Сталкер Игры в бисер. Эссе о Гессе

С точки зрения формальной логики Аристотеля ничего необычного в словосочетании «Игра в бисер» нет.  Чем отличается «игра в бисер» от игры в «глиссер»? Ничем! «Игра» «в» «N».
Какая разница, во что именно играть?
В кубики, в шахматы, в домино, в нарды, в камушки, в песочек, в водичку, в охотников, в казаков или в разбойниц. Во всех случаях здесь важно само понятие «игры».
С игрой быстро разбираются говоря о самоцветах. Игра света и тени, игра переливающихся отражений, бликов, то есть случайные переливы и перебеги, стремительные перемещения множества микроэлементов рисунка.
Под игрой вообще понимают непредсказуемые смены картин. Образов, действий, звуков.
Игра может быть гармоничной и дисгармоничной. Музыка может переходить в какофонию.
Главное качество игры её абсолютная непредсказуемость.
Невероятные сочетания повторов и перемен. Когда они подчиняются определённым ритмам и гармониям – они невероятно неожиданно прекрасны, завораживающи, чарующи, пленительны, волшебны.
Любой танец это игра души и тела.
Любое произведение исекусства это игра
Игра сил, игра тел, игра пропорций, игра красок, игра звуков.
Игра!
И вот находится автор и пишет «Игра в бисер».
Бисер – крошечные разноцветные шарики, микробусы, из которых ткут огромные полотна.
Перебирание бисера – тоже игра.
Но автор очерчивает круг событий просто.
Он указывает «место» - Касталия.
И определяет игру в бисер, как игру всеми ценностями человечества.
И он вводит два важных понятия – «мастер» и «школа».
Между прочим слово «мастер» означает всего-навсего, что есть люди умеющие что-то делать очень-очень хорошо. Гораздо лучше других людей.
В качестве примера приведём два меча.
Два стальных клинка, похожие друг на друга по весу и по виду.
Один клинок легко рассекает кусок мяса, и другой клинок легко рассекает кусок мяса.
Но вот сходятся два воина и один меч ударяется о другой меч и происходит неверояитное: один меч перерубает другой меч а сам остаётся невредим!
В бою конечно желательно иметь меч из более прочной стали.
И вот к мастеру, изготавливающему именно такие прочные мечи выстраивается очередь заказчиков. А мастер не способный создавать такое оружие остаётся ьез заказов и средств к существованию.
И вопрос не в словах, а в том, что исторически людей умеющих прекрасно решать какую-либо задачу называли «мастерами». Вошло в жизнь такое представление о мире, где мастер имел несколько подмастерьев – учеников, и они постепенно овладевали его сложным искусством и когда мастер умирал, кто-то из лучших учеников занимал его место и сам становился мастером. Места скопления мастеров назвались «городами» поскольку мастера огрраживали свои мастерские от посторонних вторжений.
Пока отложим вопросы о ключах, о ключевой операции и о превращении ключевой операции в фиктивную операцию с клеймом, штампом и печатью.
В Советском Союзе возникла область общественной жизни где слово «мастер» стало присваиваться как «звание» официально по вполне четко описанным критериям.
Звучало это так: «Мастер спорта СССР».
Именно в СССР впервые удалось сформулировать неожиданные «критерии мастерства» недостижимые в прежние эпохи.
Я извиняюсь перед Читателем и ненадолго уведу его в этот вопрос на конкретном вполне материале.
Однажды был поставлен чудо опыт.
Шахматиста садили перед экраном и на экране зажигалось изображение шахматной позиции (диаграмма).
На некоторое время.
Потом позиция гасла и испытуемого просили:
Оценить позицию
Восстановить её на доске (доска и фигуры под рукой!)
Указать лучший ход в этой позиции.
Перед шахматистами проходила целая коллекция позиций.
Время засветки позиции менялось.
Начинали с минуты.
Если справлялся успешно, зажигали следующкю на 50 секунд.
Затем на сорок секунд. И так «до упора».
И вот что вскрылось:

И гроссмейстеры (большие мастера) и мастера, и кандидаты в мастера и первокатегорники справлялись с заданиями успешно, но… за разное время.
Сейчас уже не помню точных данных, но то, на что первокатегорник тратил пару минут, кандидат в мастера решал секунд за тридцать, мастер за пять секунд, а гроссмейстер за секунду!
Тут важен сам принцип.
Оказалось, что у разных «уровней» мастерства разное «быстродействие»!
И открылась небольшая группа сверх мастеров, которым освещали диаграмму на доли секунды.
В итогге испытуемый был не в состоянии ни восстановить позицию, ни оценить её!
Но… указывал ЛУЧШИЙ ХОД!
Безошибочно!
Сразу!
Мгновенно!
Это было на грани чуда.
Именно из таких мастеров и выходили будущие чемпионы мира.
И вот именно спорт внёс большую строгость в слово «мастер» и наполнил его вполне конкретным содержанием.
Поэтому появление «мастеров игры в бисер» в Касталии у Германа Гессе вошло в методологический диссонанс с общественной практикой последних десятилетий.
Но у «игры в бисер» появился неожиданный конкурент – «сталкер Братьев Стругацких».
Рэдрик Шухарт это ортогональная проекция игры к игре в бисер Гессе.
Но отложим грустные мысли о будущем прошлом и забудемся сном без трехсот капель валерьянки.
Кстати, ниткак не могу отделаться от ощущения что триста лет династии Романовых и триста капель валерьянки неуловимо связаны одной Игрой Игр.


Рецензии