Правдолюбы

     Не надо было проходить мимо телевизора в это время.  Не надо было это слышать. А он, Сергей Степанович, или просто, - Степаныч, прошёл и услышал. Вопрос Вяземского из "Умников и умниц", который тот задал школьникам: "Что такое правда"? Вопрос сильно взволновал Степаныча, потому что сейчас столько брешут, что в океане этой брехни трудно разобраться, где ложь, а где правда.

     "Сейчас столько врут, что в океане вранья тонет правда. И, действительно, что она, правда, есть такое? Я давно уже не школьник, но и мне хочется знать, что такое правда! Как бы я ответил на этот вопрос"? - подумал Степаныч и стал размышлять о том, что есть, из себя такое, эта самая правда. Голова Степаныча была головой уже современного человека, забитой какими-то расхожими понятиями. Одним таким расхожим или даже пошлым понятием была информация.

     В голове Степаныча сразу связались между собой понятия "информация" и "попала", и у него получилось его первое определение правды:

     "ПРАВДА - это совпадение ИНФОРМАЦИИ об одном и том же событии, ПОСТУПИВШЕЙ из множества разных источников".

     Степанычу в этом определении правды очень понравилось слово СОВПАДЕНИЕ, потому что очень часто, у людей, именно совпадения являются СЧАСТЛИВЫМИ, а НЕСОВПАДЕНИЯ приносят только НЕСЧАСТЬЕ! Но сколько должно быть разных источников, чтобы СОВПАДЕНИЕ информации из них стало бы ПРАВДОЙ о каком-то событии? Степаныч, он же ведь не учёный, не знал ответа на этот вопрос, но его мысль понеслась дальше:

      "Хорошо бы, конечно, знать сколько именно источников информации об одном и том же событии нужно выпотрошить, чтобы добиться об этом событии ПРАВДЫ, но не менее важно, чтобы и каждый источник, сам по себе, стремился бы стать ПРАВДИВЫМ. И вот что получается, - ПРАВДА - это информация о каком-то событии, полученная из ПРАВДИВОГО источника информации".

     Вот до каких высот точности и краткости определений донесла Степаныча его мысль! ПРАВДА - это информация из ПРАВДИВОГО источника! Но Степаныч тут же огорчился: в эпоху лжи и фейков нужно точно знать, что такое ПРАВДИВОСТЬ источника информации, а у Степаныча не было своего определения ПРАВДИВОСТИ! Степаныч, не будучи сильно учёным человеком, догадывался, что разработать понятие ПРАВДИВОСТИ очень нужно, но его мысль несла его, Степаныча, дальше:

     "ПРАВДА о событии, по-моему, это ИНФОРМАЦИЯ о нём, очень ТОЧНО его, событие, ОТРАЖАЮЩАЯ. Чем меньше ТОЧНОСТИ в отражении события, тем меньше в ИНФОРМАЦИИ о нём ПРАВДЫ, тем больше, в информации о событии, лжи и дезинформации. И, если в информации о событии больше лжи, дезинформации, чем ТОЧНОСТИ, то эта ИНФОРМАЦИЯ о событии уже и не ПРАВДА, а, скорее всего, - ложь, обман, враньё и враки"!

     Да, вот до этого определения правды додумался сам Степаныч. Но что-то его в этом определении не удовлетворяло, и он решил позвонить по телефону Свенельду Ивановичу Пирогову, тот, хотя и не был философом, работал преподавателем много лет, и мог бы сделать необходимые Степанычу уточнения:

     - Иваныч, скажи, что такое правда?

     - А тебя какая больше правда интересует, - ПЕРВИЧНАЯ или ВТОРИЧНАЯ? - откликнулся, в телефонной трубке, Свенельд Иванович Пирогов.

     - Ну, Иваныч, ты меня прямо ошарашил! Первичная! Вторичная! Давай так, Иваныч, - начнём с ПЕРВИЧНОЙ, - решил Степаныч.

     - Первичная правда, Сергей Степанович, - стал отвечать Свенельд Пирогов, - тоже бывает разной. Она бывает логической, рациональной. А ещё она бывает искажённой, мифической или просто эмоциональной.

      - Ну, куда ты так помчался, Иваныч? Чего затарахтел, как пулемёт? Давай поговорим, сначала, о правде логической, рациональной!

      - Логическая или РАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВДА, Степаныч, - это данные, сведения о факте, событии, причинах действительного развития какого-то явления, ЗАПЕЧАТЛЁННЫЕ их наблюдателем или очевидцем, находившимся в здоровом состоянии.

     - А какое состояние наблюдателя, или очевидца, является здоровым, Иваныч?, - искренне заинтересовался ответом Пирогова Степаныч.

     - Правильный, хороший вопрос, Сергей Степанович! Здоровое состояние наблюдателя факта, события, причин действительного изменения или развития какого-то явления, состоит в неискажЕнности, ничем, его зрения, слуха, обоняния и осязания. А на вкус, как впрочем и на цвет, - товарищей нет! - глубокомысленно, но совсем не по философски, заметил Свенельд Иванович Пирогов.

      - А у невротика, психа, прямо скажу, Иваныч,  - недееспособного человека, или зрение, или слух, или обоняние, или осязание, что-то одно, или сразу несколько, ИСКАЖЕНО, что-ли? - сделал свой вывод Сергей Степанович.

      - Вроде бы так, Степаныч, - снова начал говорить Свенельд Иванович Пирогов. - Но даже здоровому, психически, человеку, его ЭМОЦИИ мешают ЗАПЕЧАТЛЕВАТЬ какой-то факт, событие, причины развития, изменения какого-то явления ЛОГИЧНО и РАЦИОНАЛЬНО. Поэтому-то, Степаныч, и существует, помимо логичной, рациональной первичной правды, ещё и ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРВИЧНАЯ ПРАВДА. Так что, Степаныч, если будешь сочинять о чем-то, или о ком-то, ЛЕГЕНДУ или МИФ, тебе без ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВДЫ не обойтись!

     -  А разве эмоции, Иваныч, не брешут?

     -  Брешут, конечно, Степаныч, ещё как брешут! Особенно при сочинении легенд и мифов. Когда кто-то сочиняет, Степаныч, историю, рассказ о факте, событии, об изменении какого-то явления, имевших место в прошлом, то автор, Сергей Степанович, полагается на зрение, слух, обоняние и осязание людей, с которыми он уже не может переговорить, с глазу на глаз, чтобы понять, говорят они ПРАВДУ или ложь, потому что их давно уже нет среди живых, а спиритизмом, Степаныч, мы с тобой не владеем!

      - Да, Иваныч, спиритизмом мы с тобой не владеем! Поэтому, если не был сам очевидцем, наблюдателем какого-то события или изменения какого-то явления, то нужно сопоставлять данные, сведения об одном и том же, получаемые из разных источников. Вот как понять, кто из источников врёт, а кто говорит ПРАВДУ? - проявил полную свою запутанность в рассуждениях Степаныч.

     - Тут тебе, Степаныч, хотя я в этом и не уверен, может помочь определение ВТОРИЧНОЙ ПРАВДЫ, её ещё можно и ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДОЙ называть.

     - А что, Иваныч, неужели у тебя есть определение и такой, то есть ВТОРИЧНОЙ ПРАВДЫ?

     - ВТОРИЧНАЯ ПРАВДА, Сергей Степанович, есть совокупность данных, сведений, очень ДЛИТЕЛЬНО собираемых для того, чтобы РАЗОБРАТЬСЯ в том, КТО действительно совершил что-то и для того, чтобы определить ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ события или изучаемого явления.

     - А что делает тот, кто не хочет РАЗБИРАТЬСЯ, а желает кого-то в чем-то быстренько ОБВИНИТЬ? - озарился светлым вопросом Сергей Степанович.

     - СечЕшь в самую точку, Степаныч! Тот, кому нужно кого-то быстро ОБВИНИТЬ в чём-то,  не собирает ДЛИТЕЛЬНО данные, сведения о произошедшем, а плодит, производит НЕПРАВДУ. Она, Сергей Степанович, НЕПРАВДА есть данные, сведения, БЫСТРО, в суете, собираемые и сообщаемые массе людей, в конечном итоге, для того, чтобы не РАЗОБРАТЬСЯ в чём-то, а кого-то в этом ОБВИНИТЬ.

     -Ну, вот, Иваныч, хотели с тобой открыть что-то новое, а скатились к политике, лживой журналистике и оголтелой пропаганде! - вздохнул Сергей Степанович.

    - Нет, Степаныч, никуда мы не скатились, а подошли, с тобой, к определению ИСТИНЫ, которая выше и ценнее любой правды. Одни собирают данные, сведения о чём-то, что РАЗОБРАТЬСЯ, другие чтобы быстро, огульно кого-то ОБВИНИТЬ, - заявил Степанычу Свенельд Иванович Пирогов.

     - И в этом, в том, что одни РАЗБИРАЮТСЯ, а другие предвзято, заведомо ложно кого-то ОБВИНЯЮТ, и есть ИСТИНА, по-твоему, Иваныч?

     - ПРАВДА, Степаныч,- это сведения о пути, способе достижения какого-то РЕЗУЛЬТАТА. А ИСТИНА - это действительная ЦЕЛЬ применения какого-то способа действия или достигаемый на каком-то пути ПОДЛИННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ человеческих действий. Извини, Степаныч, у меня тут дела образовались, срочные, - сказал Свенельд Иванович Пирогов и сошёл с линии.

     А Степаныч подумал: "Может быть, Иваныч прав? Один ищет ПРАВДУ в  вере, и то что он начинает во ЧТО-ТО действительно верить, ,- это ИСТИНА. Другой ищет ПРАВДУ в данных своего научного исследования, и то, что, в конечном итоге он совершает научное открытие,- это тоже ИСТИНА! Третий ищет ПРАВДУ в причинах того, что его никто не любит, и то, что он сам начинает кого-то действительно любить, - и это ИСТИНА тоже"?

      Совсем запутал Степаныча этот хмырь интеллектуальный, - Свенельд Иванович Пирогов, но Степаныч вдруг понял, что не зря он, Степаныч, задумался о том, что такое правда, и какая она бывает.




      

    


Рецензии
Ой не зря, уважаемый Борис. Об очень актуальном задумался Степаныч в наши дни.
И мысли интересные. Спасибо большое, уважаемый Борис!!!

Игорь Тычинин   24.04.2022 08:02     Заявить о нарушении
Очень благодарен Вам, Игорь, за то, что ознакомились с этим рассказом. Спасибо за рецензию, и Вам, - новых, интересных Ваших, произведений!

Светлан Туголобов   25.04.2022 07:05   Заявить о нарушении