Лечение гордыни у мощей святителя Тихона Задонског

«Озорница…»

«Господь, как кроткий Царь, терпит бесчиния своих рабов,
не отнимает от них Своей милости,
 разными способами ищет их обращения».


Несколько лет назад, во время   паломнического путешествия  Аткарских  жителей в Задонский монастырь,  произошло  событие, удивившее  всех, кто был тогда в той поездке. 
Во время путешествия, я рассказывала паломникам,  о святителе Тихоне Задонском, о том, что завершил  святой свои дни «в смирении и простоте», про  чудеса исцеления, которые совершались в разное время от  его  нетленных мощей. Говорила  также, - о чем  особо принято молиться святителю Тихону, а именно,  о врачевании душевных недугов: депрессии, алкоголизме, помешательстве и  бесновании. (Справочник для паломников). 
Когда мы приехали в монастырь, служба уже закончилась.  И монастырский собор, вмещающий три тысячи человек, был полупустым. Наши Аткарчане  приложились  к мощам  и спокойно ходили по огромному храму. Я, как «духовно сопровождающая», следила, чтобы все было  чинно и благопристойно.
 К святыне я приложилась первая и стояла теперь посреди храма, мирно беседуя с алтарником  Василием Хоменко,  о том,  как   бы ему маслице от мощей чудотворца  получить, – бутылочку.
Такое  «послушание - наказ»,  получил он от наших  приходских «стариц»: Галины Федоровны и Таисии. 

Монах, –   инок богатырского телосложения, стоявший у мощей святителя, вдруг обернувшись к нашей группе, громко сказал: «Иди, озорница, сюда».  К себе я никак не могла отнести это приглашение.   Я, серьезная  женщина в 50 лет, - педагог, а тут «озорница».  Оглядываюсь по сторонам и  ищу, -  кого же  он приглашает так неоднозначно из присутствующих.
А монах смотрит на меня и громко говорит: «Иди, иди сюда, а  сумку оставь».
У Василия глаза  округлились,  - для него я авторитет в кубе, а тут…..
Наши   паломники глядят на меня, ничего не понимая.
Собралась  с духом и …пошла.
А подниматься  надо было, по ступенькам к мощам,- на обозрение всех присутствующих в  храме.   (В 2010 году рака была на постаменте, со ступеньками, а возле раки  грелись, или  лечились от недугов приезжие)

Тишина стала – все ждут, что с Ольгой  Васильевной  будет?  Что же  она  успела натворить? За что её монах назвал «озорницей?». 
Наверное, грех неисповедимый на душе этой «праведницы» есть, который она имеет на душе?

Служащий,  неожиданно для меня, открыл крышку  раки.
- Моему счастью  не было предела. Мелькнула  гордая мысль: - «Вот, какая мне честь оказана. Это  уж точно за то, что  я всю дорогу рассказывала  о чудесах святых Божиих угодниках. Такая мне награда  за мое усердие».
И  нагибаюсь, чтобы  приложиться к главе святителя, раз уж так повезло мне.

 Мне ???   

А монах  ладонью прижал мою  головенку к самому лику святого и придерживает.  Я затаила дыхание, не дышу и  думаю: «Отпустит, тогда вздохну».

 Но богатырская ладонь монаха, лежит на моей голове, придавливая к лику святого.  Запас воздуха закончился, значит прошло около минуты.
И страх, но не животный, а какой то священный, мне  до этого неведомый,  овладел  вдруг мной: «Мне ли, грешнице окаянной,  вдыхать от  нетленной главы того, кто при жизни  обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников?
Я, грешница,   своим  скверным лицом,  касаюсь главы  великого  молитвенника, чудотворца».

И тогда, как помню, начала  безмолвно  молиться, не открывая  своих глаз, в полной, какой - то бархатной темноте, одна на один с вечностью.  Не знаю как, но  в сознании пролетели годы детства и юности. И не просто высветились даты, а вся моя суетная  жизнь, -видение грехов, почему святые отцы и говорят, что видеть свои грехи — это выше, чем видеть Ангелов.

Сколько времени прошло?  Мне  тогда  показалось,  - вечность.  Черное бархатное покрывало на главе святителя и я, - я грешная  на ней: «Дышала, не дышала – не помню».
Монах снял свою ладонь с моей головы, опустил стекло на раке с мощами и, не глядя на меня, вышел из храма.
А я,  еще долго стояла около раки святителя, думая о происшедшем.
 И  что меня поразило - в  детстве, меня,  иначе как – «озорница» и не называли. 
Вместо имени Ольга, соседи говорили: «А,  это, озорница  сделала».

Больно режет мне память событие, когда я, катаясь  в шестилетнем возрасте на бельевой веревке, опрокинулась и головой  стукнулась о корни деревьев.
Кровь рекой лилась из раны, а кумушки  в окно из общей кухни, которое выходило во двор, кричали: «Так тебе и надо. Бог наказал тебя, озорница».
В ответ на  оскорбительные  реплики теток, сорвала, как помню, чьи ито  салфетки с веревок. Вытерла  ими, обильно льющеюся кровь, в вперемешку с грязью, и выбросила  от себя.
Обидно было: «Ну, каталась, ну 
перевернулась,  - не рассчитала, а зачем  же проклинать?».
Самое интересное, соседки ничего  не сказали матери. А её наказание  для меня, - тогда было страшней  всего.

Когда группа приехала  в Аткарск, настоятель протоиерей  Димитрий, встретил меня вопросом: «Ну, что, матушка, что ты натворила там?».

Что могла ответить я  приходскому священнику о  прикровенной тайне, - сверхъестественному соприкосновению к  Божией Тайне? 
Молчание было ему ответом: «В Божиих руках здоровье и болезнь, жизнь и смерть, страдания и их преодоление».
Святитель Тихон Задонский, призывая верующих к покаянию, часто обращался к ним со словами апостола: "О человече! или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет?" (Рим. 2, 3–4).
Патриарх Кирилл назвал святителя Тихона Задонского величайшим примером для современных людей и сказал: «Иногда люди могли и обидеть его, и сказать грубое слово, и так мало походил на владыку этот старец - затворник, который все свое время проводил в молитве и написании книг».               
Об этом неплохо бы знать тем, кто, находясь во славе и чести, даже от косвенного намека на обиду теряют присутствие духа, расстраиваются, переживают или впадают в гнев».

Белова О.В.
город Аткарск
17.09.10 год.               


Рецензии