65 Раннее христианство

Пославший сына в мир на пропятие,
Святого духа нам обещающий,
Не он ли, сильный, есть достоин
Быть воспеваемым в сладких гимнах?
                (Валерий Брюсов)

- Всё-таки, каким было собственное имя Христа? Иисус или Христос? Или и то, и другое?
- Иисус, по-еврейски - Иешуа. Это имя упоминается в рукописях кумранской общины.
- А что означает Христос?
- Это - греческое имя,  означающее помазанник Божий, избранный.
- А причём тут греки?
- Дело в том, что в восточных провинциях Римской империи, где прежде всего распространилось христианство, языком, понятным людям разных национальностей,  был греческий. Вот и стали последовательность учения Иисуса из разных провинций называть его Христом. И апостол тоже греческое слово, и Евангелие, то есть добрые вести.
1. Изменения в представления о мире римских подданных во времена Империи.
Одним из самых важных событий в мире конца древности было появление новой мировой религии - христианства. Оно возникло среди части римских подданных в Iвеке нашей эры, которую и отсчитывают от Рождества Христова - условной даты рождения Иисуса Христа.
Возникновение новой религии было вызвано серьёзными изменениями в представлении людей о законах мира и образе своей жизни. Уже давно вера в старых олимпийских и других богов стала скорее дань традициям, чем безусловным признанием подлинности мифов и легенд, которые подверглись сомнения многие мыслители. 
Задание  Вспомните эллинских и римских философов и писателей, критиковавших представления традиционной религии о мире.
В то же время тяжесть жизни для бедняков, бесправие рабов, невозможность изменить такое положение (вспомните восстание Спартака)заставляли отверженных в обществе надеяться на помощь какой-то высшей силы. Распространёнными стали представления о воскресении того, что погибает,  об обновлении мира кем-то свыше, о бренности человеческой жизни и всех земных деяний перед высшим духовным началом - справедливостью,  истиной, милосердием, искуплением грехов - всего плохого.
Вопрос Как и почему эти представления отличались от представлений о человеке,  например,  в Афинах при Перикле?
Особенно распространёнными были убеждения, что придёт помощь свыше,  среди жителей потерявших самостоятельность стран,  завоёванных Римом.

2. Религиозные общины в Палестине.
В середине ХХ века на раскопках в Палестине у селения Вади-Кумран нашли священные тексты на арамейском языке, принадлежавшие членам религиозной общины рубежа нашей эры. В текстах говорится об отступлении властей от истинной веры и предстоящей борьбе сил света и тьмы, которая кончится победой светлых сил. Придерживаясь иудаизма, члены общины верили в приход на землю пророка - Мессии. Кумранские авторы упоминают имена многих проповедников, возвещающих людям истинное слово Божье,  в том числе Иешуа (Иисуса). 
Новые учения появлялись в ответ на подчинение властей Иудеи во главе с царём Иродом (умер в 4 г. до н.э.) и его наследниками Риму, - противники римского господства отошли от принятой официально иудейской религии. Постепенно из рассказов и преданий различных новых проповедников остались только Воспоминания об Иоанне Коестителе и Иисусе Христе - "Божьем помазаннике".

3. Иисус Христос и его ученики-апостолы.
По-видимому, сказания о Христе были записаны его последователями
спустя одно поколение,  и в них отразилось всё необычное, что люди объясняли приходом в мир Мессии - например,  появление в 8 г. до н.э.в небе новой яркой звезды, связываемой с Рождеством Христовым.
Задание Вспомните сказание в Евангелии о Вифлеемской звезде, рождении Иисуса и жестоком Ироде.
В Священных текстах очень немного говорится о детстве Иисуса из города Назарета в семье плотника Иосифа и Павле его взрослой деятельности. Уже тридцатилетний Иисус крестится в водах реки Иордан как последователь Иоанна Предтечи, казнённого затем правителем северной части Иудеи (крест - символ мира (четыре стороны) и смирения). Совершая чудеса и проповедуя истинное слово Божие по заповедей Моисея, Иисус собрал вокруг себя учеников. Он проповедовал равенство перед Богом бедных и богатых, разных народов.
В Иерусалиме пришедший туда в дни иудейского праздника исхода из Египта - Песах (Пасхи) Иисус был обвинений служителями-фарисеями в святотатстве, схвачен римскими властями и по приказу прокуратор Понтия Пилата распятия на кресте. О распятии Иисуса Христа при Тиберии упоминает в своих "Анналах" Тацит Зиногда высказывает ся предположения,  что это - позднейшая вставка).
Задание: Вспомните сказания о страстях (страданиях) Христа.
Ученики Христа - апостолы ("посланники"), число которых священные книги определяют как 12, проповедовал слово Иисуса из Назарета в различных странах. Павел странствовали по Македонии и Греции, Пётр основал первую христианскую общину в городе Риме, Андрей добрался до Скифии (поэтому Андрей Первозванный называется православной церковью покровителем Руси и России). Многие из первых христиан погибли во время гонения Нерона против инокомыслящих.  В целом христиан к концу I века было ещё немного, они мало выделялись среди носителей других новых религиозных и философских учений.

4. Изменения в христианском учении и его распространение.
С распространением христианства - учения Христа и его слиянии с другими учениями первоначальное представление об Иисусе как о проповеднике,  выражавшем волю Божью, сменилось признанием Христа Богом-сыном, одним из воплощений единого Творца. Мать Христа Мария стала соответственно почитаться как Матерь Божья. Распятый врагами Иисус воскрес и через пятьдесят дней вознёсся на небо. Так в христианское учение вписались представления о рождающей природе - Великой Матери, об умирающего и воскресающем боге и о воплощениях божества на земле, бытовавшие в различных религиях.
Вопросы: Вспомните, какие вы знаете мифы об умирающих и воскресающих богах. В какой восточной религии, также межнациональной,  есть представления о перерождении божеств и людей?
Христос, как учили его последователи, искупил своей своей земной жизнью грехи людей и указал им праведный путь. Праведгики после смерти должны попасть в царство, их которого когда-то Бог изгнал Адама и Еву - небесный рай, а грешники - мчаться в аду. Такое представление сложилось ко II веку н.э. (ранее загробной жизнь христиане представляли традиционно - как единое потустороннее царство).
Постепенно христианство стало привлекать всё больше жителей империи, как свободных, так и рабов.Долгое время христиане собирались в чьём-либо доме или в подземельях-катакомбах, там же они хоронили членов своих общин.Символами новой веры стали крест и в первое время рыба, плывущая по неверному морю жизни. Во главе общин стояли священники (пресвитеры), выбиравших руководителей Церкви - территориального объединения верующих в той или иной провинции.
Власти Рима до конца II века редко преследовали христиан. В дальнейшем даже бытовали представления о добром отношении к христианам со стороны Антонинов,  хотя они возникли лишь на фоне более поздних жесточайших гонений. Христиан всё же порицали и осуждали,  но наказывает чаще не за их "заблуждения", а лишь за неповиновение властям. Те, кто осуждался на казнь, стали почитаться единомышленниками как святые мученики.

5. Христианские священные книги.
В конце I-II веках окончательно сложились тексты богослужебных христианских книг. Христиане, "оторвавшиеся" от иудаизма, почитай Бога-Творца (позднее, как правило, не называя его по имени - Яхве), признавали Ветхий Завет, а в Новый Завет включили четыре Евангелия - описания земной жизни Христа, признанные правильными (от Марка, Матфея, Луки и Иоанна), "Деяния апостолов", послания апостолов и Апокалипсис - пророчество апостола Иоанна о близком конце света. Последняя книга наиболее мрачная, там предсказывается, как Бог вновь явится на землю и уничтожит неправедный мир.
Вопрос: Почему представление о конце света стало популярным в Римской империи?
Написанные на греческом языке, священные книги были понятны во многих странах. Традиционные религии со множеством богов христиане стали называть языческими (то есть национальными).
Вопрос:  Сколько ко лет прошло от поражения восстания Спартака до распятия Христа, если оно, по-видимому, произошло в 30 году нашей эры?

На полях
Рассказ о христианах в Анналах Тацита
И вот Нерон... предал изощрённейшим казням тех, кого толпа называла христианами.  Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. 

Переписка Плиния Младшего - в то время проконсула Вифинии в Малой Азии - с Траяном о христианах.

Плиний императору Траяну
Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах, поэтому я не знаю, о чём принято допрашивать и в какой мере наказывать...  Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь... Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
...Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное... Я не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.
 ...Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету.
Траян Плинию
Ты поступил правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать...

Из Апологий христианского писателя Юстина,  обращённой к Антонину Пию
Сократу никто не поверил,  что он решился умереть за учение,  напротив,  Христу, которого отчасти познал и Сократ, ибо он был и есть Слово, поверили не только философы и ученики его, но ремесленники и не образованные люди, презирая смерть.
Вопрос  Как вы понимаете утверждение о том, что Сократ отчасти познал Христа?


Рецензии