РПК в Йемене. СРТМ Фомальхаут

Продолжение. Начало - http://proza.ru/2022/04/13/977

В начале февраля закончился месяц нашей работы в Йемене. «Полёт» оказался тяжёлым судном, и не потому, что шёл первым в «цепочке», а объективно. Как доказательства проделанной работы, заменённые детали двигателей мы складывали на корме – цилиндровые втулки с трещинами, прогоревшие крышки цилиндров, изношенные поршневые кольца, клапана газораспределения.

Вторым механиком прилетел незнакомый парень  лет тридцати - Костя Лямин. Познакомились, и только я ему стал рассказывать, что мы успели отремонтировать, как неожиданно остановился дизель-генератор. В наступившей темноте и тишине стали разбираться, что произошло.

В первую очередь проверили отстой в расходной цистерне дизтоплива, нет ли в ней воды, случайно. Воды не нашли, но и топлива там почти не было! Куда же оно делось, ведь в восемь утра полный танк был? (Сигнализация по уровню топлива на СРТМ не предусмотрена). Кто-то догадался проверить пружинный клапан, служащий для заполнения топливоперекачивающего насоса и нашёл его зафиксированным в открытом положении. Кроме вахтенного Комиссарова сделать это было некому, но «разбор полётов» отложили на потом.

Попробовали заполнить расходную цистерну ручным насосом, предусмотренным как раз для таких аварийных ситуаций. Увы, он оказался неисправным. Ни я, ни Жора не догадались проверить его работоспособность раньше. Ну не ведром же топливо носить из междудонного танка?!

К счастью, «Фомальхаут» стоял уже рядом с нами, и электромеханик смог протянуть кабель с него на наш ГРЩ (главный распределительный щит). Появилась возможность и свет включить, и воду по каютам дать. Для работы кондиционера нужно было свой дизель запускать, а для этого сначала топливную цистерну заполнить. Но к обеду уже и кондишен у нас работал, и приёмо-сдача шла полным ходом.

В тот же день мы перебрались на «Фому», как звали любовно моряки свой траулер. СРТМ «Фомальхаут» производил приятное впечатление. Конечно, снаружи он, как и «Полёт», выглядел непрезентабельно, но в машинном отделении всё на «Фоме» блестело и сияло. Генераторы держали нагрузку, и насосы все работали, и компрессора, и сепараторы. И ремонтная ведомость была составлена грамотно. В ремонт шёл главный двигатель, три «вспомогача», трубопровод забортной воды, замена набивки сальника дейдвуда. Кроме Олега Абрамова, старшего механика «Фомы» из Херсона,  не вспомню сейчас никого, но это именно тот случай, когда вспоминаешь «о роли личности в истории».

Удивительно,  сколько пользы судну может принести свободный от вахты механик, у которого светлая голова и умелые руки сочетаются с желанием работать! Такое судно, как «Фома» и ремонтировать приятно.

Каждое утро начиналось у нас с короткого развода на работу в коридоре, у входа в машинное отделение, куда Борис Наумович спускался не часто. Тяжеловато это ему уже было, в машине всегда за сорок градусов. Мне он, кстати сказать, доверял и благоволил почему-то, а Жору Юркова, нашего третьего, невзлюбил и придирался к нему по любому поводу. Началось это с самого первого дня, как только стармех заметил, что Жора работает в машине в перчатках:  старые механики этого не любили.

Недели через две после приёмки «Фомальхаута» Пантелеевич первым обратил внимание, что с утра не слышно в коридоре громкого голоса стармеха.
- А куда это наш Чапаев пропал? Деда с утра никто не видел? Пойду,  проведаю, - с этими словами он постучался в каюту стармеха, открыл дверь, и через  мгновение выскочил, как ошпаренный:
 - Умер Борис Наумович! Не заходите пока, я капитану доложу!

Пантелеевич побежал к мастеру, а мы, потрясённые страшной новостью, стали вспоминать, жаловался ли стармех на сердце, кто и когда его видел его последним. Оказалось, что дней пять назад, Борис Наумович еле выполз на палубу около полуночи, запоздалые доминошники его откачали, а он их попросил помалкивать. Надеялся, что обойдётся.

За стармехом пришёл катер, а сопровождать его в морг поехал старший помощник. Ему же капитан приказал вещи покойного упаковать, Петр Пантелеевич взялся ему помогать. Мне же пришлось две недели исполнять обязанности стармеха, составлять исполнительную ремонтную ведомость, план работ в плавдоке,  вести всю документацию. Вместо Форсюка на «Фому» никого не прислали, и я даже начал думать, что не пришлют.

Доковаться пошли снова в военно-морской док в Бербере. Боцман был всё ещё не у дел, перелом заживал медленно, и его обязанности успешно исполнял Валера Банников, матрос первого класса. Мы с ним как-то на шлюпке на берег съездили, посмотреть, что из себя представляет сама Бербера. Честно говоря, вспомнить нечего,  обыкновенная рыбацкая деревушка с растянутыми для просушки сетями, раскалёнными пустынными улицами, по которым бегают дети цвета шоколада, степенно расхаживают верблюды и козы.

В док вместе с нами на этот раз поставили несколько военных катеров. Корпус чистили проверенным уже методом, заранее матросы ещё один плотик соорудили из бочек и досок, получилось три группы по очистке бортов, поэтому и машинная команда активно в работе участвовала.

На остров ездили каждый день после обеда, загорели все до черноты. Образовали две футбольные команды, на этой почве и подружился я с начальником рации Толей Мозговым и гидроакустиком Володей, фамилию которого забыл. Оба младше меня были, высокие, спортивные, так что наша команда чаще в выигрыше была.

На обратном пути в Аден ходовые испытания главного двигателя решили совместить с переходом на промысел, чтобы встретиться с СРТМ «Ромб», который был недалеко от порта. Пришвартовались лагом, перегрузили к себе немного рыбы и караката. А я зашёл к старшему механику Сергею Кирилловичу Авдеенко ознакомиться с ремонтной ведомостью.

- Присаживайся на диван, сейчас покажу все бумаги, - хозяин каюты был лет на пять-семь  старше меня и намного опытнее, в «Антарктике» работал давно.

- Проверка зазоров, раскепов, моточистка главного, форсунки - понятно. А распылители новые на форсунки есть?
- Есть-то есть, - ответил Авдеенко,- только расходовать их не будем. Пригодятся на промысле. А в подменке время есть, притрём и старые.
- Хм... Посмотрим. Как получится.
- Получится, знаю, что получится. Надо, чтобы получилось!
- А это что? Ремонт насоса забортной воды и пожарного насоса? Запчасти есть? Если нет, делать не будем.
- Будем, будем! Наварим крылатки, проточим, всё, как положено, сделаем. У нас ведь и сварщик в подменке есть, и токарь, неспроста же их посылают?
- А что это вы о подменке в первом лице говорите? Или мне послышалось?
- Не послышалось. Вот, почитай РДО главного инженера, - с этими словами Авдеенко протянул мне радиограмму: «В связи с производственной необходимостью вам надлежит остаться в Адене в составе РПК на два месяца старшим механиком для ремонта СРТМ «Ромб» и «Альциона». Ермаков».
- Теперь понятно! Что же, через неделю встретимся, Сергей Кириллович. Удачного промысла вам!

* На иллюстрации - Маленький Бен - часовая башня в Адене

** Продолжение следует - http://proza.ru/2022/05/10/705


Рецензии
...вспоминаешь «о роли личности в истории».

Да, от конкретного человека многое зависит.
Помню, в конце 90-х принимал Чупинсий леспромхоз (это на самом севере республики, у самой границы с Мурманской областью). Для последующей ликвидации принимал.
И вот захожу в Энгозеро (был у них в этом поселке мастерский участок) в РММ. А там, как ни странно, тепло. Оказалось, тамошний механик приспособил два паровозных котла (Энгозеро - небольшая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги) для отопления и мастерских, и нарядной. Как уж он с железнодорожниками договорился, что "перехватил" у них котлы от списанных паровозов, не знаю, но, скорее всего, бартером. Подкинули что-то из неучтенных лесоматериалов железнодорожникам. И очень удобно с этими котлами: они же и на дровах работают, а их в леспромхозе всегда достаточно. И люди работать в теплых помещениях могут, да и, собственно, с работой (завести двигатель, слить масло и т. п.) тоже значительно легче.А ведь никто его не заставлял с этими котлами возиться: договариваться с железнодорожниками, как-то перетаскивать на ремонтную базу, устанавливать, налаживать разводку по помещениям... Сам все сделал. Потому, как переживал за свою работу. Как говорится, "болел за дело".
И хозяйство у него было хорошо организовано. Все отдельно, на своих местах: грязная ветошь - здесь; стружка, иной отход металла - здесь; чистая ветошь - здесь; б/у запчасти , оставшиеся после ремонта, - здесь (мало ли, если совсем худо с запчастями будет, тут заварить можно, отсюда пару хороших пальцев для трака взять...).
Сколько лет прошло, а до сих пор этого человека помню. Так же, как помню свое чувство внутренней обиды: "Ну, как так получается?! Работники-то в поселке хорошие, им бы работать и работать, а я их предприятие ликвидирую"...

Константин Кучер   17.05.2022 09:49     Заявить о нарушении
Я-то уж точно не знаю, зачем и почему ликвидировали. А механик рачительный, молодец, душой за дело болел. Были такие, и немало. Спасибо, Костя.

Михаил Бортников   17.05.2022 11:59   Заявить о нарушении
Ну, ответ на эти вопросы - зачем и почему? - довольно простые. Рынок. И в его условиях главная цель любого коммерческого производства - прибыль. А леспромхоз работал в убыток. Тратил он больше, чем получал от выручки заготовленных лесоматериалов. И если в советское время этот убыток компенсировало объединение (за счет более успешно и прибыльно работающих производств), то в условиях рынка спасение утопающих... Ну, сам хорошо знаешь.
Вот и наступил такой момент, что леспромхозу и тратить стало нечего. Проел он все заработанное ранее. Подчистую проел. Вот его и ликвидировали.
Другое дело, что там не все от людей зависело. Лесосырьевая база у них была паршивая. От железки и восточнее, до самого Белого моря. Прибрежный район, естественно, топи, болота. Леса низкопродуктивные, в основном 3-5 бонитетов. И не сплошняком, а так, кусочками, до которых, в основном, можно зимой добраться, когда топи-болота замерзнут.
От границы они довольно далеко, на экспорт деловую древесину не погонишь, а наши, отечественные потребители (лесозаводы, ЦБК) и сами в 90-х на боку лежали. Рассчитывались за поставляемую им продукцию с большими задержками. Да и цену платили куда ниже экспортной. В общем, эту грустную песню можно и продолжить, но и этого, наверное, достаточно, чтобы понять: предприятие было проблемным ещё с советских времен и просто не удержалось на плаву. Потопили его штормящие рыночные воды.

Константин Кучер   17.05.2022 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.