Психологическая составляющая паразитизма

В подавляющем большинстве случаев психологического паразитизма это низкий интеллектуальный потенциал человека, закрепленный генетически. Человек принципиально не согласен с тем, что он от природы (с рождения) имеет невысокий интеллект. И все его попытки существенно изменить имеющееся положение вещей заведомо обречены на неудачу. Тут, собственно, есть и еще одна очень удобная и в некотором смысле эффектная тема для высказывания вечных и безграничных претензий в адрес всех окружающих, которые в детстве и отрочестве занимались воспитанием и образованием этого «непризнанного и нераспознанного гения».

- Вот, мол, одни были слишком глупы, а другие – слишком ленивы для того, чтобы увидеть то, какой он особенно умный и одаренный человек. И в соответствии с особой мощью и специфической ценностью его способностей и талантов строить линию его воспитания и образования. Чтобы все задатки удивительной личностной и общественной ценности был и развиты  правильно и в должной степени. И уж тогда бы все, даже самые глупые и примитивные ясно и четко увидели, что он есть на самом деле.

А то, что для определения наличия не только особого, но даже самого простого и распространенного таланта нет даже самого минимального намека или косвенной предпосылки  - это сознательно остается вне рамок этого «грандиозного научного изыскания».

Второй момент, на котором, как плесень на сырости, растет психологический паразитизм – это стереотипность мышления. Человек в своей интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической деятельности опирается только на общепринятые и распространенные стереотипы. Но при этом имеет претензию на то, чтобы результаты его труда любого характера получали особенное признание. Советский человек думает о том, что «у нас каждый по-своему талантлив», а это означает, что и у него обязательно есть какой-то талант. В данном случае, не так важно в какой именно области и какой именно величины. Важно, что есть, а раз есть, то должно быть и признание этого таланта. Если же нет признания, значит вокруг меня лишь дураки и сволочи. Первые не могут оценить, вторые не хотят. Потребность в славе настолько сильно помутила сознание современного европейского человека (в нашей стране не только европейского), что многие классические добродетели, за которые прежде ценили и уважали любого человека, отошли на второй план. Причем, как в индивидуальном восприятии, так и общественном. Трудолюбие, добросовестность, интеллект, профессиональное мастерство, мудрость, достойный супруг или родитель, сотрудник или руководитель – все это, как и много другое, перестало быть престижным. Важно стало быть известным как можно более широкому кругу людей. А заслуженно или нет – это уже второй вопрос, который многих вообще не интересует.

Создание же чего-то особенного, как правило, требует творческого подхода. Но что это такое и с чем это едят – это остается для большинства тайной за семью печатями. Никто и нигде не говорит о том, что творчество, особенно истинное творчество, - это удел лишь избранных. А остальные должны, в первую очередь, добросовестно исполнять свои функциональные обязанности.

Творчество, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, требует достаточно существенной предварительной подготовительной работы. Причем 90-95 процентов этой работы, на первый взгляд, не имеет какой-либо непосредственной отдачи в ближайшее время после ее проведения. Ее результаты, если и будут проявляться, то скорее косвенно. Десятки книг по определенной тематике заявят о себя, если для этого подвернется случай. А если нет, то, по мнению большинства, будут находиться в голове человека в качестве мертвого груза. Сознательное и целенаправленное чтение книг, расширяющих кругозор – это десятки и сотни часов жизни, которые отодвинули многие другие распространенные виды отдыха и развлечений. Это жертва во имя действительно ценных вещей, ради будущих успехов и достижений.


Рецензии