Глава 16. В потоках энергии
Я пришла в мастерскую поэзии, которой руководила Галина Сергеевна Гампер. На занятия ее привозили в инвалидной коляске, но эта сильная духом женщина, преодолевая недуг, продолжала проводить удивительные творческие уроки, наполненные глубиной и опытом собственных знаний.
В первый же день, на разборе поэтических произведений, я познакомилась с Ирочкой Захаровой, по возрасту я была постарше, но это не помешало нам дружески стать близкими и родными по духу.
Даже Галина Сергеевна удивилась простоте нашего общения, подумав, что мы знакомы уже давно. Но нет. Случилось удивительное совпадение взглядов и характеров, что дало возможность обрести подругу каждой из нас.
Запомнился и случай, который произошел с молодым человеком, пожелавшего заниматься на поэтическом семинаре Галины Гампер.
Чтобы оценить способности новоявленного поэта, она попросила почитать его стихи. Но услышав первые строки, тут же прервала, открыто заявив, что это - графомания и писать он попросту не умеет. В такой строгой манере она могла встретить любого, кто не имел поэтического дара.
Однако, в тот момент и я поняла, что мои стихи все же «тянут» на стихи, и я невольно прошла свой первый творческий экзамен.
Однажды, в залах Центра, разложили визитки, где извещали начинающих прозаиков и поэтов о приеме в Институт Культурных программ на 2-х годичные писательские курсы.
Не раздумывая, мы решили поступить с Ирочкой на отделение прозы. Ей хотелось раскрыть свои новые возможности, но и я чувствовала себя здесь более уверенно и надежно: ведь многие годы работы в журналистике не прошли даром. Любые статьи и материалы я писала легко и быстро.
Поэтому, когда поступающих попросили показать что-то из написанного, то я уже имела возможность представить целый ворох собственных публикаций, что были когда-то опубликованы в кронштадтских газетах.
Когда же началось обсуждение работ абитуриентов, мне особенно запомнились слова писателя Дмитрия Николаевича Каралиса, который так и заявил о моем творчестве, что написано настолько профессионально, что и учить уже не надо.
Было, конечно, приятно, но я все же прекрасно осознавала разницу между журналистикой и обучением создания художественного произведения, где пока все представало в своей первозданной новизне.
Нас разделили на две группы. Ирочке захотелось пойти в творческую мастерскую, которую вел известный писатель Балабуха Андрей Дмитриевич. Это был энергичный, требовательный и несколько резковатый, по характеру, человек. У него собирались, в основном те, кто уже серьезно пробовал себя в писательстве, публиковал рассказы.
Я же была довольна, что попала в группу Дмитрия Николаевича. Оказалось, что он приметил меня еще в Современном Центре литературы, так как являлся одним из его руководителей.
Спокойный всегда в общении, интеллигентный, он представлял истинный цвет нашей современной литературы: являлся автором 17 книг и 6 литературных премий. В его творческой мастерской мы обучались не только секретам писательства, но и, конечно же, проходили саму технологию литературного процесса. Знаний, как говорится, было до кучи.
В институте преподавали самые лучшие и известные писатели Петербурга. Свои содержательные лекции читали для нас – писатель- фантаст Михаил Ахманов, известный детский писатель и публицист Валерий Воскобойников, российский поэт и журналист Илья Олегович Фоняков.
Так как я училась «на прозе», то по поэзии должна была сдать лишь зачет. На уроке многие поэты имели собственные сборники стихов, и я понимала, что до такого уровня еще не тянула, поэтому решила просто написать свои стихи на листочках, чтобы показать преподавателю.
Зачет я сдала успешно. Но более всего, поразило напутствие Ильи Фонякова, когда он искренне произнес на прощание: «Я жалею, что Вы пришли учиться не ко мне, у Вас очень талантливые стихи». Это оценка мастера, и я навсегда буду ему благодарна.
За время обучения в институте, мы прошли массу литературных дисциплин, сдали зачеты по таким необходимым предметам, как «Основы писательского мастерства», «История древней литературы», «История литературы Античности и Средних веков», «Проза» ( русская, советская, зарубежная), « Остросюжетные литературные жанры», «Научно- художественная литература», «Драматургия и основы киносценарного искусства», постигали многие и многие нужные для писателей знания.
Это было время счастливого ученичества, время творческих тусовок и встреч с известными писателями, что останется уже в памяти навсегда.
Госэкзамен проходил по прозе, и экзаменационная комиссия судила строго. Я отвечала на необходимые вопросы, и если с моей стороны следовала заминка, Дмитрий Николаевич, как-то незаметно для членов комиссии, выводил меня на верную стезю ответа и экзамен продолжался дальше. Своих он не сдавал.
Была рассмотрена также рецензия на мою дипломную работу «Смертельный синдром» ( глава из рукописи).
«Рецензируемые главы из рукописи «Реквием о сверхестественном» свидетельствуют об умении автора «держать» внимание читателя, выстраивать фабульный материал.
В простой, непритязательной манере автобиографического рассказа Т.Н. Иванова повествует о печальной судьбе нескольких сотрудников пермского научно-производственного объединения, пострадавших от воздействия «темных сущностей» и вмешательства инопланетян.
Увлекательный сюжет построен как цепочка таинственных происшествий и несчастий. Разгадка же кроется в их верном осмыслении читателями- к таким выводам подводит нас автор в последних абзацах каждой главы. «Человек без Бога в душе – слаб и беззащитен.»
Думается, в такого типа текстах не надо пренебрегать диалогами: за счет них можно оживить характеры и разбавить хроникальность материала.
…Заметим, что указанные здесь недостатки вполне могут искупаться художественными достоинствами романа в целом.» Рецензент, кандидат филологических наук Малкова Ю.В. 05.03.2010 г.
Текст рецензии немного сокращен, указаны чисто грамматические ошибки и несоответствия и, скорей всего, они важны только для меня.
Я впервые обучалась на таких высоких курсах и, в итоге, получила профессию «литератор». И я благодарна судьбе, что, несмотря на препятствия, пусть даже во второй половине жизни, но сумела обрести любимую литературную специальность и стала писателем.
Закончив курсы в 2010 году, я в этом же году вышла на пенсию, выработав необходимый трудовой стаж. Мне исполнилось 55 лет.
Казалось бы, все налаживалось, если бы не саднящая в душе рана: из-за непрерывного обучения и других передряг, я не смогла приехать на похороны отца. Он умер 7 мая 2009 года, так и не дождавшись меня в гости.
Я лишилась последней энергетической ниточки, которая связывала меня с родным человеком. Теперь на этом свете я была сиротой.
Еще в начале двухтысячных годов, я начала писать о судьбах ветеранов Великой Отечественной войны, переживших когда-то все тяготы тех страшных лет, отдавая все силы на благо Родины, для Победы.
В мою летопись истории вошли всего 20 ветеранов, но я думаю, что даже этот маленький шаг подвигнул к большему, оставив в нашей памяти то героическое поколение, которое спасало мир от фашизма.
Сейчас, забегая вперед, можно лишь с грустью подтвердить, что все ветераны ныне уже отбыли свой жизненный срок и ушли в мир иной.
Я писала о кронштадтцах и пермяках, писала о юнгах и офицерах флота, о рядовых и командирах- упоминая всех, кто мог, хотя бы что-то рассказать о суровом военном времени, об участии на полях сражений, о тяжелейших днях испытаний в ленинградскую блокаду и просто о буднях войны, в которой жили тогда советские люди.
Информация доставалась нелегко. Разговорить ветерана и рассказать свою фронтовую историю- это было еще полдела, но душа страдала, глядя, как от кровавых воспоминаний плакали даже мужчины, не выдерживая боль, через которую они прошли.
Некоторых ветеранов уже подводила память: и так как в военное время названия фронтов постоянно менялись, то старики уже забывали, в составе какого фронта они штурмовали тот или иной город. Приходилось идти в библиотеку и прослеживать по картам и учебникам весь боевой путь ветерана.
Случались иногда и неожиданные казусы в историях про ветеранов. Однажды, опубликовав статью в «Кронштадтском вестнике» про героя войны С.Л. Ильина, мне вдруг позвонил домой его давний друг Илья Семенов, попросив в редакции мой номер телефона.
Оказалось, что еще в 1941 году, по призыву, они вместе отправились на фронт. Но на пункте назначения ребят «рассортировали» в разные виды войск. Сергея отправили на курсы трактористов, чтобы тянуть пушки для передислокации их на позиции. А друга Илью- в артиллерию. За всю войну их дороги так и не пересеклись.
Вернувшись после Победы в Кронштадт, Илья не смог разыскать своего друга, считая его погибшим, пока не увидел в газете очерк про Сергея.
И, конечно же, я очень рада, что мне выпала такая миссия: послужить своеобразной палочкой- выручалочкой, чтобы ветераны, наконец, повстречались и жили еще долго и счастливо.
Запомнились встречи с Риммой Петровной Желтобрюховой и ее мужем Николаем Григорьевичем Кельгановым. Я много раз побывала у них в гостях, сближаясь словно с родными и близкими людьми.
Римма Петровна рассказывала, как 16- летней девушкой добровольно подала заявление для отправки на фронт, как получила назначение в Кронштадтский Учебный отряд и по специальности «связистка» была направлена служить на Ораниенбаумский плацдарм. Это был небольшой клочок земли, примерно 5 км, но именно здесь рухнули цели фашистов, так и не сумевших замкнуть кольцо блокады.
Когда Римма Петровна попала в кронштадтскую больницу, я пришла попроведовать ее. Бледная, измученная от болезни, она лежала, уже не вставая с кровати. Мы долго говорили, общаясь о своем, личном, я обещала вскоре прийти, но и саму меня подкосила пневмония и наша встреча оказалась последней. Она навсегда остается в моей памяти- эта добрая и отзывчивая женщина, по сути заменившая мне мать.
Каждый год нас с Валерией Лебедевой ( журналисткой «Морской газеты») приглашали в 42-ю Мореходную школу на встречу с бывшими юнгами Балтийского флота.
Встреча проходила в классе, где собирались воспитанники «Мореходки». Затаив дыхание, слушали будущие моряки воспоминания ветеранов, героические истории бывших юнг, которые отстояли для них свободу и Родину.
Особенно на выступлении западали в душу стихи юнги тех военных лет- известного петербургского поэта Н.М. Уланова, в чьем творчестве отображались и суровая романтика моря, и трудные будни военной службы и грезы мальчишек, стремившихся попасть в юнги.
В стихотворении «Память» Николай Максимович с гордостью замечает особое состояние души юнги, воплотившего свою мечту о море и готового на подвиг во имя Родины.
«Мы были юнгами поры военной.
Поры ночей бессонных и невзгод.
На бескозырках наших вдохновенно
Пылало слово в золоте – Балтфлот!
Встречи с ветеранами проходили всегда очень сердечно и искренне, оставляя в памяти неизгладимый след от общения с этими мужественными людьми.
Правда, однажды, на одной из таких товарищеских встреч, я попала в довольно щекотливую ситуацию. Как всегда, после торжественной части мероприятия, начальство «Мореходки» приглашало ветеранов на банкет, а заодно и нас с Валерией.
После торжественных церемоний и тостов, принято было пить водку. Я заметила, что даже после второй или третьей рюмки, ветераны оставались бодренькими и не пьянели.
Уговорили, наконец, выпить и меня. Только опьянела я моментально. Увы, до ветеранского «здоровья» я не тянула. А бывшим юнгам, видно, помогала фронтовая привычка. Сильны все же были наши предки и даже в старости оказались выносливее нас, молодых.
В 2006 году я получила Благодарность от Межрегионального совета г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, Всероссийской организации ветеранов войны и труда за активное участие в публикации материалов в газете «Кронштадтский вестник» к 60- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Не могу не написать еще об одном событии, глубоко затронувшим мою душу и потрясшего там, наверно, все шестеренки до самого основания.
Где-то в последний предпенсионный год, я увидела небесное чудо, которое случается, утверждают старожилы, только в Кронштадте. Это было в марте, еще лежал снег и сквозил холодный ветерок.
И в этот утренний час на небе висела луна, занимая полнеба. Из-за гигантского размера, казалось, что ты сам находишься на тверди этого спутника. Все щербинки, горы, каналы- все виднелось четко и явственно, словно ты был там на экскурсии.
Я долго наблюдала это фантастическое зрелище, опоздав даже на работу. Да и наверно многие люди замедлили в эту минуту свой шаг, любуясь лунной поверхностью.
Никогда не думала, что бывает нечто подобное. Может быть, луна не раз показывалась во всей своей агромадной красе, только облачность часто закрывает у нас небосвод и, порой, даже и полнолуние не увидишь. Вот такие случаются космические новости.
Свидетельство о публикации №222042401373