Путин едет по стране
Л.Бональд
Жарким июльским утром я сдавала экзамен в ГИБДД. Маршрут мой проходил по кольцевому перекрестку Копейского шоссе. Шесть полос, дорога в выбоинах, грузовиков больше, чем легковых машин. Страшно. Натягиваю ремень безопасности, с опаской поглядывая на инспектора, шумно выдыхаю, жму на газ и инстинктивно стискиваю зубы в ожидании хорошо изученной ямы, в которую каждый раз ровно на этом самом месте попадало правое колесо моей желтой Шевроле. Проехала как по маслу. Слегка обескураженная, оглядываюсь на своего инструктора, который пожимает плечами и отворачивается к боковому окну, чтобы скрыть довольную улыбку. Как сказал сотрудник ГИБДД, выдавший мне пару часов спустя новенькие права категории В, «Копейское шоссе починили». «Но ведь его десять лет отремонтировать не могли!» - невольно вырывается у меня. Инспектор отводит глаза, поднимает в небо указательный палец и шепотом говорит: «К нам едет Путин!».
Для российского обывателя приезд Владимира Владимировича, как мыслится, на благо. Мой дедушка ждал визита Путина в Челябинскую область с нескрываемым злорадством, мол, наконец-то чиновникам по шапке надают. Не знаю, как форсирует чиновников премьер-министр летом, когда они шапки не носят, но дороги в Челябинской области стали лучше всего за неделю, а один из особо печальных муниципальных пляжей благоустроили за одну ночь. Для этого Путину достаточно было сказать: «Разберитесь». Хотела бы я обладать такой силой печатного слова.
Если у вас есть привычка регулярно включать Первый канал в девять вечера, то вы недалеки от мысли, что Владимир Владимирович – национальный супер-герой, способный своей безграничной властью решить проблему любого масштаба, оказавшись за пару минут в любом уголке страны: пожарники не справляются с сезонными возгораниями в лесах – Путин едет в Новгородскую, а затем Воронежскую области тушить пламя с самолета в духе бессмертного «Крепкого орешка». Нужно провести промо-кампанию для увеличения продаж продукции отечественного автопрома? Не вопрос: В.В. Путин садится за руль Лады и мужественно проезжает маршрут Чита-Хабаровск на третьей передаче, не уставая всю дорогу давать интервью в поддержку АвтоВАЗа. Не забывает Владимир Владимирович и о благе столичных жителей думать. Москвичи два месяца задыхаются от едкого столичного дыма, а мэр Лужков в это время дышит влажным, полезным для легких океанским воздухом? Снять такого мэра! Так сказал Путин, и так сделал Медведев.
Путешествия Путина – сокровищница новых трендов как в медийном пространстве, так и в чиновничьей среде. У новостников-телевизионщиков появилась даже своеобразная игра-соревнование «Городки»: пока у одних выходит в прямой эфир комментарий Путина из Екатеринбурга, «картинка» других в это время показывает Путина во время визита во Владивосток. Газеты же и вовсе перестали поспевать за нашим мобильным премьером. Тут невольно возникает аналогия с поп-группой «Ласковый май», когда по официальному графику музыканты давали шесть концертов в день, причем в разных городах. Невольно позавидуешь такой работоспособности. А в среде региональных чиновников ходила байка о «горькой микстуре ВВП»: один раз принять – и год можно жить без проблем. Но с оговоркой: если после приема осложнений не возникает.
Активная региональная трэвел-политика Путина подстрекает пользователей ресурса eBay на актуализацию нового бизнеса под условным названием «пути Путина»: здесь можно приобрести за очень неумеренную плату ручку, которой писал Путин в Челябинске, столовые приборы, которыми ел Путин в Ханты-Мансийске. Найти можно практически все: даже перчатки, которые когда-то обронил Путин. Здесь собрана богатая коллекция всего, к чему когда-либо прикасался Владимир Владимирович во время путешествий по России. Правда лот с мальчиком, которого наш премьер целовал в живот, найти пока невозможно. Однако восьмилетний герой регулярно дает интервью, фотографируется со всеми желающими даже спустя год после своего звездного часа.
Откуда такая любовь россиян к «вещной стороне власти»? Самое время Николя Саркози грызть ногти от зависти: по опросам французских граждан, практически никто не хочет получить в подарок какую-нибудь вещичку из президентского бюро. Да, французы, особенно из провинций, готовы каждый год 18-ого сентября отстаивать пятичасовую очередь в Елисейский дворец, открытый для публики лишь два дня в году, чтобы подышать свежим воздухом елисейского парка, полюбоваться на зал Наполеона I и мебель XVIII века, увидеть республиканскую охрану, поговорить с обслуживающим персоналом, работающим во дворце. При этом никому и в голову не пришло не то что покупать, даже продавать сувениры с символикой дворца или с портретом Саркози: не нужны они жителям страны, разве что иностранцы разочарованы немного. Однако каждый француз счел своим долгом поинтересоваться у отряда специального назначения, во дворце ли Саркози. Получив отрицательный ответ, разочарованный посетитель шел смотреть фотовыставку, расположенную в обеденном зале. Мы же с другом продолжали настаивать: «Но ведь национальный флаг наверху, по протоколу это означает, что президент у себя». Смотритель зала загадочно улыбнулся и сказал: «Вы слишком хорошо знаете протокол». Интересно получается: президент, которого жаждет увидеть народ, скрывается во дворце, а премьер-министр, регулярно в этот народ идущий, слишком уж объемная фигура для восприятия, что лучше прикасаться к такой власти, воплощенной в такой личности, по частям и через посредников (те же СМИ). Ибо робеем.
Если бы я умела рисовать, то написала бы портрет Владимира Владимировича в духе французского романтизма, в стиле Делакруа: много движения, яркие, глубокие цвета, децентрализованная композиция и ориентализм. Мой портрет Саркози вышел бы нео-классицистическим, я взяла бы у Жискара его скромные приглушенные цвета, статику и монументальность фигуры с отсутствием фона. Какая работа при этом оказалась бы более сложной для восприятия? Конечно, в стиле романтизма. Здесь очень важен исторический подтекст, знание символики цветов, определенных мифов. Как наверняка заметил бы французский семиолог Ролан Барт, фигура В.В. Путина настолько обросла мифами, в том числе и мифами о его путешествиях, о политике «на колесах», что Путин для нас и сам стал мифом, намного более загадочным и непостижимым, чем для иностранцев, которым, как правило, всегда все понятно. Но мы упрощать не любим. Оттого и безальтернативной песне Юрия Шевчука «Путин едет по стране» верить не хочется. Хочется жить возможностью альтернативы, хочется иметь возможность интерпретировать миф Путина по-своему.
октябрь 2010
https://74.ru/text/gorod/2010/10/05/58847121/
Свидетельство о публикации №222042401540