Три сна

Мне кажется, человек во сне как бы пишет сам себя. Сказал Андрей.
Река угадывалась недалеким плеском воды и свежестью в духоте летней безлунной ночи. Костёр, вокруг которого расположились трое друзей, временами выхватывал темно-желтыми сполохами света из тёмных фигур лица, придавая им необычные выражения, а затем снова погружал в тень.
Вы не обращали внимания, что сновидение живёт по законам литературного текста, но в зрительном выражении? Сон подобен иероглифическому письму, где зрительные образы играют роль смысловых единиц. Не этим ли объясняется его чрезвычайная пластичность, когда сюжет без усилий меняется, выстраиваются невозможные в реальности ситуации и отношения? Я думаю, что это дневная информация упорядочивается, располагается в соответствии с лингвистикой личности, делает её текстом индивидуальности.
Да, это очень интересная мысль. Олег поворошил угли палкой, отчего искры поднялись и потухли.
Но сновидения ведь этим не исчерпываются, далеко нет. Взять хотя бы лестницу Иакова, или того же Иакова, борющегося с Богом во сне? А ведь он проснулся хромым, когда Бог во сне прикоснулся к его бедру. Часто люди видят во сне события будущего или получают предупреждения.
Да, а Менделеев, говорят, во сне увидел свою таблицу. Вмешался Константин.
Так что, дружище, твоя теория, конечно, интересна, но не охватывает всю сложность проблемы. Олег закурил от горящей веточки. А есть вообще вещи необъяснимые. Давайте мы выпьем, и я расскажу свой самый яркий и даже пророческий сон.
Коньяк был различные в стопки из нержавейки и выпит.
Константин начал свой рассказ. Приснилось мне это более 20 лет назад, но и теперь помню всё подробности. Сон перенёс меня в прекрасную долину, совершенно ровную, поросшую густой, но невысокой травой очень яркого цвета. Вообще всё было ярким, каким не может быть солнце, небо, лёгкие облачка в жизни. Ветерок приятно ласкал лицо. Я шёл без цели и на душе было светло и празднично, как никогда. Никаких забот и тревог. На этой равнине не было деревьев, ни вообще чего-то возвышающегося. Сколько я шёл, нельзя сказать, казалось, самый смысл времени изменился. Но вот я увидел древнюю могильную плиту, поросшую мхом. Мне стало любопытно, кто может быть похоронен в столь прекрасном месте. Поэтому нагнулся, очистил мох ладонями и прочел полустертуюу надпись, выбитую в камне. Это были мои имя, фамилия, отчество и год рождения. А год смерти был уже неразборчив. Как ни пытался я разглядеть его, ничего не вышло. Как вы думаете, какие чувства я испытал? Это была радость, почти ликование. На этом моменте я больше никаких подробностей не могу вспомнить. Хотя сон продолжслся. Получил он продолжение и в реальности. Как-то рассказал я его одному знакомо у. И у того внезапно открылось истолкование сна, хотя ничего подобного ранее за собой он не замечал. Он сказал мне, что я скоро изменюсь, настолько радикально, что стану совершенно новым человеком, гораздо лучшим. И знаете, через два года это произошло. В моей жизни случилось событие, также таинственное, которое действительно, сделало меня совершенно другим. Что это было, сейчас рассказывать не буду, потому что это уведёт разговор в иное русло, а меня тема сновидений очень заинтересовала.
Всё немного помолчали, осмысливая рассказ. Наконец Константин произнёс. Друзья, я предлагаю не входить в разговоре в фрейдистские русло символизма и вообще избегать избитых психоаналитических штампов. Они лишь создадут привычную жвачку копошения в содержании психического, будь то осознанного или бессознательного. Мне кажется, каждому из нас есть чем поделиться, и схватить тему сновидений со стороны... экзистенциальной, что-ли. Не знаю, насколько я правильно употребил этот термин в данном случае.
Думаю, это действительно важно. Обычно сновидения изучают в соотношении с психическим индивидуума, но я никогда не видел исследований сновидения в его отношении к сушностному, космическому или даже социальному. Олег немного помолчал. Или хотя бы к личностному, но в плане самой структуры личности. . Если пользоваться предложенной лингвистической терминологией, то сон однажды изменил положение запятой в предложении "казнить нельзя помиловать". Я расскажу один сон, который позволил мне пересмотреть своё отношение к жизни, можно сказать даже, что спас меня. Вы помните то время, когда я развёлся, потерял работу, был вынужден жить на съёмных квартирах. Фактически, я впал в тяжёлую депрессию и даже подумывал о самоубийстве. И вот снится мне сон, который весь пронизан образами, которые при пробуждении были мне совершенно ясны. Я оказался в подземном переходе, тёмном и мрачном. И почему-то никак не мог выйти наружу. А там яркое солнце, движение... Вдруг началась суматоха. Всё ожидают шествие великого царя, которое пройдёт прямо над нами. Мне нестерпимо захотелось туда, но никак не получалось. И вот сверху послышались крики, возгласы, шум ликующей толпы. Кто-то сказал рядом: Царь будет бросать золото в толпу, сюда тоже закатится. Что соберешь, то твоим и будет. И действительно, по ступеням сверху зазвенели золотые монеты. Много. Они разлетались, а люди из собирали. Я тоже начал собирать, пока не забил всё карманы. Стал сыпать за рубашку. Потом, кажется, проснулся. И так этот сон подействовал на меня, что я совершенно пересмотрел своё отношение к ситуации, в которую попал. Я стал воспринимать трудности и потери как капитал, как то, что открывает ранее неосознаваемые шансы, как то, что воспитывает тебя, закаляет, даёт уникальный опыт. Если только сможешь собрать это богатство. Я смог. Вы знаете, что успех ко мне пришёл вроде неожиданно, но это не так. Он стал прямым следствием того поворота сознания, которое произвёл во мне этот сон.
На этот раз молчание нарушил Андрей. Ваши сны, по сути, однотипны. С той лишь разницей, что один имеет пророческий характер, и наверное, показывает связь сна и того, что можно назвать судьбой личности, неким заданным курсом жизни или кармой, если хотите. Эта связь несомненна, но совершенно необъяснима без введения неких сверхчеловеческих сущностей, что уведёт в область мистики или религии, сделает, по сути дискурс беспредметным, поскольку тут потребуется уже вера в эти сущности. Второй сон показывает связь сна и структуры личности, причём сон в этом случае активно и радикально меняет её. Здесь можно много рассуждать о переходе количества в качество, но и это не объяснит столь радикальный переход от отчаянья к надежде, ведь это требует колоссальных энергетических затрат. Выходит, сны обладают своей особой энергетикой, если способны на такое. И в ваших случаях действия сна понятны и позитивны, хотя механизмы его и загадочны. Впрочем, лингвистическая аналогия проливает некий свет. Если, по Лотману, человек это текст, живущий в семиотическом пространстве культуры, образованной сложнейшим наслоением и переплетением языков, то сон как особого вида подтекст, или текст в тексте личности, вступает с ними в какие-то взаимодействия... Впрочем, тут я откровенно некомпетентен. Я же хочу рассказать о необьяснимом. О самом страшном сне в моей жизни.
Андрей помолчал, собираясь с мыслями.
Вы знаете меня как человека доброго и чувствительного. Я говорю это без стеснения, хотя вообще-то обычно застенчив. Просто сейчас особая ночь и особый разговор. Способность к эмпатии развита во мне чрезвычайно. Отчасти поэтому я зачастую сторонюсь людей. Я чувствую их... как бы точнее выразится... эмоциональный фон. Как частично свой. Мне больно чужой болью и радостно чужой радостью. Прям князь Мышкин какой-то. Хотя и не до такой степени. Или Христос Ницше... Ну да ладно. Так вот, Как-то во сне я прожил целую жизнь. Слыхали про такое?
Друзья закивали головами.
Внутри самого сна не было ничего из рода обычных ужасов сновидений, но и сейчас меня пробирает волна ужаса и отвращения... Не было ничего, что не могло бы произойти в реальности. Это был прожитый мной отрезок жизни длиной в 10 лет. Со всеми мельчайшими подробностями. Сцена этой жизни состояла из комбинации реальных сцен и мест, где я жил.. Но только с одной разницей. Я как бы включился в течение жизни на этапе зрелости, когда целеустремлённый и способный человек начинает пожинать успех прошлых усилий. Я вполне естественно осознавал себя внутри сложной и непростой, но вполне успешной жизни человека лет под 40. Я не буду описывать подробности, они не важны. Скажу только что я претендовал на позицию топ-менеджера в крупной международной компании. И на пути моём неподъёмной глыбой стояли два человека. Это сцена. Но важнее другое. Моя личность. Я стал социопатом. Дело в том, что во сне я почти утратил способность к эмпатии. Чужие страдания для меня ничего не значили. Люди были лишь объектами приложения сил. Как шестерёнки. Но это не самое страшное. Я был ещё и психопатом, то есть моральные страдания были мне неизвестны, равно как и радости, равно как и стыд. Ну, почти. Я был совершенно уверен в своей нормальности, потому что был таким с рождения, а интеллект мой намного превышал средний уровень. Я научился с детства имитировать эмоции, потому что этого от меня требовал социум, но в глубине души считал это ритуалами, необходимыми для социального взаимодействия, как, например, отдание чести в армии.
Да. Так вот, два человека стояли на моём пути к успеху. И единственным способом их устранения было убийство. У меня была семья. Жена и две дочери. Мной они воспринимались как обязателтное условие успеха и комфорта, но не более того. Не вдаваясь в подробности, скажу, что использовал семью для того, чтобы создать ситуацию, когда я смог лично убить двух моих оппонентов. Одного задушил, второго зарезал. Быстро и эффективно. Тела спрятал столь надёжно, что никто никогда найти их не сможет, как мне казалось. Но, к сожалению, для осуществления убийства пришлось посвятить в планы лучшего друга. Он со мной вместе получал выгоды от этого убийства, что гарантировало его молчание. Другими словами, всё удалось. Я получил желаемую должность, перешёл в высшую социальную страту. И жил так 10 лет. Во сне это была по моим меркам счастливая и насыщенная жизнь. Дру г исчез из поля зрения, а я забыл об убийствах.
Но однажды всё изменилось. Мне стало известно, что нашли один труп. И стало ясно что я недостаточно обеспечил своё алиби. В жизнь пришёл не страх, я на него был не способен, а свербящее предчуствие, что прежняя комфортная жизнь может закончиться. Я понял что скоро полиция выйдет на моего друга, а он расколется. Нужно его убрать. Что я и сделал, умело и хладнокровно. Но всё равно, следствие продолжалось. Круг сужался. Следователь как будто шёл по моим следам, чувствовал меня. И вот настал момент, когда я понял, что ещё один шаг, и я пойман. И тогда я повесился. Я слишком привык к роскоши. Зачем мне жить, если этого нет? Какая, в сущности, разница, жить, или нет? Но лучше жить комфортно. А если это невозможно, то зачем? Да, успех понятие относительное. Как комфорт. Но чего я лишаюсь, отказываясь от жизни, лишённой этого социально обусловленного символа? Ничего. Это была моя последняя мысль уже в петле. И первая при пробуждении.
Проснувшись, я помнил сон до мельчайшей детали. Помнил убийства и самоубийство. Но не это внушало ужас, а память о том, какой я был во сне. Эмпат столкнулся лицом к лицу с социопатом, и понял, что один из них жить не может. Это высшая степень ужаса - смотреть в себя иного...
Но я жив. Он мёртв. Однако ужас этот и сейчас живёт во мне.
Треск костра лишь подчёркивал молчание. Наконец, Олег поднял бутылку и сказал: Други, мы засиделись и заболтались. Ещё по одной, и спать?
Всё согласились.
Показать список поделившихся


Рецензии