Осетры Севера

а
В бассейне реки Печоры, осетровые раньше никогда не водились. А рядом за Уралом в реке Обь, он изобилует. У нас заходит на нерест Атлантический лосось, наша знаменитая - Печорская семга и наш омуль, а в Оби их нет.  Хотя эти реки впадают в Северный ледовитый океан.
 
Причина одна, в Печору - воды изумрудной прозрачности попадают после таяния снегов, с гор южного и среднего Урала. И реки, несущие эти прозрачной чистоты воды, являются уже многие тысячелетия местом нереста Северного лосося, который является жемчужиной - нашей красавицы реки Печоры.
 
А Обь, берет свой водозбор с низменности Западной Сибири, в нее впадают много рек и такой чистоты вод, как Печора она не имеет. Но в ней водится очень много пород ценных рыб, которых нет в Печоре.

И вот видимо в высших эшелонах власти рыбной промышленности, решили эту несправедливость исправить. И решили Печору зарыбить – осетром.
Сказано, сделано. И в шестидесятых годах прошлого века, в весеннее половодье на Печору, прибыло по железной дороге, два вагона осетров, это были специальные вагоны сделанные под перевозку рыбы.

Вагоны подогнали вплотную к водоему, который в настоящий момент заполнен весенней водой и соединяется с основной рекой Печора. Хотя летом этот ручей - воробью по колено.

Начали выпускать эту рыбу в водоем. Это были уже не мальки, а почти взрослые особи, весом от килограмма и больше. Обессиленная рыба от этих некомфортных и жестоких условий переезда, жадно хватала ртом воздух. Много плавало, как говорят – «кверху пузом». Набежали мальчишки, наполовину безжизненную рыбу, пытались ловить руками.
 
Приехала милиция, начала наводить порядок. Часть рыбы уже была не жизнеспособной, но остальная большая часть рыбы, постояв в свежей воде и придя в себя, потихоньку уходила. К утру на водной поверхности, осетров не осталось.
 
Возможно, мы бы и не узнали, прижились осетры в Печоре или нет. Но спустя почти тридцать лет, мне посчастливилось узнать немного о жизни осетра в Печоре.
Как-то я разговорился с однокашником по учебе в училище, случайно оказавшись у него в гостях. Он жил в селе в ста шестидесяти километрах ниже по течению реки, от города Печора.
 
 Отец у него был в свое время бакенщиком, обслуживал на реке обстановку, для движения судов. Жили они тогда в бакенском домике на берегу Печоры. И они во время хода семги - на нерест, идущей вверх по реке, выезжали ее ловить.

Ловили плавными сетями: сеть длиной около ста метров, выметывалась с лодки вдоль песков. Проплыв с ней по течению реки почти километр – выбирали и рыба, идущая на нерест против течения, попадала в эту сеть.

Что для них было неожиданно, в течении трех лет в эту сеть попадались изредка осетры, до шестнадцати килограммов веса, которых в Печоре до этого никогда не было.

Видимо осетры облюбовали это место, рядом была большая и глубокая курья, которая находилась, напротив. Водной растительности в основном русле Печоры маловато, в большинстве она растет во всевозможных, курьях, заливах, в основном там-где нет течения. И это привлекает туда кормиться рыбу.
 
Но к сожалению, года через три осетры попадать в сети перестали. Все-таки они с Печоры ушли более чем на сто километров и смогли прижиться, но мест пригодных для их существования было мало. И в конечном итоге человеческий фактор, в его размножении сыграл решающую роль.

В последующие годы с разговоров рыбаков, рыбачивших на Печоре, еще попадались мелкие особи, родившиеся в Печоре, но потом исчезли.
Видимо с осетрами была выпущена в Печору и стерлядка. И мой товарищ после рассказа об осетрах, занес замороженную на четыре килограмма стерлядь, пойманную по осени.

Даже выше по течению города Печоры, были случаи поимки в сети стерляди. Но со временем ее тоже в Печоре практически не стало. Возможно они иногда и попадаются в сети в нынешнее время, но я об этом уже больше не слышал.
 
Так, что переселение осетровых на Печору состоялось, а вот с воспроизводством т.е. размножением – НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.


Рецензии