Путешествия гадкого утёнка - 16
ПЯТЬ ДВЕНАДЦАТОГО!
Чуть помедленнее, кони.
В.Высоцкий.
За границей, как в России, тоже из одного пункта в другой можно добраться по-разному (хотя подчас выбора и не было, время поджимало: садился на то, что идёт первым; как потом понял: можно выбирать, терять полчаса, но выигрывать 10-15 евро) и, что довольно важно – разно по деньгам. (Но допёр до этого не сразу, так как первые дни за границей мозги были забиты совершенно другим: просчёт маршрута, любование достопримечательностями, надзор за собственными вещами, записями в дневнике и пр.)
Во-первых, цена на билеты не фиксирована, и надо знать (просить кассира показать табло на мониторе с указанием времени отправления и цен на билеты: услуги различных компаний и оцениваются по-разному), как покупать. Иначе можно купить за 35 евро билет и на расстояние 150 км, и на 450 (Генуя – Рим), например. Дальше на поезде я, наверное, и не ездил за одну поездку (на автобусе – от Варшавы до Линдау – около 900 км).
Во-вторых, при покупке двух и более билетов, цена будет ниже (за один билет), чем при покупке одного. Чего в России нет. Кассир всегда спрашивает, каким классом билет и сколько человек. И я отвечал как попугай: «two» и «one». Но однажды (из Генуи в Рим когда я собирался переправляться) кассир поменял очерёдность вопросов и выписал мне билет первым классом на двух человек. А потом объяснял, почему на два билета идёт скидка. На что я ему пытался на хорошо поставленном русском дать понять, что за такие деньги я и пешком в Рим пойду. (Количество пассажиров он мне, паскуда, поменял, а «класс вагона» – нет, а я по привычке, за бешенные деньги, ехал вторым классом, а контролёры ничего мне не сказали: тоже паскуды.)
В-третьих, бывает, что билет покупается не на какой-то конкретный поезд, а на направление. Тогда в этот день можно садиться на любой поезд, следующий в нужную тебе сторону. Это вообще удобно. Я даже где-то по пути сходил на понравившихся мне станциях, гулял там, фоткал, а потом уезжал дальше на следующем скороходе (тамошние поезда, на которых мне доводилось ездить, достигают скорости 160 км/час).
Места в билетах указываются, но я никогда на них не садился, а «бросал свои кости» там, где понравится, ближе к окошку, чтобы снимать во время поездки.
И так получилось, что в совершенно пустом вагоне ехали всего два человека. Так я умудрился сесть именно на место соседа (два билета были проданы на места, шедшие друг за другом), и итальянец попросил меня ему это место уступить. Я демонстративно сел от него подальше.
Запомнилось, что в «первом» чуть просторнее и всегда имеются розетки у каждого столика с сиденьем. Но и во «втором» розетки тоже иногда имелись.
Поезд, как правило, состоит из пяти вагонов: один – «первого класса» и остальные – «вторые» (на «дверях» нарисованы большие цифры).
В купейных поездах не ездил, только в «электричках» (правда, какие это были «электрички»!), порой резко отличавшихся друг от друга туалетами (я постоянно приспосабливался к клозетам, искал то мыло, то воду, то педаль для смывания), разноуровневыми сидениями в два-три «яруса», да и самими сидениями со столиками. В некоторых поездах были специальные отсеки-шкафы для багажа (у «нас» бы нашлось немало желающих забрать из такого отделения не свою сумочку или чемодан, но в Европе людям пока доверяют).
Также в поездах есть электронные табло, показывающие следующие и конечную станцию, время, температуру и скорость передвижения (такое стало появляться и в России).
Двери, перед отправлением с начальной станции, закрываются заранее. Но кому надо (кто опоздал чуток или передумал ехать), всегда могут и выйти, и зайти, нажав соответствующую кнопку, пока поезд стоит на перроне, разумеется.
Бесспорно, нашим железным дорогам до такого уровня (если они так же будут развиваться и дальше) ещё лет 20-25. (По комфорту: мне доводилось ездить в Питер в двухэтажном поезде, где имелись даже душевые кабины. Говорят, и по скорости тоже где-то построили ветку. Но как представишь, что Россия огромна, что такими темпами надо реконструировать железные дороги, какие и представить сложно, понимаешь, что не доживёшь до того, что видел в Европе.) Можно сказать, что я побывал в будущем, совершив путешествие на машине времени. (Но вы в такую машину не верьте: я, было дело, доказал, причём «на двух пальцах» – учёным, покруче Леонардо да Винчи и Стивена Хокинга буду (хотя никто из землян в это никогда не поверит /ох уж эти тупые земляне/) – что путешествовать во времени невозможно, и что, например, инопланетяне – нам не враги.)
Но вернёмся в автобус, которым я ехал от Вадуца до Зарганса. Доехал, сошёл, рванул к вокзалу, если это можно было так назвать. Потому что привычных россиянину касс обилечивания не было и здесь. И снова пришлось просить какого-то человека (с ребёнком) купить мне билет в автомате.
Билеты до Цюриха (а я сначала планировал и другие известные города Швейцарии посетить: Берн и Лозанну) стоили 33 (1815 рублей) франка или 31,5 (1985 рублей) евро (на 9 с лишним процентов дороже в евро – невыгоднее), что в реальности не соответствовало российскому курсу. (И это за час и 20 минут езды минус короткие остановки!) В России тогда были курсы, грубо говоря, 55 и 63 (разница в 14 с половиной процентов). Приходилось терять просто так 170 рублей из-за того, что мои франки лежали в трусах (в спецкармашке). Не лезть же туда прилюдно?! Да и счёт до отправления шёл на секунды. «Dank», и бегом, бегом к платформе, к поезду.
Когда я уже окончательно вернусь домой, я буду вспоминать, что таких случаев, когда я садился в поезд на последней минуте (и даже последней секунде), было в Европе предостаточно. Адреналин «бил струёй», мощно и неоднократно.
На одной из станций все пассажиры стали выходить. Я решил, что мы приехали в Цюрих, но вид за окном ни о каком крупном городе не говорил. Это был лишь Веденсвиль. И я продолжал сидеть дальше (ещё не понимал, что и поезда здесь ходят так же как автобусы, на ключевых точках пересаживая пассажиров).
Спасибо одной девушке. Она мне помогла, догадалась, что я, иностранец, не собираюсь делать пересадку, и заставила меня выйти. «Цюрих, Цюрих (ай-лю-лю)», – объяснял я ей. Но, как всегда, «ай-лю-лю» – «потом». А сначала – выход. Ждать на остановочной площадке. Смотреть на вечернее Цюрихское озеро, яхты, прогулочные теплоходы, какие-то деревья вдоль берега, напоминающие пальмы.
Я потом отблагодарил ту девушку: вручил ей собственные значки (2 штуки). В России помог бы мне кто? Да конечно, помог бы: мир не без добрых людей. Только в своей стране это была бы не милая девушка, а какая-нибудь растолстевшая торговка в возрасте. Так мне почему-то представляется.
В Цюрих поезд пришёл, когда уже стемнело.
Начав 12 мая в Польше, я проехал Германию, пешком вошёл в Австрию, уехал в Лихтенштейн, а оттуда – в Швейцарию. Пять государств. За одни сутки.
20:09 – Швейцария;
20:10 – Ацмос, проездом;
20:12 – Трюббах, проездом;
20:15 – Филь, проездом;
20:18-20:35 – Зарганс, пересадка с автобуса на поезд;
20:41 – Рагнач, проездом;
20:43 – Флумс, проездом;
20:45 – Валенштадт, проездом;
20:46 – Мольс, проездом;
20:46 – Квартен, проездом;
20:54 – Фильцбах, проездом;
20:55 – Везен, проездом;
20:57 – Цигельбрюкке, проездом;
21:18 – Лахен, проездом;
21: 21 – ст.Пфеффикон, проездом;
21:31-21:48 – ст.Веденсвиль, пересадка;
22:12 – ст.Цюрих-Центральный.
Зарганс – Веденсвиль (Швейцария), 12.05.17 – Воронеж, 26-27.10.18, 1:35 (12:08).
(Вычитано с правками – 20.04.22, 9:43.)
Свидетельство о публикации №222042200374