Строгая свекровь

Уже несколько дней Мария Семёновна чувствовала какой-то внутренний дискомфорт. Он мешал ей быть внимательной на работе, а дома заниматься привычными хлопотами по хозяйству. Вот и вчера вечером после ужина она стала мыть посуду, из рук выскользнула её любимая чайная чашка и разбилась. И тогда Мария Семёновна сказала себе: «Всё! Хватит! Успокойся, Марья, и разберись, что тебя выбивает из колеи».

Мария Семёновна прошла в зал, опустилась на мягкий диван и удобно откинулась на спинку. Она закрыла глаза, постаралась ни о чём не думать и расслабить спину, шею и плечи. Просидев неподвижно несколько минут и почувствовав небольшое физическое облегчение, она начала мысленно перебирать последние события своей жизни, чтобы понять, что могло вызвать это нынешнее её состояние.
Проблемы на службе?

Отдел фирмы, в котором Мария Семёновна работала начальником, вот уже неделю готовил квартальный отчёт. Но она держала ситуацию под контролем, вовремя обнаруживала ляпы, и всё становилось на свои места.

Руководителем Мария Семёновна была строгим, но справедливым, поэтому отдел работал чётко и слаженно. И атмосфера в коллективе была здоровая. Правда, последнее время Катерина, одна из сотрудниц, стала частенько опаздывать, но Мария Семёновна поговорила с ней наедине по душам, предложила помощь, и проблема постепенно решилась. Контролёры и проверки пока тоже не ожидались.
С работой разобрались.

Личная жизнь?

Мария Семёновна была уже не в том возрасте, чтобы портить нервы из-за романтических отношений с поклонниками. В молодости она пережила большое потрясение, узнав об измене мужа, и рассталась с ним после года совместной жизни. Вскоре родился Валерик, и она полностью посвятила себя воспитанию маленького сына. Сын уже вырос, женился, купил квартиру. Теперь он с семьёй живёт отдельно. А Мария Семёновна наконец-то вернулась к выстроенному годами размеренному образу жизни, который её полностью устраивал.
Так что же мешает, что не даёт покоя?

Сын?

Сына Мария Семёновна, как и многие недолго побывавшие замужем современные женщины, растила одна. Много слёз пролила она после развода и рухнувших надежд на семейное счастье, но от отчаяния спас её сын. Валерик стал единственной её радостью, единственным светом в окошке. Его лепет, маленькие ручонки, доверчиво тянувшиеся к мамочке, тёплый молочный запах, идущий от прижавшегося к её груди тельца, придали Марии Семёновне новые силы. Любовь и жалость к малышу, брошенному отцом, стали той путеводной звёздочкой, которая заставила её собраться и повела дальше по жизни. И Мария Семёновна стала жить только для сына. Конечно, она понимала, то мальчику нужен отец, но боялась нового предательства и не была уверена, что слово «папа» сможет окончательно вытеснить такое хлёсткое, как удар кнута, слово «отчим».

Отсутствие отца и отцовской любви к своему Валерику Мария Семёновна компенсировала материнской любовью. Однако, как женщина здравомыслящая, она не впала в крайности воспитания, присущие чересчур эмоциональным и экзальтированным мамашам. Валерик вырос нормальным парнем, может быть чуть более мягким и уступчивым, чем его дворовые приятели.

Мария Семёновна отчётливо понимала, что одним из шансов хорошо устроиться в жизни было образование. Поэтому с первых дней обучения сына она не только внимательно наблюдала за его школьными успехами, но и активно помогала в учёбе.
 
Её усилия не пропали даром. Валерик окончил школу с серебряной медалью, сам поступил в престижный вуз, и теперь работал программистом в солидной фирме.

***
И вот настал день, когда сын привёл к ним в дом свою девушку — Валечку, как он её представил матери.

На первый взгляд, Валентина, как сразу стала называть её Мария Семёновна, ничего особого собой не представляла. Обыкновенная внешность, простенько одетая.
Смущается, неуверенно себя держит в незнакомой обстановке. «Выглядит скромницей, — неприязненно подумала Мария Семёновна. — А, как известно, в тихом омуте…» К тому же оказалось, что Валечка приехала из деревни, учится в техникуме и живёт в общежитии.

Незаметно рассматривая девушку, она продолжала размышлять: «Знакомиться привёл. Как бы сын не увяз в этой истории. Не пара она ему. А если… смогу я смириться и делить его с этой простушкой?» Вслед за этой мыслью тихой змейкой приползла вторая: «Валерик всё время будет занят этой девицей, и на меня у него не останется ни времени, ни внимания».

Однако Мария Семёновна ничем не выдала своих сомнений. Вспомнив народную мудрость, что первое впечатление бывает обманчиво, она решила подождать с выводами.

***
Мария Семёновна всё-таки стала свекровью.

После свадьбы Валя поселилась у них.

В течение жизни Мария Семёновна приучала себя к дисциплине и порядку, потому что знала, что если сама не сделает, не добьётся, не доведёт до ума, это так и останется несделанным. Вот и от других она требовала того же самого.

На работе в отделе у неё всегда был порядок, который поддерживался справедливым отношением к людям и разумным ведением дел, благодаря чему сама Мария Семёновна пользовалась искренним уважением коллег.

И дома у неё был порядок. Все вещи стояли на своих местах, повсюду царила идеальная чистота. Домашние дела, будь то стирка, уборка или свободное время заранее планировались и строго выполнялись. Сына она тоже приучила к порядку.
Умом Мария Семёновна понимала, её отношение к сыну должно перейти и на Валентину, ведь фактически она стала ей второй матерью. Но переступить через первое впечатление от знакомства с девушкой как-то не получалось. К тому же оказалось, что невестка была не такой пунктуальной и аккуратной, как ей бы хотелось.

Она с трудом сдерживала раздражение, когда обнаруживала невесткины вещи, лежащие не на своём месте. Стараясь убрать из голоса металлические нотки, Мария Семёновна делала ей замечание:

— Валентина! Неужели трудно поставить на место хозяйственную сумку? Валентина! Забери, пожалуйста, свою кофту из зала. Положи её на своё место. Опять ты не привела в порядок постель. Это надо делать сразу же, как только проснулись и умылись.

Раздражали и не очень умные, как ей казалось, рассказы Валентины о своей учёбе, о жизни в деревне, её ответы невпопад.

Ну и так далее.

А ещё Марии Семёновне казалось, что сбылись её предчувствия: невестка отнимает у неё любовь и всё внимание сына. Она как-то не задумывалась, что помимо сыновней любви может существовать иная любовь, не мешающая первой.

***
Конечно же, Валечка очень старалась понравиться Марии Семёновне, бросалась убирать свои вещи по первому звуку её голоса и пыталась как-то оправдываться, но со временем эти оправдания сошли на нет. Она меньше вступала в разговоры со свекровью, всё больше молчала, чаще оставалась в их с мужем комнате, вечером реже выходила в общий зал, а во время завтрака или ужина старалась поскорее принять пищу и, сославшись на какое-либо дело, выйти из-за стола.

Особенно неловко Валя чувствовала себя, когда из деревни приезжала её мать и привозила сумки деревенских гостинцев — грибочков, сала, банок с солёными огурцами и помидорами. Шумная, весёлая, она всё это выгружала на кухне, наполняя квартиру деревенским говорком. Верхнюю одежду она просто складывала на стул в коридоре. Когда ей предлагали повесить куртку на вешалку, она отмахивалась, говоря:

— А что с ней сделается? Чай не бальное платье.

Гостинцы раскладывались на места, для них не предназначенные. Валя видела, что Марии Семёновне очень не нравился этот непорядок в квартире, хотя свекровь и не подавала виду: как-никак родня.

Нет, Анна Васильевна не оставалась гостить на несколько дней. Побыв два-три часа и рассказав все деревенские новости, она непременно собиралась восвояси, что вызывало тайный вздох облегчения хозяйки квартиры.

Валя очень радовалась, когда Валерик наконец перевёз их небольшое имущество в новую квартиру. Нечастые посещения свекрови она переносила здесь гораздо легче, потому что теперь сама была хозяйкой и это был её дом. Но горькая пилюля недопонимания и незаслуженной обиды никак не рассасывалась. И Валя придумывала массу уважительных причин не пойти, когда Валерик собирался в гости к матери.

***
Подошло время появиться в их семье новому человечку. Сколько было радости у новоиспечённой бабушки! А тут ещё молодые родители решили назвать своего первенца Валерием.

Мария Семёновна души не чаяла в своём внуке. Каждое утро, только проснувшись, она вспоминала маленького Валерика, его круглые глазки глубокого синего цвета, его маленькие ручки с крохотными ноготками, редкие светлые волосики на макушке.
«Какое счастье, — думала она, — этот маленький живой комочек. Как он похож на сына в его возрасте! В лепёшку расшибусь, если что-то понадобится. Позвоню попозже Валентине — хочу подержать его на руках, понянчиться».

***
Улучив свободную минутку на работе, Мария Семёновна позвонила невестке.

— Здравствуй, Валентина. Как там наш малыш? Я подъеду вечерком, поиграю с нашим красавцем?

— Здравствуйте, Мария Семёновна, — сдержанно ответила Валя. — Простите. Но сегодня, наверное, не получится. Врач сказала, что перед сном нежелательно тормошить ребёнка, иначе ему будет сложно успокоиться.

— Хорошо, Валентина. Тогда, может, завтра днём? Ведь завтра суббота…

— Боюсь, что и завтра не стОит. Весна холодная. Дождь льёт не переставая. В городе вовсю гуляют вирусы. Вдруг принесёте с улицы.

Мария Семёновна разочарованно повесила трубку. Она начала понимать, что Валентина каждый раз ищет предлог, чтобы отказать ей в общении с малышом.

Валентина! Вот в чём причина.

«Почему? Что я делаю не так? — с обидой думала Мария Семёновна. Она стала вспоминать, как Валентна впервые пришла к ним в дом, как она сжималась и замолкала, когда Мария Семёновна обращала её внимание на неубранные вещи; как стеснялась щедро разложенных по всей кухне деревенских гостинцев своей весёлой и шумной матери. — Ну и что же? Разве я когда-нибудь устраивала по этому поводу сцены? Разве я сказала Валентине хоть одно грубое слово? Я, конечно, женщина с твёрдым характером, привыкла к тому, чтобы всё делалось как следует и вовремя. Благодаря этому у меня отдел работает как часы».

Вдруг что-то переключилось в её голове: «Но ведь Валя не моя подчинённая. Конечно же, мать её любила, баловала, воспитывала по-своему, а не как мне этого хотелось бы… Да ведь Валентина меня просто боится! А потому избегает встреч». Марию Семёновну словно кипятком ошпарило. «Бедная девочка! А что бы я чувствовала на её месте?»

***
На следующий день позвонил сын.

— Мама! Что-то ты у нас давненько не была. Приезжай, пожалуйста! Помоги Валечке с малышом. Она не совсем справляется.

— Конечно же, Валерик! — радостно ответила Мария Семёновна и засобиралась к сыну.

***
С полной сумкой продуктов и подарков для внука Мария Семёновна вошла в прихожую. Валя встретила её довольно сдержанно. Маленький Валерик, сидевший на руках у матери, увидел бабушку, отвернулся и уже сморщился, чтобы заплакать. Однако знакомый ласковый голос заставил его оглянуться и с любопытством посмотреть на яркую машинку, которую протягивала ему гостья. Он протянул ручки к новой игрушке и заулыбался.

— Проходите, Мария Семёновна, мойте руки и располагайтесь.

Мария Семёновна занесла продукты на кухню и вернулась в комнату.

— Возьмите Валерика, а я пойду поставлю чай, — ровным голосом сказала невестка.
Мария Семёновна бережно взяла мальчика на руки. Невидимая счастливая волна пробежала по телу.

— Подожди, Валечка. Мне нужно с тобой поговорить.

Валентина остановилась и удивлённо посмотрела на свекровь. Валечка?

— Валюша, прости меня. Я долго думала и всё поняла. Я очень люблю вас с Валериком, и особенно нашего малыша. Я хочу, чтобы мы были одной семьёй.

Мария Семёновна увидела, как напряжённое выражение лица невестки постепенно исчезает, а глаза начинают влажно блестеть. Она протянула к Валентине свободную руку. Валя на мгновение замерла, а потом сделала первый шаг ей навстречу.


Рецензии
Жизненная семейная история. Мне кажется, дело тут не только в жёстком характере свекрови, но и в том, что молодые стали жить в родительском доме. Тяжело, когда под одной крышей сходятся два чужих по сути человека - теща и зять, свекровь и невестка. Ведь у каждого свои привычки, свой режим дня. Вот и произошел разлад. Валя стала бояться, что свекровь настроит против неё сына. Вот и ограничивала общение. Написано хорошо и живо

Елизавета Герасимова 3   24.04.2022 21:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Елизавета, за развёрнутый отзыв.
Хорошо, если человек понимает свои ошибки. Однако это происходит, к сожалению, не так уж часто.

Удачи в творчестве!

Наталья Шестакова 3   26.04.2022 08:12   Заявить о нарушении