Упор на форму, а не на содержание

Трудно представить себе человека, который был бы совершенно безразличен к красоте. Для большинства людей красота – это неистощимый источник положительных эмоций. Другой вопрос, что чаще всего мы восхищаемся красотой природы, искусства или чего-либо, что нам лично не принадлежит. Не каждому, к сожалению, дано создавать красоту. Хотя это, отнюдь не означает того, что не нужно стремиться к тому, чтобы результаты собственного труда были как можно красивее. В интеллектуальном, психологическом и эстетическом плане – это уже не принципиально.

Чрезмерная увлеченность эффективным внешним видом, как ни странно, приводит к серьезным деформациям мировоззрения человека. Причем как касательно его внутреннего мира, так и окружающей действительности. Человек, например, в одежде начинает гнаться лишь за теми предметами гардероба, что имеют на себе этикетки наиболее престижных фирм. То, насколько удачна та или иная конкретная модель вообще, и насколько хорошо она смотрится на конкретном человеке, его волнует в последнюю очередь. Не говоря уже об откровенных подделках, изготовленных придирчивыми дельцами. Человек строит многоэтажную и просторную дачу не потому, что имеет реальную необходимость в такой площади, а потому что, чем больше дача, тем вроде как выше престиж ее владельца. Аналогичная история, имеет место быть и применительно к автомобилям, предметам интерьера и роскоши. Это походы в дорогие рестораны и ночные клубы, общение с определенной категорией людей. Все это, на самом деле, не приносит какой-либо особенной радости. Но является чисто внешне весьма престижным в определенных кругах. То, что вся эта «престижность» лишена какого-либо смысла, пользы, реальной ценности, остается вне поля зрения этих «светских» людей.

Все было бы не так плохо и драматично, если бы не становилось самоцелью в жизни людей, которые хотят считать себя совершенными, навороченными, модными и престижными. Люди становятся в буквальном смысле рабами своих страстей, оголтелыми фанатами общераспространенных и упрощенных стереотипов. Женщина смотрит на мужчину и видит костюм из дорогой ткани. И это для многих служит достаточным поводом не только для знакомства, но и создания близких отношений. А то, что этот человек глуп, примитивен, сноб и авантюрист – это как бы остается за кадром этой истории. И наоборот: умный и достойный мужчина, но в простом и недорогом костюме нередко остается без внимания женщины лишь на том основании, что чисто внешне не является эффектным. Люди готовы заплатить любые деньги за кусочек ваты в красивой обертке и в том же время демонстративно пренебречь действительно вкусной конфетой, но в обычной обертке.

Увлечение чисто внешними моментами можно понять с психологической точки зрения: восприятие чего-либо внешне эффектного не требует интенсивных усилий ума и души, особенно длительных. И этот момент прекрасно знают и учитывают профессиональные мошенники, интриганы и авантюристы, психологические манипуляторы общественным мнением для самого откровенного и изощренного обмана как отдельных людей, так и групп людей, не говоря уже о целых народах. Достаточно вспомнить Ленина, Сталина, Гитлера, да и многих современных политических лидеров.

Для того, чтобы на лице человека проявилась ясно и отчетливо печать гармонии его личности, требуются многие годы интенсивного и напряженного, сознательного и целенаправленного труда ума и души человека. Не говоря уже о том, что не каждый сможет это хотя бы увидеть, и будет способен оценить по достоинству. Не проще ли создать видимость гармонии, на самом деле ею не обладая? Тем более, что большинство людей в большей степени лишены интуиции и проницательности. И поэтому примут показуху за чистую монету. Поэтому у многих появляется новый девиз жизни: «Главное не быть крутым, а выглядеть им».

Возникает определенный социальный перекос в обществе: прохиндей специально прикладывает массу усилий для создания своего эффектного имиджа в глазах общественности. И нередко в этом преуспевает. А человек честный и порядочный, трудолюбивый и добросовестный по скромности души своей не занимается специальной саморекламой. И в результате часто остается вне поля зрения так называемой общественности. Которая, кстати говоря, преимущественно мыслит искаженными и извращенными современными стереотипами, которые к истинным и вечным ценностям не имеют абсолютно никакого отношения. Поэтому в каждом отдельном обществе на каждом историческом этапе его развития господствуют свои правила и законы. Которые регулярно свергаются с пьедестала, заменяясь новыми каждый раз все быстрее и быстрее. Несмотря на то, что еще недавно это были незыблемые понятия, исключающие даже тень сомнения в своей абсолютной истинности и претензии на полное совершенство.

Все, что не создает реальной гармонии в уме и душе человека, по большому счету, смысла не имеет. Ибо, оно предельно субъективно, преходяще и не способно приносить не только истинного счастья, но даже удовлетворения. Человек, в мировоззрении которого материальные ценности стоят впереди духовных, не может быть счастливым даже чисто теоретически. Погоня за внешней эффектностью не создает насыщения, это вечно неутомимая жажда. Ибо всегда найдется кто-то или что-то, что принципиально эффектнее того, что имеет конкретный человек-«эксперт».
Истинные человеческие добродетели уже по своей сути не могут быть использованы в процессах авантюристического и предпринимательского характера. Они вообще не предназначены быть в роли разменной монеты в жизни человека. Тот, кто не способен оценить истинные добродетели человека, не должен быть у последнего в друзьях. Ведь «с кем поведешься, от того и наберешься».

Все продуктивные и конструктивные процессы человеческой жизни (не говоря уже о гармоничных) опираются в первую очередь на реальное и объективное содержание людей, предметов, явлений. В противном случае, это будет всего лишь очередная авантюрная история, которая даже чисто теоретически ничем хорошим кончиться не может.


Рецензии