лс109 Пушкин и молитва
умирание и молитва
Когда собравшимся в кабинете смертельно раненного на дуэли А.С. Пушкина стало ясно, что он скоро отойдет, то известили о том царя. Царь Ник1 по записи В.А. Жуковского передал (в ночь с 27 на 28 января 1837 г. Н. Эйдельман ПУШКИН.. ИЗ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 1826-1837 Часть 3. УХОД) чрез лейб-медика Арендта записку, написанную карандашом:
«Есть ли Бог не велит уже нам увидеться на этом свете, то прими моё прощение и
совет умереть по християнски и причаститься,
а о жене и детях не беспокойся. Они будут моими детьми, и я беру их на свое попечение»
прим. Впервые опубликовано А. А. Фоминым (,,Пушкин и его современники“, т. II, вып.6, 1903, с.53). Вошло в издание переписки Пушкина под ред. В.И. Саитова (т. III, 1911, с.452, в наименее авторитетной записи в письме А.Ф. Воейкова к А. Я. Стороженке от 4 февраля 1837 г)
Тогда спросили Пушкина о его духовнике и были поражены ответом – такого у умирающего не было. Присутствующим стало ясно, что слухи об атеизме и афеизме Пушкина были верными: не иметь духовника означало отказ от исполнения главной обязанности всякого верующего христианина = регулярно исповедоваться. Тогда спроcили кого ж звать чтобы пройти ритуал по наказу Царя = исповедь, причащении св. тайн и соборование? Ответ был равнодушным: зовите ближайшего… Им оказался священник ведомственной церкви Глав. Императорских конюшен – отец Песоцкий, который, несмотря на запрет митрополита СПб, согласился помочь …
По казенной версии : Религиозное покаяние Пушкина. Этот факт подчеркнут в письмах Николая I к брату Михаилу и сестре Марии Павловне. Последняя записка царя умирающему Пушкину (в ночь с 27 на 28 января 1837 г. - XVI, 228) содержала “прощение и совет умереть по-христиански”. В последующие дни Жуковский старался поднять престиж убитого поэта в глазах царской семьи. К хорошо и давно известным фактам следует прибавить и “хорошо забытый”: в Черниговском Историческом музее и поныне хранится следующая записка В.А. Жуковского, адресованная, по-видимому, В.Ф. Одоевскому, П.А. Плетневу или П.А. Вяземскому, занимавшимся изданием “Современника” после гибели Пушкина.
"Государь желает, чтобы эта молитва была так факсимилирована, как есть, и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника», но не потеряйте этого листка. Он должен быть отдан императрице”.
На том же листке карандашом сделана следующая приписка (видимо, рукою Н.К. Мавроди, знакомого Дельвига, которому прежде записка принадлежала):
“Дело идет о молитве Ал. Пушкина «Господи Владыко живота моего», напечатанной в «Современнике» после смерти Пушкина” [Черниговский Исторический музей, ед. хр. № 157. Текст публиковался в редком издании - Труды Черниговской ученой архивной комиссии, вып. 2, 1899 - 1900, отд. 1, с. 18.].
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Ефрем Сирин
***
Позже:
Издательство Libra Press:
Петербург, 4 (16) февраля 1837 г.
Здесь все тихо, и одна трагическая смерть Пушкина занимает публику и служит пищей разным глупым толкам. Он умер от раны за дерзкую и глупую картель, им же писанную, но, слава Богу, умер христианином.
С.-Петербург, 22 февраля (6 марта) 1837 г.
Мнение твое о Пушкине я совершенно разделяю [Князь Паскевич писал Государю: Жаль Пушкина, как литератора, в то время, когда его талант созревал; но человек он был дурной], и про него можно справедливо сказать, что в нем оплакивается будущее, а не прошедшее. Впрочем, все толки про это дело, как и все на свете, проходят; а суд идет своим порядком. Нового в политике ничего нет; кажется, что наше дело идет на мировую. Отчего? Оттого ли, что дело наше слишком чисто, чтоб придраться было можно, или же, что вероятнее, они не могут начать спору - право не знаю. (адресат Иван Федорович Паскевич)
Случай совершенно ясный: разбирая бумаги покойного Пушкина, Жуковский находит стихи, написанные за несколько месяцев до кончины, - “Отцы пустынники и жены непорочны...”, поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина (“Господи и Владыко живота моего...”). Это были сложные нравственные, философские, религиозные размышления поэта, диалог с самим собою (рисунок, сопровождающий текст, - монах в темнице за решеткою, - вряд ли простая иллюстрация).
Жуковский, прочитав стихотворение-молитву, понес пушкинский листок царю и царице. Николай воспринял это как “благочестие нечестивца” и велел как можно шире о том сообщить, а умиленная царица потребовала пушкинскую молитву на память. Вот для чего Жуковский велит издателям “Современника” не просто напечатать, но и факсимилировать текст с рисунком (доказательство подлинности), а затем - вернуть...
Факсимиле стихотворения и рисунка было напечатано в 5-й книге “Современника” - первом номере пушкинского журнала, вышедшем после смерти поэта. Рукопись “Отцы пустынники...” у царицы не осталась: ее сохранил у себя В.Ф. Одоевский, из его архива она много лет спустя попала в библиотеку, а затем - в Пушкинский дом.
(2)
Молитва Пушикина 1836 года
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Свт. Иоанн Златоуст
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него
А если Он знает, в чем мы имеем нужду, то для чего нужно молиться?
Не для того, чтобы указать Ему твои нужды, но для того, чтобы преклонить Его; чтобы через непрестанное моление соединиться с Ним, чтобы смириться перед Ним, чтобы вспомнить грехи свои.
***
ЛикбеЗ:
Троицкие листки. №№801-1050. Толкования на Мф. 6=8
http://bible.optina.ru/new:mf:06:08
Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов
https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2803
Свидетельство о публикации №222042401045