Мобилизационный плана импортозамещения

   «Враг вступает в город,
   Пленных не щадя,
   Оттого, что в кузнице
   Не было гвоздя»

Нам предстоит долгая и тяжёлая война с противником, превосходящим нас по силе, без мобилизации в этой войне нам не победить.

Стоит острейшая проблема - преодоление блокады санкционных ограничений. В стране нет ни гвоздей, ни качественного проката, ни химических реактивов для выработки бумаги не говоря уже об электронных компонентах. Нужен Чрезвычайный мобилизационный план импортозамещения, здесь предлагается конкретный алгоритм, как он может быть сделан.  Уверен, чиновники, которые принимают значимые решения или хотя бы имеют доступ к таковым, не прочитают мое предложение. Но всё же! Надеюсь, что каким то чудесным образом мысль, высказанная здесь получи воплощение.

Настоящее Предложение предназначено полномочным представителям Президента по федеральным округам и губернаторам. С этим предложением к ним могу обратиться депутаты региональных законодательных собраний, а так же руководители научных и учебных учреждений экономического и технического профиля, которых могут подвинуть на этот подвиг амбициозные сотрудники. Сегодня для них сам факт проявления инициативы есть большой плюс и окно возможностей.

Мобилизация это революция, работать и жить как прежде нельзя. Как говорил Наполеон: «Революция это 10 тысяч вакансий», вакансий для тех, кто проявят инициативу.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В сложившейся критической ситуации вызванных чрезвычайными санкционными ограничениями недружеских стран, продолжающейся специальной военной операцией на Украине и нарастанием внешних угроз нашему государству считаю возможным, актуальным и правильным разработать и осуществить Чрезвычайный мобилизационный план импортозамещения. Несомненно, эта конструктивная инициатива на местах будет поддержана Президентом.

Срок разработки Плана 3-и месяца, исполнения Плана год.

Цели Плана: максимально полно выявить, консолидировать и эффективно использовать имеющиеся возможности импортозамещения, создать задел для реализации последующих программ импортозамещения. Без Плана невозможно понять сложившуюся ситуацию и её последствия, оценить реальные возможности и выбрать правильные предметно обоснованные организационные и финансовые решения.

Сейчас требуется достижение быстрого результата, снять критическую остроту проблемы. Само собою без организационного начала Мобилизационного плана быстро решить острую проблему нехватки критически важных компонент не получится даже при наличии мер стимулирования и создания благоприятных условий. Подготовленный Правительством «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления» от 15.03.22 г. не даст быстрого результата.

В сложившейся чрезвычайной ситуации разработка Мобилизационного плана может быть выполнена по поручению Полпреда. Эта инициатива не выходит за рамки его компетенции (Положение о Полномочном представителе Президента п.6). Более того она соответствует основным задачам Полпреда: «организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации» (Положение о Полномочном представителе Президента п.5)

На основании поручения Полпреда исполнитель обращается в Областные правительства с просьбой предоставить финансирование разработки Плана, она может быть осуществлено за счет средств из резервных фондов областей как чрезвычайные расходы, направленные на преодоление последствий санкционных ограничений. В 44 ФЗ в п. 9 ч. 1 ст. 93 содержатся правила, которые регламентируют условия закупки при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Готовый Чрезвычайный мобилизационный план импортозамещения представляется Президенту.

Состав Плана:

1)Что? Корректная постановка задачи импортозамещения. Она формулируется как комплекс технологических задач, систематизированных по критерию важности, взаимосвязи и возможности быстрого решения.

2)Как? Мобилизационный план. Системная последовательность реализации проектов направленных на решение выбранных технологических задач п.1).

3)Посредством чего? Организационный и финансовый план реализации исполнения Мобилизационного плана п.2).

КАК БУДЕТ СДЕЛАН МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Необходимую для создания Пана информацию можно оперативно получить только через запросы Полпреда при наличии у разработчиков Плана соответствующих допусков. Т.о. разработчик может быть только государственный научный институт.

Разработка плана начинается с формирования номенклатуры государственно значимого импорта. Для этого на предприятия направляются запросы, с предложением указать критически важные компоненты, которые импортирует предприятие и которые как оно считает, имеют государственную значимость.

В списке предприятие указывает: наименование компонент, их назначение, годовую потребность, стоимость, код ТН ВЭД, кон ОКОНХ, который может иметь производитель, а так же отечественные аналоги и их производители если есть. При наличии аналога указываются критически важные свойства, которое у аналога отсутствуют. Если аналога нет, то предмет импорта описывается как можно более детально. Для каждой позиции четко понятно обосновывается государственная значимость.

Посредством обсуждений, к которым привлекаются эксперты, выбираются компоненты, для включения в перечень изделий, которые могу быть предметом Мобилизационного плана импортозамещения.

На следующем шаге, делается отраслевая (по изготовителю) сортировка полученной номенклатуры. Далее по каждой позиции отправляется запрос отраслевому специалисту, научному учреждению или производителю отечественного аналога. Цель запроса установить технологические компетенции необходимыми для производства данной позиции, а так же какие отечественные предприятия могут ими обладать или найти других специалистов, которые могут сообщить или уточнить требуемую информацию.

Поиск специалистов наиболее сложная задача. Для их поиска привлекаются профессиональные союзы промышленников и предпринимателей, например, Союз машиностроителей. Специалистов можно искать через публикации и отделы кадров предприятий. Может быть полезным мнение уже неработающих специалистов.
На этом этапе могут быть выявлены позиции, по которым в стране нет ни производств, ни знающих специалистов. Этот отрицательный результат имеет значение для выработки государственных решений о развитии в России соответствующих технологических компетенций.

Полученная информация тщательно прорабатывается. Требуемая импортная позиция с помощью отраслевых специалистов преобразуется в технологическую задачу для конкретного предприятия. Возможно быстрое простое решение: свести потребителя и производителя, провести обратный инжиниринг и поставить изделие в производство. Возможно, потребуются более сложное решение, тогда формируется Форсайт-проект, цель которого создание технологии и производства необходимого изделия.

Посредством Форсайт-проекта оцениваются сроки, затраты и риски, намечаются организационные решения в соответствии с этими параметрами и значимостью импортной позиции принимается решение о включение и очередности реализации Проекта в Мобилизационном плане. В План включаются только Проекты, которые могут дать результат в течение года: постановка продукции на производство или испытание опытного образца (ГОСТ Р 15.301—2016 Система разработки и постановки продукции на производство ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ).

Отдельно надо отметить важность обратного инжиниринга, а так же информации, которая может быть получена посредством промышленной разведки. В условиях экономической войны все средства хороши. Патентное право не должно быть препятствием.

После выбора проектов формируется Мобилизационный план. Форсайт-проекты выстраиваются в оптимальную системную последовательность в соответствии с возможностью исполнения, значимостью, сроками, потребностями в ресурсах и финансировании.

Для исполнения Плана предполагается создать государственное учреждение «Чрезвычайный мобилизационный комитет импортозамещения». Для оперативности он может быть создан на базе существующей структуры, например в СФО на базе МАСС (Межрегиональной ассоциации Сибирское соглашение), используя специалистов проявивших себя при разработке Мобилизационного плана. Комитет исполняет функцию государственного заказчика и совета главных специалистов, Комитет ИНИЦИИРУЕТ, организует и контролирует исполнение Проектов, включенных в мобилизационный план, отвечает перед Правительством за их успешное исполнение.

Мобилизационный план определяет обоснованную потребность в бюджетных средствах, связывая их с конкретными целями импортозамещения и сроками. Нельзя ставить при исполнении Плана коммерческих целей! Так как Российское государство является получателем совокупного результата реализации Плана. Суть этого результата Победа в войне, сокращение издержек и потерь. Включение Проекта в План является основанием для выделения бюджетных средств для его реализации, в т.ч. для выполнения рабочего проекта и НИОКР. Средства могут быть предоставлены в форме государственного заказа, субсидии, гарантии или льготного кредита.

Предложение разработал, эксперт К.К. Костиков.
e-mail: ktktkt@mail.ru; тел. 8 960 796 07 61


Рецензии