64 Древний мир и племена варваров в начале н. э

Где тетива волос девичьих,
И гибкий лук в рост человека,
И стрелы дивные на перьях птичьих,
И девы бурные моего века?
        (Велимир Хлебников.  Венера и Шаман)

- Андрей, посмотри на карту. Что на ней раскрашено в яркие цвета, а что осталось бледным?
- Ярко окрашены древние государства.  А бедным цветом показана территория, где их не было. Но какая же она большая! И там всё ещё оставались первобытные люди...
- Дикие варвары, как говорили греки и римляне. Такое же обозначение было и у китайцев - сы, и у индийцев - млеччха.
- И всё-таки, Схолий, варвар  - обидное слово или нет?
- Свой нынешний смысл - невежественный разрушитель - это слово приобрело лишь в период падения Рима. Конечно, с самого начала в слове варвар было пренебрежение к народам, стоящих вне культуры цивилизованных государств или живущим на их окраинах.   Варвары могли стать уважаемым людьми лишь при усвоения ими эллинской, римской или китайской культуры...
- Как Анахарсис,например. Или Траян.
- И между тем мир варваров действительно был огромен,  и не мог не влиять на мир древних государств, как и наоборот. В пространстве варварского мира оставалась и территория современной России.
- Кроме побережья Чёрного и Азовского моря.
1. Мир варваров.
За пределами древних государств, или, как иногда говорят учёные, древней ойкумены (по-греческий - обозримый мир)лежали огромные пространства Средней,  Северной и Восточной Европы, северной части Азии, пустынных районов Аравии и Сахары,  плоскогорий Тибета, где люди продолжали в основном жить по законам первобытного общества. Впрочем,  к первым векам нашей эры многое в их жизни менялось. Этому способствовали и дальнейшее распространение железных орудий, и приток товаров из культурных стран, и просто последовательное освоение той или иной территории. У многих варваров (будем употреблять это обозначение образованных древних авторов) выделились знатные люди во главе с вождями. Лишь на Крайнем Севере и в трудно доступных горных и лесных районах сохранялись общество, жившее в условиях,  близких к каменному веку.
Задание Найдите на карте районы,  притягивавшие к себе торговлю древних государств - янтарное море,  золотые горы, леса с пушным зверем (бассейн реки Камы).
2. На европейских границах Рима.
Часть "варварских" племён оказалась на границах Римской империи: бритты и скотты в Британии, северофракийские и североиллирийские племена в бассейне Дуная. Их быт подвергся значительному римскому влиянию. Так, бритты позаимствовали некоторые римские обряды и обычаи; на жизнь даков за Дунаем оказали большое воздействие многочисленные римские поселенцы. И всё же пограничные "варвары" сохраняли племенной строй.
Верховное правление у кельтских племён принадлежало жрецам-друидам. Друиды установили почитание нескольких сотен божеств. Известен календарь друидов, в котором годы и месяцы получили название по определённым деревьям.
Кельтские племена, сохранившие независимость, по примеру римлян стали строить для защиты высокие валы и стены. Наиболее стабильно кельты жили в лишь слабо связанной с окружающим миром Ирландии(римляне называли остров Гибернией). В III веке вождь ирландцев Кормак объединил бОльшую часть островитян.
К началу нашей эры относятся эпические песни о богах и героях кельтских сказителей - бардов: скотта Оссиана и ирландца Финна.
Среди фракийских племён более южные давно восприняли греческое влияние и занимались земледелием. В долине Дуная(Данувия) жили геты, сохранявшие выборных вождей и иногда возобновлявшие военные набеги на соседей. Близкими гетам по происхождению и языку считают даков, с трудом покорённых Траяном. Их вожди жили в построенных в горах каменных замках. Часть даков отказалась подчиняться Риму и переселилась в Карпаты.
В римские войска часто набирались имевшие хорошие навыки воины из кельтов и северобалканских племён. Как правило, они направлялись далеко от родных земель - чаще всего на границы с Парфией.
Задание: Покажите на карте области расселения кельтских и фракийских племён. Назовите племена, платившие дань Риму вне границ империи.

3. Германские племена.
Севернее Альп и восточнее Рейна(Ренуса) начинались области, заселённые германскими племенами. об их жизни мы знаем по произведениям Цезаря и Тацита. Юго-западная часть Германии(верхнее течение Рейна и Дуная) была включена в римский пограничный лимес. Подчинённые римлянам германцы также использовались как военная сила. Часто римские власти сами назначали пограничным племенам вождей. Силой римлянам удалось подчинить и батавов в устье Рейна - предков голландцев.
Севернее и восточнее жили независимые германцы, разбившие римлян в Тевтобургском лесу. Среди нихт выделялись херуски, квады, маркоманны. Всё же и эти племена часто откупались от Рима данью и дружбой вождей. Между тем жизнь германцев за первые два века нашей эры существенно изменилась. Повысилась роль вождей-конунгов, место родовой общины заняла семейная. Семьи зажиточных соплеменников имели домашних рабов, их главы играли решающую роль на народном собрании - тинге, постоянно собиралось в случае войны племенное ополчение.
Также очень существенную роль у германцев играли жрецы. Верховным божеством стал Вотан - бог ветра и огня, символ грозной власти и военной силы. У римлян германцы переняли названия дней семидневной недели, посвятив их своим богам Солнца, Луны, а также Тиу - богу неба, Вотану, Донару - богу грозы и Фрейе - богине плодородия, любви и семьи. Местом поклонения богам были холмы, подножие отдельно стоящих деревьев. Сохранялись человеческие жертвы.
Земледелие кормило только тех германцев, которые жили в долинах рек. Жители лесов и болотистых местностей придавали большое значение скотоводству, а также охоте. На языках германской группы говорили племена Ютландского полуострова - юты и англы и Скандинавского полуострова - готы и свионы. Так, боги Донар и Вотан у них назывались Тор и Один. У этих племён, кроме готов, ещё сохранялось родовое равенство.
Задание: Назовите современные государства, на территории которых жили древние германские племена. Если вы изучаете немецкий или английский язык, вспомните названия на них дней недели и установите слова, произошедшие от "конунг" - вождь.

4. Славяне и балты.
Севернее Карпатских гор и восточнее территории, занятой германскими племенами, расселялись славянские племена. Тацит, Птолемей и другие учёные Римской империи лишь очень коротко упоминают о славянах, чаще всего называя их венедами. Из отдельных племён имеются указания о хорватах в Восточных Карпатах (названия "хорваты" и "Карпаты", возможно, общего происхождения), "булонах"(поляках) в долине Вислы. Восточные славяне, видимо, назывались тогда антами, у отдельных античных авторов имеются упоминания о племенах будинов(возможно, бужан), саваров(возможно, северян?) и карвонов (кривичей?). Эти же племена упоминаются в рассказах о древних славянах в "Повести временных лет" - первой русской летописи.
У славян также усиливалась власть вождей и военная подготовка общинников - люди со славянскими именами служили во II-III веках в римских причерноморских гарнизонах. Среди древнейших богов славян следует назвать Мокошь или Нередь - богиню земли, Сварога - покровителя неба и вождей, Перуна - бога грозы. Дела управления внутри племён были в руках жрецов -волхвов или кудесников.
Славяне в первые века нашей эры постепенно продвигались к Чёрному морю и в верховья Днепра и Оки. Их соседями на берегах янтарного Балтийского("белого", Бельтского или Венедского у римлян) моря были близкие по языкам племена балтов - предки литовцев и латышей. Севернее жили, по Тациту, эстии (эстонцы) и феннии(финны).
Задание: По карте определите, на территории каких современных государств жили древние славяне в I-II в.в.

5. Племена Поволжья,  Приуралья, Центральной Азии и Сибири.
Племена "варваров", расселившиеся восточнее Чёрного моря, взаимодействовали с державами Востока так же, как кельты, германцы, славяне и их соседи - с Римской державой. Согласно письменным источникам, торговый путь вверх по Волге(Ра) проходил через земли кочевников-сарматов в страну, населённую лестными племенами охотников за пушным зверем. Имеются в виду финно-угорские племена. В III веке среди них уже выделялись мордва и меря в Верхнем Поволжье(восточнее современной Москвы).
Со II века н.э. через южное Приуралье к Каспийскому морю проникают кочевые тюрк-монгольские племена, известные в китайских источниках как гунны(хунну) и усуни. "Варварские" соседи Китая и Кушанского царства то частично подчинялись соседним государствам и платили им дань, то освобождались от зависимости и сами начинали тревожить набегами плодородные земли. Во II веке н.э. вождь Таншихай объединил племена, известные, как сяньби. Этот военный союз стал противостоять державе Хань.
Большинство кочевников Центральной Азии поклонялись верховному божеству Тенгри - богу неба и грозы с молниями-стрелами в колчане. Жрецов-колдунов тюрко-монгольских народов называют шаманами.
К северу от степных кочевников, в долине Енисея, на рубеже нашей эры жили динлины, выделяющиеся, по китайским источникам, среди соседей европейской внешностью. В дальнейшем с ними смешиваются соседние племена - предки хакасов. В начале нашей эры происходит передвижение северных племён алтайской языковой семьи в долину Амура: там поселяются тунгусо-маньчжурские племена, родственные эвенкам.
Задание: Также определите, на  территории каких государств в начале нашей эры жили тюрко-монгольские племена.
Вопросы: Что общего было в жизни племён, которым посвящён этот параграф? Объясните кажущееся противоречие: Тацит писал, сто "нет народа более гостеприимного", чем германцы. Степные кочевники считали высшим оскорблением обнажить меч на гостей. В то же время во время военных набегов "варвары" проявляли большУю жестокость, приносили в жертву головы врагов. Как это уживалось?

На полях
Юлий Цезарь и Тацит о германцах
Из "Записок о Галльской войне" Цезаря
  Нра­вы гер­ман­цев во мно­гом отли­ча­ют­ся от галль­ских нра­вов: у них нет дру­идов для заведы­ва­ния бого­слу­же­ни­ем, и они мало при­да­ют зна­че­ния жерт­во­при­но­ше­ни­ям. Они веру­ют толь­ко в таких богов, кото­рых они видят и кото­рые им явно помо­га­ют, — имен­но: в солн­це, Вул­ка­на и луну; об осталь­ных богах они не зна­ют и по слу­ху. Вся жизнь их про­хо­дит в охо­те и в воен­ных заня­ти­ях: они с дет­ства при­уча­ют­ся к тру­ду и к суро­вой жиз­ни. Чем доль­ше моло­дые люди сохра­ня­ют цело­муд­рие, тем боль­ше им сла­вы у сво­их: по их мне­нию, это уве­ли­чи­ва­ет рост и укреп­ля­ет мускуль­ную силу; знать до два­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та, что такое жен­щи­на, они счи­та­ют вели­чай­шим позо­ром. Одна­ко это и не скры­ва­ет­ся, так как оба пола вме­сте купа­ют­ся в реках и оде­ва­ют­ся в шку­ры или неболь­шие меха, кото­рые остав­ля­ют зна­чи­тель­ную часть тела голой.
  Зем­леде­ли­ем они зани­ма­ют­ся мало; их пища состо­ит, глав­ным обра­зом, из моло­ка, сыра и мяса. Ни у кого из них нет опре­де­лен­ных земель­ных участ­ков и вооб­ще земель­ной соб­ст­вен­но­сти; но вла­сти и кня­зья каж­дый год наде­ля­ют зем­лей, насколь­ко и где най­дут нуж­ным, роды и объ­еди­нив­ши­е­ся сою­зы род­ст­вен­ни­ков, а через год застав­ля­ют их пере­хо­дить на дру­гое место.

Из работы Тацита "Германия"
  Царей германцы выбирают по знатности, а военачальников;—;по доблести. [При этом] у королей нет неограниченной или произвольной власти, а вожди главенствуют скорее [тем, что являются] примером, чем на основании права приказывать, тем, что они смелы, выделяются [в бою], сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется никому, кроме жрецов...
  У [германских] племен существует обычай, чтобы все добровольно приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов; это принимается как почетный дар, но в то же время служит для удовлетворения потребностей...
  Земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников, и вскоре они делят ее между собой по достоинству дележ облегчается обширностью земельной площади: они каждый год меняют пашню, и [все-таки] еще остается [свободное] поле...
Вопрос: Какие изменения произошли в жизни германцев за 150 лет, прошедших от Цезаря до Тацита?

Тацит о славянах (венедах)
Венеты многое усвоили из [сарматских] нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и фенами. Однако они скорее должны быть отнесены к германцам, поскольку и дома строят, и носят [большие] щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты – это все отличает их от сарматов, живущих в повозке и на коне.

Китайские авторы о динлинах
… (Они)переезжают с места на место в зависимости от наличия воды и травы, одеваются в кожи, едят мясо, имеют такой же крупный рогатый скот, овец и прочих домашних животных, как и жуаньжуани, только колёса их повозок высокие, с очень большим количеством спиц...
 ...Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое. Осенью следующего года, когда лошади зажиреют, снова посещают место, где гремел гром, закапывают там в землю чёрного барана, разводят огонь, вынимают [из ножен] кинжалы, а шаманки произносят заклинания, подобно тому как молятся в Срединном государстве, чтобы отвратить несчастье. [В это же время] группы мужчин скачут вокруг на лошадях и, сделав 100 кругов, останавливаются. Затем люди, держащие в руках пучки ивы или кустарника, ставят их [в землю] кругами и поливают кислым молоком...


Рецензии