ЛС87 Пушкин и творение К с тремя звездами
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Не надо искать адресата (К***) ... тема творения = Метасюжеты АСП!
это подсказал Калашников :
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Пришло Божество - Дева = Гений чистой красоты = МУЗА! есть вдохновение и упоение = будет и любовь ... но Любовь - последняя в этой ранговой цепи ...
И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Любовь в этой цепи - финишная ленточка, конечное следствие цепной реакции, ее результат!
Это Формула творческой кухни - Божество (в образе Музы) и БигБэн последствий ее явления
: Комбинация "Гений Чистой Красоты" - восхитившая Пушкина - это Изобретение Жуковского. см. Калашников С. «ЦЕЛЬ ПОЭЗИИ ПОЭЗИЯ» ОБ ОДНОМ МЕТАСЮЖЕТЕ ПУШКИНСКОЙ ЛИРИКИ. Прелесть как умно.
: умно - ибо я оч солгасен, глупо - ибо я супротив ... так устроен мир : нрав - в природе вещей (П-н) ...
: Керцелли Л.Ф. 'Мир Пушкина в его рисунках: 1820-е годы'
alex: про божество и вдохновение оч.понравилась мысль : квасно, как говорят твои внуки
: прочитал я, но не знаю, что сказать) была мысль на схожесть ситуаций:
Ленский - Ольга - Онегин и АСП - НН -Н1, но, к чему это? : а ты что хотел обсудить? гениальность Ленского? serjeo: Гениальность Евгения Гения ... Ленский - удод сентиментальности... Е.О. показал Жоржу д-Антесу единств. правильную тактику победителя на дуэли: Бей первым, Федя!
Калашников славно разобрал метасюжет АСП на примере К***:
сей знаменитый стих не имеет адресатом блудницу А.Керн:
1) стих задуман и написан задолго до встречи в 1825г; доводы: «Гений Чистой Красоты» (ГЧК) - термин заимствован у Жука, «милые черты» - это уже почти пушкино-штамп...
2) Керн никогда не была Г.Ч.К. - ни в 1819 (первая встреча эротомана с блудницей) ни, тем более, в 1825 когда Аня уже без крестика и вовсю блудница. Томашевский: Эти слова (ГЧК) опасно переносить на образ реальной А.П. Керн
3) отношение АСП к А.П. известно из письма С. Соболевскому в 1828 = уеб
4) во всех смыслах - встречи и ночной секс на скамейке никак не были для АСП чудным мгновением. Еще вопрос зачем кто кем и как овладел.
Послание К*** обращено к Божеству = Музе!
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Любовь в самом конце цепочки инъекции и божественной протекции - как десерт, но после божественного творчества, любовь = функция божественного вдохновения - сопутствующий товар или бонус при условии творческого успеха... Б.В. Томашевский отмечает: «Слова “гений чистой красоты” так же опасно переносить на образ реальной А.П. Керн, как и комплиментарные слова Пушкина, о которых она пишет в своих воспоминаниях": Многие исследователи, в частности Н.И. Черняев в начале ХХ в., а вслед за ним полстолетия спустя и В.В. Виноградов, ошибочно полагают, что фраза «гений чистой красоты» появляется у Жуковского в готовом виде в стихотворении 1821 года «Лалла Рук». На самом деле формула «гений чистой красоты» создается у Жуковского все-таки в два этапа и в том виде, в каком ее использует Пушкин, возникает далеко не сразу. В «Лалле Рук» говорится: «Ах! Не с нами обитает /Гений чистый красоты...». Грамматически эпитет «чистый» относится к существительному «гений», определяя качество дара. Думается, что для поэзии начала XIX века слово это употреблялось в значении, близком к античному: §ешш - прародитель. Гений - это персонификация каких-либо внутренних свойств, в данном случае - личных творческих способностей и нравственного достоинства (то же, что и Муза); это покровитель дара, соотносимый с ангелом-хранителем или ангелом-утешителем (см., например, у Баратынского: «Болезный дух врачует песнопе- нье...»).
В поэтической фразеологии романтизма происходит метафорическое уподобление греческого, римского и собственно христианского понятий: муза - покровительница песнопений (шире - одного из родов искусства), гений - хранитель дара, ангел-хранитель - носитель божественного начала. «Гений чистый», следовательно, - образ совершенства самого божественного дара и его высшей нравственной природы. Тема нравственного величия гения поэзии заимствована В.А. Жуковским, как представляется, из Ф.-В. Шеллинга и творчески переработана им в стихотв. 1819 г.«К мимо пролетавшему знакомому гению». Вполне понятно, почему А.С. Пушкин высоко ценил это произведение Жуковского и сетовал, что оно не было включено в собрание сочинений поэта 1824 г.
: В усовершенствованном виде формула «гений чистой красоты» появится 3 года спустя в стихотворении «Я Музу юную, бывало...»: «И жизни лучшие цветы, - / Кладу на твой алтарь священный, / О Гений чистой красоты!». Теперь грамматически актуализирована зависимость эпитета «чистой» от существительного «красоты», что ведет к существенному перераспределению смысла в пределах поэтической формулы. Если в первом случае под красотой может пониматься и внешность, и сфера любви или дружбы, то во втором варианте - прекрасное как таковое, искусство вообще и поэзия в частности!
: ...мы получим безымянный образ прекрасного, о котором говорит поэт в последней, выпущенной при изданиях после 1827 года, строфе. Пушкин, заметим, свое стихотворенье тоже лишает именованья.
: Таким образом, в стихотворении 1824 путем семантического наложения одного значения на другое, в пределах грамматической конструкции, идентичной по структуре фразе из стихотворения 1821 года, достигается своеобразный стереоскопический эффект: «гений чистый красоты» и «гений чистой красоты» совмещаются в рамках одной поэтической формулы «нераздельно и неслиянно».
: Главная тема его (АСП) элегических медитаций в это время - самая сущность поэзии.
: Пушкин создает тот метафизический язык, которого так не доставало русской поэзии, - язык саморефлексии стихотворного текста, передающего запредельную сущность поэзии.
Она-то и становится главным адресатом его безымянного послания.
Ре-изюм таков:
Адресат стих-я К*** АСП - Муза Поэзии: а никакая ни А.Крен. АСП обронил листок с записью К*** и растерялся - Керн его прихватизировала и…бог весть что о себе возомнила. Бабы-дамы всегда его надували. Он был «кубистом» = невезучим в кубе = в картах, в любви …
Свидетельство о публикации №222042200441