Мысли

               
                (рассуждения не ко времени)

    Тишина. Стреляет искорками папироса при затяжке. Вдох – и приятный ароматный дым распирает моё самолюбие. Выдох – тугая струя сизо-прозрачного дыма летит и растворяется в комнате. Сквозняк из приоткрытой форточки смешивает пласты дыма и мысли. Из дыма получается непрочная симпатичная фантастико-футуристическая картина. А мысли выстраиваются в стройно-изломанный ряд.
    Мысли, мысли, мысли… Они крутятся в голове, как по заказу извлекаемые из кладовых ума: «Лес рубят, щепки летят», «На то и щука в пруду, чтобы карась не дремал», «Слышал звон да не знаешь, где он», «Каков хозяин, таков и пёс», «Красна изба не углами, красна изба пирогами», «Не всё то золото, что блестит», «С миру по нитке – голому рубашка». С миру по нитке? С миру? По нитке? На что ему – голому – рубашка, коли ему – голому – и так хорошо. А если – не хорошо, то как? Худо? Зябко? Холодно? А коли помрёт – на миру и смерть красна? Значит, не на рубашку нитка – на саван?
    И дальше-дальше-дальше текут мысли то с шипением, то с пением, то со свистом, будто с ветром заплутали в проводах, то с журчанием, слившись с водой жизни и брызжа искрами солнечного света на каменных перекатах.
    И текут мысли, текут откуда-то, будто некий пастух гонит стадо коров, и таинственный некто хочет сказать закодированным текстом простую идею. Что хочет сказать? Что донести? Какую азбучную истину желает облачить в кружева воздушных гипербол? А мысли всё – знай себе – текут, как из кувшина бессмертия годы нескончаемые: «Собака лает, караван идёт», «Не в деньгах счастье, а в их количестве», «Человек человеку волк», «Друг познаётся в беде». А если не пришла беда, то и друг не придёт? Одни недруги вокруг со слащавыми улыбками? «Истина в вине». Сколько его выпить, чтобы узреть истину? С кем столько выпить, чтобы остаться в состоянии различать разницу между белым и чёрным? И тут как на заказ всплывает: «Моя хата с краю». Что отсюда следует? Что она на самом деле на краю села? А если она посреди поселения, всё равно с некоего гипотетического краю? Проще огородиться тыном, занавесить окна занавесками – и – что? – беда обойдёт стороной? Или на постой у тебя остановится? Или к соседу с гармошкой вечером заявится и будут песни хмельные горланить до туманной зорьки, тревожа курей в курятнике, не давая покоя псу на привязи, плюя на авторитетное мнение односельчан?
    Преграду что ли соорудить, чтобы мысли сбавили ход. Нету от них нравственного успокоения, словно намекают на некий скверный поступок. Какой именно; их за прожитые годы столько накопилось, впору самому себе кол осиновый в грудь вбить. И всё-то они – мысли – разные. Суть одна – а разные. Невесёлых почему-то больше… Грустно…
    «Откуда дровишки? Из лесу вестимо». «Каждому на Руси памятник или крест». Каждому – памятник? Каждому – крест? Где же столько памятников да крестов на всех то набраться? Леса нет – выгорел. Каменья тоже разбросали. Саженцев не высадили и жатву каменную никто начать не сподобился. Церкви опустели, школы заперты, нивы не скошены, рощи пусты…
    Снова ускорился бег… Куда же вы торопитесь, мысли? Не отмахнёшься от них, как от мух надоедливых. И за частоколом не скроешься, как от гостей не прошенных. «Не званный гость хуже татарина». Званный, выходит, лучше, коль в жуткое полнолуние, для забавы обрядившись в костюм мертвеца в окно постучится? «Стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает». Как же в наше последнее сытое время хочется стучащему бросить взамен хлеба камень!
    Вот и полночь миновала. И край неба посветлел. И вскоре заря зарумянит ланиты бодрствующих внезапным откровением и погаснет на тускнеющем мраке неба чья-то заветная звезда, мигнёт для кого-то в последний раз…

                Якутск 20 апреля 2022 г.


Рецензии
интересные мысли
прекрасный взгляд на мир
мир Вашему дому
с уважением Олег

Олег Устинов   07.07.2023 18:14     Заявить о нарушении