словами добро восторжествует, а зло будет наказано. Но как говорят на том же востоке, если хочешь себе врага, то создай его сам, что некоторые и делают, а ищущий его - обретет его. При правильном переводе, если брать действительно сходный текст Конфуция, фраза звучит как "Если долго сидеть у реки, твоё прошлое догонит тебя" там перевод, как "прошлое", а не "труп". Лао-Дзы вообще случайно приписывают, у него подобного и вовсе нет. А в сценарии фильма фраза появилась больше, как собирательный образ на тему японской философии которое в то время была не чужда и самому актеру. А у Конфуция есть ещё одно сходное высказывание: "Все воды нашей реки направлены в прошлое". Другими словами, сегодняшний день лишь плод семян что были посеяны давно и ко времени проросли.
Возвращаясь к вопросу ненависти во время войны скажу так: во время боя злость иногда заставляет человека быстрей действовать и принимать решения, что способствует его выживанию в бою, а страх и следующий за ним оцепенение часто являются причиной его скорой гибели. Но давайте не путать это со слепой ненавистью, которая не имеет под собой никакой почвы, с неуправляемым негодованием, что уже автоматически снимает с человека возможность соразмерить поступки и слова и часто ведет к негативным результатам. И опять же не будем это путать с справедливым гневом, который требует и праведного суда над военными преступниками. Не стоит все мешать в одну кучу, как и пытаться найти оправдания злу и совершенным преступлениям. Им нет оправдания и не ищите его ни в Христианской, ни в какой иной религиозной морали. Античеловечные поступки должны быть порицаемы и наказуемы. Зло, что долго оставалось безнаказанным с позволения общества только увеличивало свои аппетиты и совершало ещё большие злодеяния, от безнаказанности, что мы сейчас и наблюдаем. Этого не должно так быть, особенно когда зло циничное, бесчеловечное и антихристианское по своему вектору идей, а за ними последующих слов и действий. Осуждать и наказывать такое зло нужно. Давайте не путать милосердие с необходимостью карать зло. К чему вы пытаетесь взывать? Иногда вы апеллируете к таким глубинам души людей, которой они изначально не имеют. — "очень сложно найти черную кошку в темной комнате, особенно когда её там нет". Не взывайте к человечности у бесчеловечных и жестокосердных, как и не просите совета у глупцов. Просто не тратьте на это время. Действуйте, там никто не услышит. Спасайте тех, кого можно спасти. — И в этом и будет заключаться ваша христианская добродетель.
Свидетельство о публикации №222042200302