Как наряжали ёлку в семье Ульяновых

Илл.: цветное фото дореволюционной новогодней ёлки. Автор -
 Петр Иванович Веденисов (1866-1937) Петр Иванович Веденисов - много снимавший дореволюционную Россию, в том числе на первых цветных фотопленках.
--------------


Читаю на досуге в числе прочего: Мариэтта Шагинян. Семья Ульяновых. Роман-хроника.
Много любопытного. Блестящий литературный стиль.
 Вот в гл.12 Мариэтта Сергеевна, сама из дореволюционной России, в которой прожила первые 30 лет своей жизни, будучи моложе В.И. Ульянова лишь на 17 лет, - наверняка описала тот способ творения(так!)новогодней ёлки, какой был и у них. Кроме того, она состояла в переписке и общении вживую с членами семьи Ульяновых и жителями Симбирска-Ульяновска, готовя материалы для своей Ленинианы, еще только зарождавшейся. Так что всё это достоверное описание.

Думаю, это будет небезынтересно почти всем, даже тем, у кого неактуально чем нарядить ёлку. Но вот так её создавали в те времена(в романе 1860-е гг.) Заметьте, как творчески и любовно. А мы только покупаем готовые украшения.
 А учитывая, что новогодние игрушки нынче дороги, особенно шары, может быть, всё это вытащенное заново из-под спуда времён, пригодится и нашим современникам. Не говоря о главном:воспитание творческих и ручных навыков.
 В романе первая ёлка в семье Ульяновых.
---------------

Из: Мариэтта Шагинян. Семья Ульяновых. гл.12

В первый же праздник рождества в семье Ульяновых зажгли елку. Илья Николаевич никогда в детстве не был на елке, да у них в Астрахани и достать-то ее было неоткуда. Но Мария Александровна задолго до праздника съездила в магазин и привезла домой вату, клей, цветную папиросную бумагу, золотую и серебряную бумагу, позолоту в баночке, проволоку, картон. С большого стола в детской убрали скатерть, зашуршала бумага под маленькими железными ножницами, запахло клеем, посыпались на пол красивые пестрые обрезки.
Мария Александровна золотила грецкие орехи и кончиком ножниц втыкала туда, где оторвался орех от стебля, петельку из канители, клеила длинные цепочки из тонко нарезанной золотой и серебряной бумаги, делала из картона баульчики и корзиночки, обклеивала их цветной бумагой и украшала переводной картинкой. Проволоку она обертывала в зеленые обрезки, на конце укрепляла разноцветные лепестки, и в одну минуту из-под пальцев ее выходили мак, незабудка, маргаритка, но венцом этой кропотливой волшебной работы был белый ватный дед-мороз в остроконечной позолоченной шапке, с палкой в руке и мешком за плечами.
Пальцы у Марии Александровны становились сухими от клея и ножниц, она покашливала, — в воздухе летали ворсинки ваты, даже прическа растрепывалась, даже передвигались часы обеда и ужина, — и однажды утром над спящей в люльке Аней, в самом углу комнаты, поставили тяжелое лапчатое дерево. Елка была свежая, густая и крепкая, она стояла прочно на деревянной крестовине. От нее шел чудесный дух праздничного кануна, дух вечного детства. Когда зажгли свет, на стене колыхнулась от нее тень, и вся комната стала прозрачной.
Украсив елку, Мария Александровна ушла в зальце, села за открытый рояль. И долго, за полночь, играла свои любимые песни, подпевая себе. В этот день она не захотела пойти к соседям, хотя их звали и были готовы зеленые ломберные столы для игры.
Жизнь страны доходила до них глухо, как море. Казалось, что история катилась по ровной дороге и что все было прочно.

конец цитаты

Но я, грешным делом, ныне могу подозревать, что кое-что упущено в этом замечательном описании. В романе герои "зажигают свет" - и М.Шагинян то и дело уточняет, словно нарочно, что это керосиновые лампы и свечи. Но может быть, хотя бы в царской семье ёлку уже украшали электрическими гирляндами и над Москва-рекой и Невой устраивали уже электрические иллюминации? Об этом в романе нет ни слова, хотя М.Шагинян подробно описывает в своей хронике Всероссийскую промышленную выставку 1860-х гг. Мы сегодня уже знаем, что электрические осветительные приборы в те годы уже были даже в провинции. Почему у М.Шагинян, жившей в те годы(рожд.1888г) - ничего об этом нет? Риторические вопросы...

12/09/2021
 
Спасибо.
Мне лестна такая оценка.
А то не раз получала негативные отзывы и о Мариэтте Шагинян, и о её Лениниане.
А между тем, она прежде всего писатель-автор популярного жанра "беллетрезированных биографий", воссоздававшие сквозь призму личностей - целые эпохи. Если о них не писать, не снимать кино - то как же цивилизация и ноосфера дальше будут развиваться. Вы правильно назвали "библиографической редкостью" - произведения Мариэтты Сергеевны Шагинян, талантливой советской русской писательницы и учёного. Я и сама располагаю лишь букинистическими(но хорошо сохранившимися вплоть до склеенных листов, с типографским ароматом) изданиями её 9-томника, купленный на Озоне. Советских писателей давно не переиздают, кроме некоторых, штучно. И вместе с утратой знаний о прошлых эпохах наше время теряет и планку художественного слова. А этот уровень был очень строгим и в русской дореволюционной, и в советской литературе.
Хорошо, что в наше время всем предоставлена возможность писать и выкладывать для публики свои сочинения. Что элитарность в прошлом. Но плохо то, что в наше время нет большой литературы и писателей-"властителей умов" и душ. Кого мы можем назвать? Это всё или уходящие великие, или громкие имена, но "калифы на час", реклама и почти сразу их отставляют вон - для следующих рекламных акций.

Так что время возвращения настоящих писателей прошлого еще впереди.
Вы вот похвалили, вспомнили, а недавно авторесса из Украины тоже написала мне, что читала Мариэтту Шагинян давно, но тоже яркие впечатления. И еще мне писали о том же, и ещё...Правда, это наследие среднего и старшего поколения, уровень образованности и знания писателей и т.д.
-----------------
А о доме-музее(Ленинский мемориал - название комплекса) в Ульяновске и другим "ленинским местам" - я начала писать как-то спонтанно. Однажды случайно встретила в сети фотки дома-музея в Ульяновске, официальный сайт, очень хорошего качества фотографии интерьеров, но почему-то совсем без комментариев и очерков, одни фотки, что для научной работы музея как-то маловато. А хотелось комментариев. Скачала фотки, долго разглядывала и мало-помалу рука потянулась поделиться своими впечатлениями с читателем. Рада, что оказалось востребовано, я и сама на этом просто отдыхала, видимо, и читатель тоже. В наше стрессовое время нужно искать такие источники разрядки и отдыха где и в чем возможно. Природа, конечно, в первую очередь. Музыка. И вот такие альбомы, возрождая жанр альбомов, не только старинных, но и мы сами когда-то делали такие альбомы, вклейки, стихи, мысли...
Что ж, экскурсии должны быть продолжены, я написала эссе, то что вы назвали также документальными рассказами или очерками. Есть еще много всего о чем хочется написать и показать интересные пробуждающие воображение - иллюстрации. Эх, побывать бы там самим! - Это приятно.

Благодарю!

Зера Черкесова 2   18.09.2021 19:17   

Спасибо, Зера, ответ развернутый, как книга!
...
Сильная метафора("как книга"), вы поэт, спасибо Вам!

Зера Черкесова 2   18.09.2021 


Виртуальные экскурсии:
---------------------------

http://proza.ru/2020/11/29/5
Рояль Марии Александровны.

http://proza.ru/2021/09/12/1259
Как наряжали ёлку в семье Ульяновых в Симбирске.


http://proza.ru/2015/07/18/1248
Как Ленин-полиглот учил иностранные языки


http://proza.ru/2022/04/23/552
Как Владимир Ульянов экстерном учился в деревне Кокушкино в Татарстане.

Дом-музей Ульяновых.  Рояль Марии Александровны
http://proza.ru/2020/12/01/264

http://proza.ru/2020/12/03/398
Дом-музей Ульяновых. Рабочий стол Ильи Николаевича

http://proza.ru/2021/05/16/1705
Мария Ульянова, сестра Ленина, экскурсия в Кремле


https://zera-cherkesov.livejournal.com/168587.html


Рецензии