ЛС97 Пушкин и закон Выготского

Тебе - но голос музы темной
Коснется ль уха твоего?
А. С  Пушкин

С. Воложин в кн. Пушкин: идеалы и любови (Книга не для сердца - для ума) //Одесса: ООО Студия “Негоциант”, 2001//  сетует:
<<<
Все люди стихийно подпадают под действие психологического закона художественности, открытого Выготским: катарсис от столкновения противочувствий. Многие интуитивно правильно “понимают” художественный смысл произведений искусства. Только не все, далеко не все (даже прочитавшие Выготского), способны отдавать себе отчет о механизме того, как это с ними сотворил художник. Сам художник это не осознает, и иначе не бывает. Иначе можно было бы научить художественности. Другое дело - аналитики.
Вот только странно, что искусство- и литературоведы (большинство, особенно литературоведы) все никак не возьмут на вооружение закон Выготского и, по инерции, все продолжают заявлять, что имеют дело с художественными произведениями, взятыми, что называется, в лоб и продолжают цитировать якобы художественный смысл их, тогда как процитировать его невозможно: он “между строк”.
Возвращаясь к Пушкину, можно констатировать, что новый поворот в изменении его идеалов - к “общественному вольнолюбию” - произошел не под влиянием женщин: от столкновения противочувствий от стихотворения рождался катарсис на тему…
>>>

О чем , фра,  речь то?

... ни одно значительное произведение Пушкина не дает однозначных соответствий реалиям жизни. Классический пример - ХХХ строфа “Путешествия Онегина”:

Онегин никогда со мною
Не хвастал дружбой почтовою,
А я, счастливый человек,
Не переписывался ввек
Ни с кем...

В действительности, только за год жизни в Одессе Пушкин написал друзьям несколько десятков писем (до нас дошло около сорока!)...   Л. Аринштейн

Пример противо-чувствия: “бессмертный трус Гораций”. Трусил, но прославился не воином, а поэтом. В чем же катарсис, в чем художественный смысл?  Нужно знать о судьбе Горация. Образованным людям пушкинского времени это было известно. И от столкновения указанных противочувствий от стихотворения рождался катарсис на политическую тему.

Чтобы понять, надо  уметь осмыслить катарсис от столкновения противочувствий, порожденных противоречивыми элементами … столкновения противоречащих друг другу элементов, чтоб вызвать противочувствия и последующий от их аннигиляции катарсис …
Нельзя верить одному из пары противочувствий, а они всегда пара!

Она прошла, пора стихов,
Пора любви, веселых снов,
Пора сердечных вдохновений!
Восторгов краткий день протек -
И скрылась от меня вовек
Богиня тихих песнопений...
1817 - 1820

это противочувствие по Выготскому…

Не верьте ни одному из пары (всегда пары) противочувствий. Верьте тому, что является, так сказать, геометрической суммой этих разнонаправленных векторов. И сумма эта тут равна какой-то мудрости как бы американского наблюдателя. Он со стороны, спокойно рассматривает и то и другое и кивает: оба правы. Равнодействующая противочувствий от всей поэмы в целом - новая гармония.
Одесские любови были способом успокоиться, что мы и видим, осмысляя катарсис от противочувствий его потрясающих любовных стихов.

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?

II

Обращаемся к теории:

Выготский Лев. Искусство как катарсис – 1927:

всякое художественное произведение  басня, новелла, трагедия заключает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению

это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств

в форме эстетического закона выражено то верное наблюдение, что всякое произведение искусства таит внутренний разлад между содержанием и формой и что именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается

мы могли бы сказать, что основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства

благодаря этому центральному разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мы переживаем только призрачные чувства

 На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство.
Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии.
В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции.

Каково?


Рецензии