Прикоснуться к храму

Не могу сказать, что макеты архитектурных строений, тактильные изображения лично мне помогают увидеть внутренним взором оригинал. Но всё-таки представление они формируют, поэтому считаю, что такие вещи незрячим нужны.
Недавно, побывав в храме Спаса-на-крови познакомилась с макетом храма. И красота, и грандиозность замысла, разумеется, и прикосновение во всех смыслах к искусству скульптуры и архитектуры равнодушной не оставили. Купола, колокольни, сложнейшая и красивейшая мозаика!
Внимательно рассмотрела альбомы  – обычно из-за ограничения времени нет такой возможности, а тут я полистала схемы внутренней обстановки храма, список экспозиций, выполненные шрифтом Брайля. Тоже зрительного представления не заменят, но в информационном плане работа проделана большая и важная.
Экскурсовод Дарья хорошо рассказала историю храма, описание постройки, реставрации.
Далеко не в первый раз слышала, но и сейчас поразила сцена покушения на царя Александра 2. Страшно. Хотя... По нашему времени ничего особенного. Всего-то лишь 11 раз покушались на жизнь человека, в последний - успешно. Фатально, что и на этот раз царь от первой бомбы не пострадал. Захотел посмотреть на задержанного преступника. И тогда роковую бомбу бросил Игнатий Гриневицкий.
Вспоминаю в одной из исторических книг читала, как Александр плакал после очередного покушения: «за что они охотятся за мной, как за зверем?»
Я за жизнь для всех. Мне невозможно жаль как Александра второго, так и Николая второго и всех, всех, всех, кому не дали (или не дают) пройти свой путь до конца.
На месте убийства Александра теперь стоит один из самых известных храмов в городе Спас-на-крови. И замечательно, что его делают всё более и более доступным для незрячих.
Кроме макета, мне очень запало в душу изображение покровителя города Александра Невского. Склонив голову, он молится на икону, в руках свеча. Меч лежит у ног. Оружие сейчас лишнее.
Я не очень верующая, но и мне импонирует мысль: сложить оружие и взять в руку свечу, помолиться.
Смотришь, проводишь параллели, и задумываешься. Очень глубоко задумываешься.


Рецензии