Диалоги о религии. 38. Сила слова

38. Сила слова

– Привет, Олег!
– Нет не привет…
– Ну вот, что опять не так?
– А почему, я тебе должен всегда отвечать одинаково? Ведь это теряет свой смысл и становится штампом.
– И чем это плохо?
– Точно не знаю, но я разберусь… со временем… может быть.
– Давай попробуем вместе разобраться, я ведь тебе часто, помогала в твоих рассуждениях…
– Давай попробуем… В таких случаях я обычно включаю две крайности…
– Первая, это если, мы вообще не будем приветствовать друг друга, или наоборот будем это делать всегда, даже когда на минутку вышли из комнаты и вернулись…
– Молодец, Анна, идеальная основа для рассуждений готова. Продолжай…
– Ну, совсем не здороваться, вполне можно, хотя это менее «уютно», может нужно не приветствовать друг друга, а как-то по-другому, высказывать своё расположение к человеку… Возможно начинать какай-то разговор, или просто начать петь…
– А что… мне нравится… А то, сказал «привет», и как будто уже ничего больше и не должен… и даже можно больше и не разговаривать…
– А насчёт постоянного «привета», так это конечно глупо, это уже будет как у робота, запрограммированного на это…
– Вот! Это и есть та суть, которую я искал! Только не как робот, а как болван, ему сказали, что надо при встрече говорить «привет», он и старается… Это называется оболваниванием…
– Я чувствую ты опять куда-то клонишь…
– Да, конечно, я насчёт привычки людей отвечать стандартно, на многие фразы. Повторять «умные» словосочетания, придуманные кем-то, не вникая в их смысл. Часто это является своеобразным паролем, чтобы определить свой или чужой…
– Ты кажется, заблудился в своих рассуждениях, это что шпионские игры?
– А как тебе «лозунг» украинских националистов: «Слава Украине», и обязательный ответ…
– Ну это же исключение…
– Да нет, если покопаться, то их много наберётся. Помнишь, как приветствовали друг друга фашисты… да и даже в компаниях молодых людей придуманы особенные приветствия для обозначения принадлежности к особой группе…
– И?
– Это опять, признак зависимости, а иногда даже и рабства.
– Да, возможно… Ведь получается, что человек обязан, отвечать так, как от него ждут, а иначе он рискует быть отверженным, или даже пострадать…
– Да. И это особенно ярко видно в религии.
– Не поняла, там же этого нет… вроде….
– Есть! По сути, все религиозные молитвы, это те самые «ответы», которые верующие должны говорить постоянно изо дня в день…
– Но ведь они могут их не читать… В смысле… Нет я это ещё не поняла… Получается, что молитва, это та же часть идентификации верующего, как члена своего сообщества….
– Да. Читая прилюдно, молитву, и совершая другие необходимые действия, верующий не только доказывает свою причастность к сообществу, но и демонстрирует своё подчинение, законам этого сообщества…
– Я поняла… Этим он говорит: «Я свой. Я готов подчиняться и делать то что скажут»
– Да. Но парадокс в том, что все «тексты» и конечно молитвы, придуманы тысячи лет назад, и часто в них очень сомнительный текст, но людей это не коробит и даже не смущает. А ведь их писали полуграмотные люди, которые приносили жертвы богам, могли камнями забить неверного и сжигали «ведьм» на костре. Люди, которые одобряли рабство и сами владели рабами.
– Ну не скажи… многие молитвы вполне благозвучные и имеют смысл. Мне Татьяна давала книжку с текстами молитв, и я несколько прочла…
– Ты читала «новодел», это те молитвы которые уже переработали, или придумали в последние 100 лет, и их отличие от древних молитв, только в их благозвучии. Ты и сама на досуге можешь придумать десяток таких, и какой от них толк?
– Да, меня постоянно выбивают из нормального восприятия проблем, эти новые приёмы обмана…
– А ты, вообще задумывалась о том, как, какие-то тексты могут влиять на судьбу человека? Ведь человек произнося их, на что-то надеется. Хотя все знают, что это только в сказке, сказав волшебные слова можно что-то сделать…
– Как интересно! А ведь и правда, молитвы можно приравнять к волшебным заклинаниям, читаемым для исполнения своих желаний!! Нет, все верующие – это наивные дети…
– Да, я знаю только одного, признанного реальным, литературного героя, который словом мог создать то что хотел. И это конечно был не человек!


Рецензии