Г. Ф. Лавкрафт - Таинственные произведения У. Х. Х
H. P. Lovecraft: The Weird Work of William Hope Hodgson
Произведения Уильяма Хоупа Ходжсона, отличающиеся довольно неровным стилистическим качеством, но обладающие огромной редкой силой в его намеках на скрытые миры и существ, скрывающихся за обыденной поверхностью жизни, сегодня известны гораздо меньше, чем они того заслуживают. Несмотря на склонность к традиционно сентиментальным представлениям о вселенной и об отношении человека к ней и себе подобным, мистер Ходжсон, пожалуй, уступает только Алджернону Блэквуду в серьезном подходе к нереальности. Немногие могут сравниться с ним в предсказании близости безымянных сил и чудовищных сущностей с помощью случайных намеков и незначительных деталей или в передаче ощущения призрачности и ненормальности в связи с местностью или зданиями.
В «Шлюпках с «Глен Кэррига» (1907) нам представлено множество зловещих чудес и проклятых неизвестных земель, с которыми столкнулись выжившие с затонувшего корабля. Нависшую тягостную угрозу в более ранних частях книги невозможно превзойти, хотя к концу все, к большому сожалению, скатывается в сторону обычного романа и приключений. Неточная и псевдоромантическая попытка воспроизвести прозу восемнадцатого века снижает общее впечатление, но действительно глубокая морская эрудиция, проявляющаяся повсюду, является компенсирующим фактором.
«Дом на границе» (1908) - возможно, величайшее из всех произведений мистера Ходжсона - рассказывает об одиноком и ненавистном доме в Ирландии, который является средоточием мерзких потусторонних сил и выдерживает осаду кощунственных гибридных аномалий из скрытой бездны внизу. Блуждания духа Рассказчика по безграничным световым годам космического пространства и кальпам вечности, а также его наблюдение за окончательным разрушением Солнечной системы образуют нечто уникальное в стандартной литературе. И везде проявляется способность автора внушать смутные, затаенные тревоги в природных декорациях. Если бы не несколько штрихов банальной сентиментальности, эта книга стала бы классикой чистейшей воды.
«Призрачные пираты» (1909), которые, по мнению мистера Ходжсона, завершают трилогию в составе с двумя ранее упомянутыми произведениями, представляют собой мощное повествование об обреченном и преследуемом призраками корабле в его последнем путешествии и об ужасных морских дьяволах (квази-человеческий аспект и, возможно, духи древних пиратов), которые осаждают его и, в конце концов, тянут навстречу неизвестной судьбе. Обладая знанием морского дела и умело подобранными намеками и случаями, наводящими на размышления о потаенных ужасах природы, эта книга временами достигает завидных вершин накала.
«Земля Ночи» (1912) - это длинная (538 стр.) повесть о бесконечно далеком будущем Земли - отстоящем на миллиарды миллиардов лет вперед после смерти Солнца. Передано довольно неуклюже, как сны человека семнадцатого века, чей разум сливается со своим будущим воплощением; и серьезно омрачено мучительной многословностью, повторением, искусственной и тошнотворно прилипчивой романтической сентиментальностью и попыткой использования архаического языка, еще более гротескного и абсурдного, чем в «Глен Кэрриге».
Принимая во внимание все недостатки, это все же одно из самых мощных произведений мрачного воображения из когда-либо написанных. Картина черной, как ночь, мертвой планеты с остатками человеческого рода, сосредоточенными в колоссальной ментальной пирамиде и осажденными чудовищными, гибридными и совершенно неведомыми силами тьмы, - это то, что ни один читатель не сможет забыть. Формы и сущности совершенно нечеловеческого и непостижимого рода - бродяги мрачного, покинутого людьми и неисследованного мира за пределами пирамиды - предполагаются и отчасти описываются с невыразимой силой; в то время как пейзаж ночной страны с ее пропастями, склонами и умирающими вулканами приобретает почти разумный ужас под легкими прикосновениями автора.
В середине книги центральная фигура отправляется на поиски, выйдя за пределы пирамиды, двигаясь через наполненные смертью земли, по которым человек не ходил вот уже миллионы лет, и в медленном, подробно описанном, повседневном движении по немыслимым лигам незапамятной черноты есть ощущение космического отчуждения, захватывающей дух тайны и ужасающего ожидания, непревзойденного во всем диапазоне литературы. Последняя четверть книги удручающе затянута, но не может испортить огромную силу всей картины в целом.
Более поздний том мистера Ходжсона «Карнаки, искатель привидений» состоит из нескольких длинных рассказов, опубликованных много лет назад в журналах. По качеству они явно располагаются ниже уровня других его книг. Здесь мы находим более или менее традиционную стандартную фигуру типа «безошибочного детектива» - потомка М. Дюпена и Шерлока Холмса и близкого родственника Джона Сайленса от Алджернона Блэквуда, - движущегося по местам и событиям, сильно омраченным атмосферой профессионального «оккультизма». Однако некоторые из эпизодов обладают неоспоримой силой и дают проблески особой гениальности, присущей автору.
1. Статья, которая вошла в другую работу автора - "Сверхъестественный ужас в литературе".
Свидетельство о публикации №222042200774