Евреи. Черта Осёдлости

История гонений и страданий еврейского народа в рассеянии, рассказанная им самим и послужившая обоснованием учреждения Государства Израиль, общеизвестна. В том числе и факты дискриминации евреев-иудеев в Российской империи, где официально существовала т.н. Черта Осёдлости, существенно ограничивающая перемещение лиц иудейского вероисповедания с Запада на Восток. Однако эта Черта была проницаема, т.е. при соблюдении известных условий евреи могли более или менее свободно. Для этого еврею достаточно было принять крещение по православному обряду...

Конечно, соблюдение этого условия совсем не свидетельствует о свободе совести в смысле свободы выбора религии, но Российская Империя при всём своём многообразии религий была всё-таки официально православным царством, о чём открыто пелось в государственном гимне «Боже, царя храни...» Так что какие-то ограничения прав религиозных конфессий кроме православного христианства. Тем более ограничениям подвергались последователи иудаизма, которые согласно евангельской версии были  и остаются потомственно повинными в мучительной казни Иисуса римлянами. Но мы не будем углубляться в богословские подробности, а вернёмся к теме...

Итак, Черта Осёдлости евреев была введена в 1791-м г., т.е. ещё при императрице Екатерине II и де-юре просуществовала до Великой Русской революции, отменившей все ограничения по религиозному признаку.   где дозволялось селиться и торговать евреям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской Империи. Черта осёдлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа – местечки значительной части Царства Польского, части современной территории Литвы, Латвии, Молдавии, а также Украины. Исторически сложилось так, что это были самые благоприятные в природно-климатическом отношении и самые продвинутые в смысле уровня социально-экономического развития промышленные и сельскохозяйственные регионы страны. В то же время, проживание в сельской местности проживание и занятие сельским хозяйством евреям не дозволялось...

Юридическое оформление дискриминационного ограничения права евреев на расселение  правоустанавливающих документах продолжалось на протяжении ряда десятилетий.  Окончательное юридическое оформление черты оседлости сообщило «Положение об устройстве евреев» (1804), которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. К губерниям, открытым для евреев, присоединены Астраханская и Кавказская губернии (до 1835 г.). «Положение» строго предписывало всем евреям записываться в одно из «состояний»: земледельцев, фабрикантов и ремесленников, купечество, мещанство. «Положение» 1804 г. отчасти основывалось на «Мнении» сенатора Гавриила Романовича Державина (1743 - 1816) о причинах продовольственного дефицита в Белоруссии, и в значительной мере — на польских законопроектах XVII. Сам термин (первоначально «черта постоянного жительства евреев») впервые появился в 1835 г. в «Положении...»

Все сведения по теме взяты из Википедии. Они только слегка отредактированы, добавлены и уточнены. Продолжим, однако. Итак, в Российской Империи существовала дискриминация именно еврейского населения иудейского вероисповедания. И одним из способов уйти из-под всех этих ограничений было добровольное принятие крещения по православному обряду. В то же время Черта Осёдлости никогда не была абсолютно непроницаемой. Даже для тех евреев, которые не отреклись от религии предков, от веры Моисеевой. Иначе никак не объяснить те исторические факты, что в крупнейших городах Российской Империи за пределами Черты Осёдлости строились иудейские молитвенные дома – синагоги, где лица иудейского вероисповедания могли свободно молиться и просто общаться...

Вот только три исторических факта, чем мы и ограничимся. В тогдашней столице Санкт-Петербурге Синагога была построена между 1880 и 1888 гг. и освящена в декабре 1893 г. Московская хоральная синагога построена в 1891 году и открыта 01 июня 1906 г.  Первая Синагога в Ростове-на-Дону была построена в 1855 г., и это был деревянный дом. В 1863 г. был построен кирпичный молельный дом, но здание оказалось непрочным, и в 1866 г. дом был снесен. И это далеко не полный перечень исторических фактов, доказывающих проницаемость Черты Осёдлости даже для евреев-иудеев. При оценке положения евреев следует учитывать также и тот факт, что значительная часть подданных империи, в основном русских, до отмены Крепостного права в 1861 г. находились в крепостной зависимости, а после освобождения – в положении временно-обязанных...

На российских евреев Крепостное право не распространялось. Поэтому вряд ли обоснованно утверждение о каком-то сверхмерном угнетении евреев в те «проклятие царские времена». Тем более – о государственном антисемитизме при Советской власти, да ещё и с учётом того, что А. Гитлер именовал её жидо-большевицким режимом. Правда, были еврейские погромы. И именно русское слово «погром» вошло  в международный словарь, хотя гения на евреев всегда были отличительной чертой всей европейской цивилизации. Хотя о погромах евреев, как и о роли российского еврейства в русском революционном движении, в Великой Русской революции 1917-1922 гг. и порождённых ею событиях можно поговорить отдельно, но мы делать этого не будем...

Отметим только то, что в Российской Империи в российском еврействе было как минимум два ярко выраженных разнонаправленных общественно-политических течения: во-первых, интернациональное и социалистическое; во-вторых, националистическое  и сионистское. Представители первого течения прочно связывали своё будущее с Россией и созданным на её основе Советским Союзом. Это были ассимилированные (обрусевшиее)евреи, и они внесли неоценимый вклад в развитие российской, а потом и советской культуры и науки. Представители другого течения мечтали о переезде  в Палестину и о воссоздании там еврейского государства. И мечты многих из них сбылись, причём уже в Советские времена. Но это тоже – тема для отдельного обсуждения, и право на него мы оставляем другим...      

23 апреля 2021 г., 20 - 23 апреля 2022 г.

© Валентин Поляков 2022
   
   


Рецензии