ЛС92 Пушкин и декабристы. Планщик Рылеев

Пушкин не был приглашен в члены  тайных обществ России, помышлявших о смене госстроя страны и замене его на республиканский. Одно время Пушкин был приглашенным и принятым и даже сделал решительные поэтические шаги, получив титул «Певец свободы». Однако после первых же неудач оппозиции  он быстро протрезвел, впал в уныние и хандру, отвернувшись от «общего дела», испугавшись  личных рисков и репрессий. 
 
С 1822 г Пушкин стал просто сторониться «опальных и падших». Для доказательства достаточно двух примеров = поведения Пушкина при скандалах при закрытии властью  лит. ж-ла Европеец и затем при разгроме ж-ла Телескоп …

В 1823 г Пушкин направил А.И. Тургеневу прокламацию «Свободы сеятель пустынный..»,  как свидетельство или расписку о благотворном самоисправлении поэта и его твердой и на сей раз надежной благонадежности для власти

 Лернер Н.О. полагает, что протрезвление и осмысление этих рисков и последовавший затем духовный  кризис  закончились тем, что поэт  приобрел «полный иммунитет к «политической заразе» (см. Лернер Н. Воронцов о Пушкине, Неизданный донос). Об этом мы толковали ранее…  как и о трехкратной попытке Пушкина оправдать свою позицию перед Пущиным  (Иваном)
 
Но все равно есть вопрос = насколько Пушкин был посвящен в идеи, цели и планы самой радикальной части тайников?  Ведь он плотно общался с вождями и активистами заговорщиков – Пестелем, Орловым, Раевским, Пущиным  …

В главе XII. «Приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» Н.Л. Гуданец в своей книге  «Певец свободы или…» с приводит такую справку на этот счет :

« … сам Пушкин признавался в письме А.А. Бестужеву от 30 ноября 1825 : «Кланяюсь планщику Рылееву, как говаривал Платов – но я право более люблю стихи без плана, чем план без стихов»

Кодовое слово «планшик»  имеет два вектора осмысления – литературный и политический

Первый относится к Рылееву-поэту -  создателю довольно редкого для русской литературы жанра – думы: в 18211-1825 он выпускал публикации «Думы» и отд сб. в 1825. Композиционно дума состоит из двух частей — жизнеописания героя и нравственного урока, который выводится из этого жизнеописания. Иными словами, в думе объединены два начала — эпическое (как у басни или гимна) и лирическое (как у элегии). Акцент делается именно на лирической составляющей, жизнеописание и мораль играют второстепенную роль.

Пушкин отмечал, что большинство дум выстраивались по единому плану. Зачин и завязка — пейзаж, местности или исторический, что подготавливает читателя к появлению героя. После путем портретной характеристики выводится герой и сразу ведет речь, из которой читатель узнает о предыстории персонажа и о его нынешнем душевном состоянии. В финале — мораль-обобщение.

 Из-за того что композиция почти всех дум была идентичной, Пушкин полушутя-полусерьезно называл Рылеева «планщиком», имея в виду холодную рациональность и творческую слабость художественного изобретения. И продолжал шутку: по мнению «нашего всего», все думы произошли от немецкого слова dumm (глупый) https://journal.learnoff.com/48392.html?media

Но вот ведь какая странность или какие «бывают странные сближения» - Пушкин уже завершил свои труды о междуцарствии в России и о роли случая в истории – Бориса Годунова и Графа Нулина, до этого он в январе откровенно беседовал с Иваном Пущиным, примчавшимся его звать в ряды заговорщиком и проскакав для этого 400 верст, нарушая все запреты власти об изоляции опального Певца Свободы…
Рис . П. Л. Бунин «Пушкин и Рылеев»

И тут в голову приходит версия :

а не был ли Пушкин посвящен Пущиным в замыслы предстоящих акций заговора и захвата тайниками власти?

Ведь одним из  проектировщиков заговора и разработчиков его планов был К. Рылеев и, таким образом, он стал планщиком – идеологом и жертвой плана бунтарских акций. Т.е. планщиком  в полит. смысле!

В этой связи фраза :  я право более люблю стихи без плана, чем план без стихов имеет второй подтекст = лучше я буду писать просто стихи и никаких планов и рисков борьбы за свободу, которую народ вовсе не заслуживает, ибо ему самодостаточны ярмо с погремушками и бич или кнут самодержавия прославленный историком Карамзиным.

Рис.Пушкина (начало 1826 г): сверху Пущин, под ним левее Дельвиг, потом пять портретов Кюхельбекера разного возраста и справа внизу Рылеев.
 
Рис. Пушкина, 1827 г Кюхельбекер и Рылеев 14 декабря 1825


Рецензии