ЛС100 Пушкин и Путкин. Актуальная эпиграмма гения
Актуальная эпиграмма гения словесности
(а может и Пупкин, и Чуткин, и Шуткин, и даже Анчуткин ... )
Две известные персоны - французский писатель Проспер Мериме и русский философ Серебряного века Владимир Соловьев в качестве основной причины гибели Пушкина указали на его главную беду = эпиграммы
В 1897 г Соловьев, порассуждав о болезненном самомнении и чрезмерном нездоровом самолюбии поэта (в частности, о том, что " ... допустив над своею душою власть самолюбия, Пушкин старался оправдать ее чувством высшего призвания. Это фальшивое оправдание недостойной страсти неизбежно ставило его в неправильное отношение к обществу, вызывало и поддерживало в нем презрение к другим, затем отчуждение от них, наконец, вражду и злобу против них") в ст. Судьба Пушкина прямо заявил:
" Главная беда Пушкина были эпиграммы.
Между ними есть, правда, высшие образцы этого невысокого, хотя законного рода словесности, есть настоящие золотые блестки добродушной игривости и веселого остроумия; но многие другие ниже поэтического достоинства Пушкина, а некоторые ниже человеческого достоинства вообще и столько же постыдны для автора, сколько оскорбительны для его сюжетов. Когда, например, почтенный ученый, оставивший заметный след в истории своей науки и ничего худого не сделавший, характеризуется так:
Клеветник без дарованья,
Палок ищет он чутьем
И дневного пропитанья
Ежемесячным враньем,
то едва ли самый пламенный поклонник Пушкина увидит здесь ту "священную жертву", к которой "требует поэта Аполлон". Ясно, что тут приносилось в жертву только личное достоинство человека, что требовал этой жертвы не Музагэт, а демон гнева, и что нельзя было ожидать, чтобы жертва чувствовала при этом благоговение к своему словесному палачу.»
Сжато и точно сказал Проспер Мериме – самый русских из французских писателей:
Пушкин (эпиграммами) преступно оскорбил многие сильные семьи и партии ... такое не прощается
История публикации эпиграмм А.С. Пушкина на историографа Двора Романовых Н.М. Карамзина такова:
1) 1857г - в собрании сочинений Пушкина под ред. П Анненкова впервые появилась следующая эпиграмма:
— «Послушайте, я вам скажу про старину,
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород, про время золотое
И наконец про Грозного Царя» —
Эх, бабушка, затеяла пустое!
Окончи лучше нам «Илью-богатыря».
2) 1861 г - за границей в сборнике стихотворений, не вошедших в русские издания сочинений Пушкина, Н. Гербель выдал две другие эпиграммы с датой 1819г :
АВТОРУ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
I
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
II
На плаху истину влача,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
и прелесть самовластья.
3) 1861 г - в Лондоне в «Русская потаенная литература XIX столетия» эти эпиграммы приведены в качестве двух вариантов одной эпиграммы, а второй вариант дан в несколько иной редакции:
На плаху древность волоча,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
И справедливость самовластья.
Прим. Томашвский Б.: В традиции удержались из этих эпиграмм только две: опубликованная П. В. Анненковым (но обычно с иным чтением первого стиха: «Послушайте, я сказку вам начну») и первая из опубликованных Н. В. Гербелем.
Собственно Пушкину принадлежат два свидетельства о его эпиграммах против Карамзина. Первое заключается в ответе П. А. Вяземскому на его упрек. В записке Вяземского Пушкину от 12 июня 1826 г имеются слова:
«... ты... шалун и грешил иногда эпиграммами против Карамзина, чтобы сорвать улыбку с некоторых сорванцов и подлецов...».
Пушкин был глубоко обижен этими словами и отвечал 10 июля 1826 г:
«Во-первых, что ты называешь моими эпиграммами противу Карамзина? довольно и одной, написанной мною в такое время, когда Карамзин меня отстранил от себя, глубоко оскорбив и мое честолюбие и сердечную к нему приверженность. До сих пор не могу об этом хладнокровно вспомнить. Моя эпиграмма остра и ничуть не обидна, а другие, сколько знаю, глупы и бешены: ужели ты мне их приписываешь? Во-вторых, кого ты называешь сорванцами и подлецами?»
Из этих свидетельств Пушкина явствует следующее:
написанная им эпиграмма вызвана выходом в свет «Истории Государства Российского», т. е. относится ко времени после 1 февраля 1818 г, к тем дням, когда произошло какое-то обострение в личных отношениях Пушкина и Карамзина.
Истопник:
Б. В. ТОМАШЕВСКИЙ ЭПИГРАММЫ ПУШКИНА НА КАРАМЗИНА ФЭБ: Томашевский. Эпиграммы Пушкина на Карамзина. — 1956 (текст) (feb-web.ru)
Свидетельство о публикации №222042300958