Фильмоскоп и фонарик

Для учебных целей в школе часто показывали диафильмы. В проходе между партами устанавливали фильмоскоп с лампочкой внутри, изображение проецировалось на экран или просто на белую стену.

Фильмоскоп в те далёкие годы был большой редкостью. В «Книге для вожатого» даже были рекомендации с рисунками, как самому сделать фильмоскоп из подручных материалов. Я пробовал  - ничего не получилось.

А тут захожу в сельмаг, глазам не верю: фильмоскоп! Маленький такой. Берёшь в левую руку и смотришь в круглое окошечко одним глазом. Второй глаз для удобства перекрывается специальной круглой заслонкой. Там, на матовом стекле картинка. Ну, сначала, понятное дело, надо было открыть крышку и зарядить плёнку-диафильм.
Стоил фильмоскоп недорого, родителей долго упрашивать не пришлось.

Так вот, держишь аппарат левой рукой, а правой вращаешь рукоятку перемотки. Посмотришь одну картинку, прочитаешь  под ней подпись, крутишь ручку дальше, на второй кадр. И так до конца. На последнем кадре написано «Конец». Я даже помню тот первый диафильм. Он был про советский танк Т-34, захваченный немцами. Диафильмы тогда продавались отдельно в круглых пластмассовых или металлических коробочках.

Мне было 10 лет, и я был совершенно счастлив. Такого фильмоскопа больше ни у кого в деревне не было!

Пришёл в гости Вовка Шеметев. Показал я ему своё сокровище. Он и говорит:
- А давай меняться: я тебе за него ножик дам, складной перочинный. Хороший ножик! Есть шило, отвёртка, ложка, вилка.

Ножик, конечно, хороший. У меня такого не было. Но фильмоскопа было жалко.
- Нет. Не буду я меняться.

Прошла ещё неделя. Опять Вовка пришёл. И достаёт из кармана фонарик. Не простой фонарик: немецкий «Даймон». Отец-фронтовик когда-то давно из Германии привёз. Вот это да! О таком фонарике можно было только мечтать! Кроме основного белого, там были ещё два светофильтра – красный и зелёный для подачи сигналов. Для изменения цвета спереди располагались два ползунка. Внутри ещё и запасная лампочка.

Ну, тут уж я сдался. Фильмоскоп перекочевал к Вовке, а я стал обладателем замечательного фонарика.


Рецензии