Дракон

Вдруг вспомнился Е. Шварц, его пьеса «Дракон»… Замечательная пьеса, знаменитая…

Писал он её в 1942 г., в эвакуации, изгнанный войной из собственного дома, запертый в провинции. Зато потом его творение триумфально обошло весь мир – пьесу ставили в Германии, Франции, Польше, Литве, многих странах Восточной Европы и даже Австралии. Ставили и у нас. Сначала запрещали, но лет через 20 запреты постепенно отменили: как-никак оттепель, борьба за мир, права человека, всё такое… А тут сказка, антивоенная, антифашистская. В ней даже отголоски античного мифа о Персее и нашей легенды о Георгии Победоносце слышатся… Пущай живёт!

И вот уже минуло 80 лет, а сказка живёт, не стареет. Сменяются поколения, но каждое находит в ней что-то своё.
Казалось бы, ничего там особенного, нового: ну захватил дракон город, ну запугал, истощил, ну рыцарь-освободитель пришёл и, как водится, победил зло... А вот поди ж ты…

        В качестве иллюстрации авторского стиля приведу лишь фрагмент решающего боя рыцаря Ланцелота и Дракона.

        ………………………………

        Мальчик. Мама, от кого дракон удирает по всему небу?
        Все. Тссс

        1-й горожанин. Он не удирает, мальчик, он маневрирует.
        Мальчик. А почему он поджал хвост?
        Все. Тссс!

        1-й горожанин. Хвост поджат по заранее обдуманному плану, мальчик.

        1-я горожанка. Подумать только! Воина идет уже целых шесть минут, а конца ей еще не видно. Все так
        взволнованы, даже простые торговки подняли цены на молоко втрое.
        2-я горожанка. Ах, что там торговки По дороге сюда мы увидели зрелище, леденящее душу. Сахар и
        сливочное масло, бледные как смерть, неслись из магазинов на склады. Ужасно нервные продукты. 
        Как услышат шум боя -- так и прячутся <…>

        Мальчик (указывает на небо). Мама, мама! Он перевернулся вверх ногами. Кто-то бьет его так, что
        искры летят!
        Все. Тссс!

Гремят трубы. Выходят Генрих и бургомистр.

        Бургомистр. Слушайте приказ. Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо
        смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере
        надобности будет выпускать личный секретарь господина дракона.

        1-й горожанин. Вот это правильно.
        2-й горожанин. Давно пора.

        Мальчик. Мама, а почему вредно смотреть, как его бьют?
        Все. Тссс!

        1-я подруга Эльзы. Я забыла у Эльзы свои перчатки. Но мне все равно теперь. Я так устала от этой
        войны, что мне ничего не жалко.
        2-я подруга. Я тоже стала совершенно бесчувственная. Эльза хотела подарить мне на память свои
        новые туфли, но я и не вспоминаю о них <…>

Шум боя все ожесточеннее.

        1-й горожанин. Какие сложные маневры.
        2-й горожанин. По-моему... Нет, я ничего не скажу!
        1-й горожанин. Ничего не понимаю.

        Генрих. Слушайте коммюнике городского самоуправления. Бой близится к концу. Противник потерял
        меч. Копье его сломано <…> Господин дракон не уничтожает врага только из любви к войне. Он еще не
        насытился подвигами и не налюбовался чудесами собственной храбрости.

        1-й горожанин. Вот теперь я все понимаю.
        Мальчик. Ну, мамочка, ну смотри, ну честное слово, его кто-то лупит по шее.
        1-й горожанин. У него три шеи, мальчик.
        Мальчик. Ну вот, видите, а теперь его гонят в три шеи.
        1-й горожанин. Это обман зрения, мальчик!
        Мальчик. Вот я и говорю, что обман. Я сам часто дерусь и понимаю, кого бьют. Ой! Что это?!

        1-й горожанин. Уберите ребенка.
        2-й горожанин. Я не верю, не верю глазам своим! Врача, глазного врача мне!
        1-й горожанин. Она падает сюда. Я этого не перенесу! Не заслоняйте! Дайте взглянуть!..

Голова Дракона с грохотом валится на площадь.

        Генрих. Слушайте коммюнике городского самоуправления. Обессиленный Ланцелот потерял все и
        частично захвачен в плен.

        Мальчик. Как частично?
        Генрих. А так. Это -- военная тайна. Остальные его части беспорядочно сопротивляются. Между
        прочим, господин дракон освободил от военной службы по болезни одну свою голову, с зачислением
        ее в резерв первой очереди.

        Мальчик. А все-таки я не понимаю... <…>

        Генрих. Слушайте обзор происходящих событий. Заглавие: почему два, в сущности, больше, чем три?
        Две головы сидят на двух шеях. Получается четыре. Так. А кроме того, сидят они несокрушимо…

Вторая голова Дракона с грохотом валится на площадь

        …Обзор откладывается по техническим причинам. Слушайте коммюнике. Боевые действия
        развиваются согласно планам, составленным господином драконом.

        Мальчик И все?
        Генрих. Пока все.

        1-й горожанин. Я потерял уважение к дракону на две трети

        Генрих. Прослушайте обзор событий!
        Садовник. Отстаньте! Надоели!
        Генрих. Мало ли что! Время военное. Надо терпеть. Итак, я начинаю. ЕДИН бог, едино солнце, едина
        луна, едина голова на плечах у нашего повелителя. Иметь всего одну голову – это человечно, это
        гуманно в высшем смысле этого слова. Кроме того, это крайне удобно и в чисто военном отношении.
        Это сильно сокращает фронт. Оборонять одну голову втрое легче, чем три.

Третья голова Дракона с грохотом валится на площадь
Взрыв криков. Теперь все говорят очень громко.

        1-й горожанин. Долой дракона!
        2-й горожанин. Нас обманывали с детства!
        1-я горожанка. Как хорошо! Некого слушаться!

        ……………………


Рецензии
Фрагмент боя выписан мастерски. Карикатурная пропаганда показана как она есть. Примерно такое "коммюнике" на всех голубых экранах страны и ныне. Запуганные и запутавшиеся обыватели верят (ну, или "верят") в то, что им показывают. И шикают на "мальчиков", которые способны наблюдать объективную реальность такой, какая она есть.
Прозрение придет позже. Обыватели в определенный момент оперативно переобуются. Никто из ныне подобострастно пресмыкающихся перед драконом, после его смерти, не выйдет защищать его идеалы, дворцы и яхты. Но они будут с надеждой ждать нового дракона. И он придет. И они с визгами счастья встанут перед ним на колени. Ибо Дракон всегда в них.
Необходима дедраконофикация.
С уважением, А.Т.

Андрон Таранов   06.01.2023 09:56     Заявить о нарушении
Вы правы, Андрон. Вот и в фильме "Дракон" Ланцелот побеждает, но дракон снова и снова пытается завладеть умами людей. Потребуется ещё много времени, чтобы окончательно выдавить его из себя. "Зима будет долгой", - говорит Дракон Ланцелоту.
С уважением,

Томас Твин   06.01.2023 10:09   Заявить о нарушении
Вы, вместе со Шварцем, замечательно прозорливы. Но Дракон это что-то, чего еще можно бояться, а в нашем случае Тараканище.мерзкое вонючее насекомое.

Элла Рахманова   10.07.2023 19:53   Заявить о нарушении
В том-то и дело! Настоящие перемены наступят не тогда, когда Таракана не станет, а когда все осознают, какой же он мерзкий.
С уважением,

Томас Твин   10.07.2023 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.