Притча о блудном сыне. Особый взгляд

Данная притча была произнесена Спасителем во время Его пути в Иерусалим и приведена в Главе 15 Евангелия от Луки. Она занимает ведущее место среди других притч, в которых рассказывается о Божественной радости при возвращении к истинной вере ранее потерянных душ, причём на простых жизненных примерах. Но Притча о блудном сыне здесь имеет одну особенность. В ней максимально ярко описывается сама тема природы греха, а также покаяния. Здесь четко и ясно можно проследить тот факт, что согрешить и совершить ошибку может каждый, но покаяться и вернуться на дорогу истины никому никогда не поздно.
Что же касается толкований данной притчи, то из них, скорее всего, выстроился бы уже целый ряд её объяснений. Я в данной работе разберу только одно из них, которое впоследствии стало не менее актуальным. Это происходило уже в тот период, когда Христианство начало утверждаться в качестве мировой религии, и в неё входить стали прежде языческие народы. А это уже означает, что такая притча содержит в себе настоящий глобальный смысл. И это хорошо видно при детальном рассмотрении самой притчи.

   Лк.15:11: Ещё сказал: у некоторого человека было два сына;
Слова «ещё сказал» означают, что Иисус Христос этой притчей продолжил начатую мысль в предыдущих, простых и коротких притчах «О заблудшей овце» и «О потерянной драхме» (Лк.15,3-9), и в первую очередь о том, какую радость испытывает в себе человек, когда находит ту или иную потерю. Это душевное состояние, выраженное в земных чувствах, Спаситель образно выражает уже как небесную радость у Ангелов Божиих об обретении каждого раскаивающегося грешника (Лк.15,10). «Некоторый человек» - это в нашем случае есть Господь Бог, а два сына олицетворяют собой два разных народа. Один из них – старший сын – означает Богом избранный народ Израиля (Исх.4,22), а второй – младший – языческие племена. Мы так можем утверждать, потому что Бог есть создатель всех народов, ибо как писал апостол: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников» (Рим.3,29).

Лк.15:12: и сказал младший из них отцу: отче! дай мне достойную часть имения. И отец разделил им имение.
Титул избранного народа означал наличие наложенных на него обязанностей в целях сохранения в себе истинной веры, которая дана была ему свыше через полученные откровения, данные пророкам (Ам.3,7). Согласно Писанию сначала все люди исповедовали одну веру. Но когда Господь Бог смешал их языки, чтобы эти люди не смогли построить высокой башни в качестве символа собственной гордыни. После этого события народ разделился, и Господь рассеял людей по всей земле (Быт.11,8). Согласно притче, можно сказать, – «разделил им имение».
Младший сын получил «достойную часть имения». Слово «достойную» я взял из церковно-славянского перевода, чтобы лучше пояснить его суть. В синодальном  написано: «следующую мне».  Здесь слово «достойная» означает тот закон жизни, который был дан человечеству непосредственно при его сотворении. Как об этом сказано в Писании: «…ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,14-15). Иными словами, это то, что человеку принадлежит по его естественной природе, без чего однозначно невозможно ему было бы жить в условиях человеческого общества.

Лк.15:13: По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Отойдя, таким образом, от Господа Бога – «пошёл в дальнюю сторону», человек, тем самым, или, в нашем случае, народ, стал постепенно утрачивать свою веру в Бога. А такая утрата, когда Господь Бог уже не занимал в душе человека положенное Ему первое место (Исх.20,2-3), повлекла за собой соответствующее моральное падения этого человека:  «расточил имение своё, живя распутно».

Лк.15:14: Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
Так со временем, лишив себя прежнего духовного ориентира, человек утрачивает и те моральные принципы, которые прежде были им усвоены и соответственно соблюдаемы, то есть «он прожил всё». Следствием этого стала настоящая духовная пустота – «великий голод», что приводит человека в такое расстройство, после которого его охватывает непременное желание преодолеть это поистине тяжёлое душевное состояние, то есть «он начал нуждаться».

Лк.15:15: и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
«Пристал к одному из жителей» означает, что этот же человек поверил в  одного из языческих богов, и начал поклоняться ему. Учитывая, что язычники приносят жертвы «бесам, а не Богу» (1Кор.10,20), человек в результате этого попадает в нечистую среду – «пасти свиней», то есть приобщает себя тем самым к таким же язычникам. Свинья, как мы знаем, согласно Закону Моисееву относится к нечистым животным (Лев.11,7).

Лк.15:16: и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
«Наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи» значит полностью уподобиться в итоге этим животным. Иными словами, стать настоящим язычником. И не просто стать, но и опуститься там полностью в своём духовном развитии.

Лк.15:17: Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
Измучив себя духовным голодом, человек вновь начинает понимать, что есть Бог, Тот, Кто сотворил небо и землю, и самого человека, есть вера и та Божественная благодать, которую получает человек согласно вере в истинного Бога. Как сказано в притче: «избыточествуют хлебом».

Лк.15:18: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
   Лк.15:19: и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
После осознания собственной ошибки человек выбирает единственный в данной ситуации выход. Человек вновь решает вернуться к истинному Богу, принеся при этом искреннее раскаяние о своём прежнем отпадении от веры в Него. При этом звучат ключевые слова такого покаяния: «я согрешил против неба и пред тобою». Именно это выражение нам даёт право утверждать, что речь здесь идёт о глобальном смысле покаяния, что и заключено в словах «против неба». В сущности это можно понимать так: «Отступил я от Тебя, Господи, и от веры в Твою истину». Человек считает, что он уже не может после всего этого духовно уже причислять себя к детям Божиим, и может быть принятым Господом, фактически, только в качестве раба. Прежнее состояние, то есть просить причислить себя к сынам Божиим, он посчитал уже недостойным.

Лк.15:20: Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
«Встал» - значит, преобразился духом. «Пошёл к отцу своему» - решил вернуться к вере в Бога. Но Господь Бог знает наперёд намерения своих созданий. Как сказано в Писании: «С небес презирает Господь, видит всех сынов человеческих» (Пс.32,13). Он знает, что дети, или Его создания, после того как сумели осознать свою ошибку, то идут к Нему с искренним покаянием. Господь Бог всегда с радостью встречает таковых, потому что Он «Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его до тысячи родов (Втор.7,9). И эта радость сразу проявляется при такой вот встрече.

Лк.15:21: Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
Раз человек решил совершить своё покаяние, значит, ему надлежит это сделать. И Господь этого покаяния всегда от нас ждёт. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» (1Ин.1,9). Примерно также, когда Господь  ранее ждал покаяния от Адама сразу после его грехопадения, когда Он звал его: «Адам, где ты?» (Быт.3,9). Но тогда покаяния, увы, не последовало, и первый человек был изгнан из рая. А вот теперь снова рождается надежда возвращения к Богу.

Лк.15:22: А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
Рабы – это служители Господни. Одни понимают под ними ангелов, другие – священников. Одеться в новую одежду – принять новую веру, в некоторых толкованиях – крещение. Перстень на руку – получить дар Святого Духа, возможно, через миропомазание, а обувь на ноги – обрести опору в истинной религии.

Лк.15:23: и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
Заколоть телёнка – иногда толкуется как жертвоприношение, поскольку кровь жертвы нельзя было проливать не перед жилищем Господним (Лев.17,4), как назывался в Писании храм. Некоторые толкователи видят в этом акте крестную смерть Спасителя, означающая общее искупление грехов. «Станем есть и веселиться» - толкуют часто как таинство причащения или евхаристию, в общем плане – как вечерю Господню.

Лк.15:24: ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться.
Сначала народ утратил истинную веру – «был мёртв», осознал эту ошибку – «ожил», и снова вернулся к своему Господу – «нашёлся». «И начали веселиться» - Господь Бог принял раскаявшегося грешника снова к Себе, или произошло соединение с ним через причастие. Как писал пророк: «Народ, идущий во тьме, увидел великий свет; на живущих в стране смертной тени воссиял свет» (Ис.9,2).

Лк.15:25: Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
Лк.15:26: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Лк.15:27: Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Лк.15:28: Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
В этих стихах описывается поведение старшего сына, а в нашем варианте толкования – народа Израиля. «Был на поле» может означать, что прежде народ  Божий сосредоточился на исполнении ветхозаветного закона, который включал в себя 613 мицвот (правил). А теперь он получает известие, что к вере в истинного Бога начинают приходить языческие племена, в результате чего выражает свое недовольство по этому поводу. Ну как же так? Вторжение в религию избранного народа? Аналогичную, кстати, реакцию вызвал апостол Павел после своего прибытия в Иерусалим, когда его обвиняли за общение с язычниками, что посоветовали пройти ему соответствующее очищение (Деян.21,21-24). Поэтому, когда старшего сына пригласили в дом, или как говорили мы прежде, на вечерю Господню и присоединиться к ней, то он отказывается это сделать, возгордившись особым своим положением.

Лк.15:29: Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
Лк.15:30: а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного теленка.
Содержание этих двух стихов сильно пересекается с притчей о Мытаре и Фарисее, которая приведена в Главе 18 Евангелия от Луки. Младший сын ведёт себя как мытарь, который просит у Господа Бога лишь только проявления милости по отношению к самому себе, с разницей в том, что сам мытарь не отходил от своей веры. А вот поведение старшего сына очень напоминает молитву фарисея, который отчитывается согласно притче перед Господом о своих заслугах, осуждая при этом того же мытаря. Старший сын, точно также, как и фарисей, выставляя вперёд свою праведность, осуждает младшего брата, которого, кстати, даже отказывается называть своим братом, говоря: «этот сын твой». Вот также и народ Израиля повёл себя сразу высокомерно по отношению к другим народам, забывая о том, что все народы суть создания Божии, как сказано об этом в Писании: «избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим.11,7).

Лк.15:31: Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё,
  Лк.15:32: а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
Итог здесь получается точно таким же, как для мытаря и фарисея, когда первый вышел из храма более оправданным, чем второй. Как ни говорил хорошо старший сын о своей верности, а радость выпала именно для младшего, тому, кто обрёл настоящую праведность через раскаяние и приход к настоящей вере в Бога. Как сказано у апостола: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.  Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона» (Рим.9,30-32). И эта разница очень наглядно показана в данной притче.

2022 г.


Рецензии